Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра математики, естественно-научных дисциплин и информатики
Черепанова Анастасия Андреевна
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«MULTILIFE»
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)
ВКР допущена к защите | Специальность: 44.02.02 |
« » _______________ 2018 года | Преподавание в начальных классах |
Зав. кафедрой ___________________ | Курс: 4, группа: 44 |
| Руководитель: Радугина О.П. |
| преподаватель МДК 01.10. Теоретическое и |
ВКР защищена | методическое обеспечение процесса |
с оценкой_______________________ | углубленного изучения дисциплин в |
начальных классах |
« » _______________ 2018 года | первой квалификационной категории |
| Рецензент: Ларионова В.В. |
| преподаватель МДК 01.10. Теоретическое и |
| методическое обеспечение процесса |
| углубленного изучения дисциплин в |
| начальных классах |
| первой квалификационной категории |
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ | |
1.1. Понятие «внеурочная деятельность» по ФГОС НОО | |
1.2. Цель и задачи внеурочной деятельности по информатике | |
1.3. Психологические особенности развития младших школьников | |
1.4. Методика использования программы внеурочной деятельности «Multilife» | |
Выводы по I главе | |
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ | |
2.1. Задачи и практическая методика апробации | |
2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации | |
2.3. Характеристика базы апробации | |
2.4. Ход и результат апробации программы по внеурочной деятельности «Multilife» в 4 классе | |
Выводы по II главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.
Эта проблема особенно актуальна сейчас, когда наука и общество постоянно движутся вперед, и ребенок просто не может оставаться в стороне от этого развития.
Внеурочная деятельность позволяет соединить познавательное и занимательное и овладеть прочными знаниями. Прочные знания, умения и навыки учащихся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. В отечественной педагогике серьезно разрабатывали теорию внеурочной работы Д. Б. Эльконин, Н. Г. Ильинская, Н. А. Герасименко, Т. И. Чурсина, Д. П. Шевляков, Е. В. Хоменко, и многие другие.
Психологическим аспектом применений внеурочной деятельности, как одной из форм обучения младших школьников, занимались Л. С. Выготский, В.С. Мухина.
Методическое положение теории внеурочной деятельности разрабатывали Н.Р. Олифиренко, О. А. Рослова, Е. А. Кормочи, И. Д. Чаплыгина и другие.
На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Разработка рабочей программы по информатике «Multilife» для развития творческих способностей у учащихся 4 класса».
Цель исследования: изучить понятие внеурочной деятельности и ее формы; разработать программу по внеурочной деятельности и провести ряд занятий для развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования: если на внеурочной деятельности по информатике в 4 классе систематически использовать разнообразные методы и приемы обучения, то у младших школьников уровень творческих способностей будет развиваться успешно.
Объект исследования: занятия по внеурочной деятельности по информатике в начальной школе
Предмет исследования: развитие творческих способностей у учащихся 4 класса.
Задачи исследования:
-
На основе анализа психолого-педагогической литературы описать понятие «внеурочная деятельность».
-
Определить уровни творческих особенностей младших школьников.
-
Выявить особенности педагогической деятельности по развитию уровня творческих способностей у младших школьников во внеурочное время.
-
Провести апробацию диагностик для выявления уровня творческих способностей во внеурочной деятельности по информатике в начальной школе на преддипломной практике.
-
Обработать результаты апробации, сделать выводы о целесообразности проделанной работы.
Методы исследования
-
Изучение методической литературы;
-
Анализ;
-
Синтез;
-
Систематизация изученной информации;
-
Обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами систематизированы теоретические положения о внеурочной деятельности по информатике в начальной школе и разработана рабочая программа «Multilife» для развития творческих способностей у учащихся. Она может быть полезна учителю для внеурочной деятельности по информатике с учащимися.
Структура ВКР: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие «внеурочная деятельность» по ФГОС НОО
В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности.
Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования []..
При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности. Внеурочная деятельность учеников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Выдающийся педагог Ю.Ю. Баранова пишет: «Согласно новому Федеральному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется пожеланию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения». []
Однако сущность термина «внеурочная деятельность» в стандарте нового поколения не раскрывается.
Сегодня, существует массу точек зрения, на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.
Ильина Т.И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы.[]
Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. []
Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеурочная деятельность направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществе.
1.2. Цель и задачи внеурочной деятельности по информатике
В школе необходимо сформировать систему внеурочной деятельности учащихся по информатике, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения информатике и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения информационных и коммуникационных технологий.
На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, были выделаны основные цели внеурочной деятельности учащихся по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
-
удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
-
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
-
подготовка личности «информационного общества»;
-
вовлечение школы в построение единого информационного пространства.
В соответствии с сформулированными целями, педагоги определяют основные задачи внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
-
организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
-
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
-
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
-
внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Внеурочной деятельности учащихся по информатике свойственны основные черты внеурочной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:
-
целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
-
свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;
-
реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
-
особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
-
возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;
-
реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);
-
в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе. К ним относятся:
-
образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;
-
воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;
-
креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;
-
компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);
-
рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
-
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
-
функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
-
функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
-
контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
-
интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.
С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной деятельности школьников совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.
Проведя анкетирование школьников, можно выявить направления содержания, которые были бы интересны определенному кругу учащихся.
Помимо этого, информационные технологии стали не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной деятельности школьников должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях учащихся, а так же на потребностях социально-воспитательной среды школы.
В основе функционирования системы внеурочных занятий по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
1.3. Психологические особенности развития младших школьников
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания учителями, родителями закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
Педагоги образовательных учреждений должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков школьника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования. Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», — многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия.
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятии. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.
Однако восприятие в 1 и в начале 2 класса ещё весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Например, они путают буквы «ш» и «щ», изображенные на картинке рожь и пшеницу, пятиугольники и шестиугольники. Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное не воспринимают. Словом, младшие школьники не умеют рассматривать предметы.
Ученики 3 классов способны к более высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия.
Учащиеся в 4 классе проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений ученики не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
1.4. Методика использования программы внеурочной деятельности «Multilife»
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов (о вреде курения, наркомании, алкоголизма), которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером. Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.
Основное направление программы – художественно - эстетическое и нацелена на создание короткометражных мультфильмов с помощью рисование в Painte, Word, конструктора мультфильмов «Студия Мульти-Пульти», с использованием разных видов анимации: пластилиновая, кукольная, бумажная, песочная и т. д, фото и видео съемка.
Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир, литературное чтение. На занятиях кружка дети шаг за шагом создают собственный проект (мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.), например, «Сказочный лес», «Подводный мир», «Деревенский пейзаж» и так далее. Творчество детей проявляется в создании своей сказки, стихотворения, рассказа. Поэтому работы каждого ребенка уникальны и неповторимы. Такие занятия создают условия для самостоятельной творческой деятельности.
В процессе обучения дети:
-знакомятся с разными видами искусства, такими, как кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство
-знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка.
-учатся работать с разными программами и оборудованием (Word, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д.)
-применяют на практике знания, умения и навыки по математике, информатике, технологии, ИЗО и литературе.
-учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать)
-осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель)
При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух подходов.
Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе решения конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.
Данная программа рассчитана на 1 год, 36 учебных часа и предназначена для детей 10– 11 лет, которые постоянно посещают занятия. Занятия проходят 1 часа в неделю. Продолжительность занятий 40 - 45 минут.
Цель курса: создать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, потребности в умении учиться через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности в процессе совместной деятельности по созданию мультфильмов.
Планируемые результаты:
-овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.
-освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
-создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред(создание мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.);
-ознакомление со способами организации и поиска информации;
-создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
-формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль.
Формы и методы обучения: лекции, групповые занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки персонажей с декорацией, экскурсии.
Вывод по I главе
Из проделанной работы мы можем сделать вывод, что в процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.
Одним из деятельных методов учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность по информатике. Правильно организованная внеклассная деятельность в школе носит огромный воспитательный характер. Внеурочная деятельность расширяет и углубляет знания учащихся, которые они получают на школьном занятии. Это позволяет приобрести множество полезных навыков, необходимых в жизни. Внеурочная деятельность упрощает индивидуальный подход к учащимся и способствует глубокому усвоению знаний.
Нами была создана рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике «Multilife», для развития творческих способностей у учащихся 4 класса.
Программа является мотивационной направленностью на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интересней становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию.
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1. Задачи и практическая методика апробации
Преддипломная практика проходила в МОУ «СОШ № 43» города Копейска в 4 классе. Для апробации конспектов уроков и диагностического инструментария были проведены внеурочные занятия в 4 классе МОУ «СОШ № 43» города Копейска Челябинской области.
Сроки проведения апробации: 19 февраля по 19 марта 2018 года. Перед проведением апробации были поставлены следующие задачи:
-
Провести диагностику развития уровня творческих способностей у учащихся 4 класса (на констатирующем и контрольных этапах апробации программы);
-
Ввести в процесс внеурочной деятельности в 4 классе фрагмент программы художественно-эстетического направления «Multilife» (на формирующем этапе апробации – 6 занятий);
-
Сравнить и проанализировать результаты констатирующей и контрольной диагностик, сделать выводы о целесообразности использования программы в целях развития творческих способностей младших школьников;
-
Обобщить результат апробации;
-
Сделать вывод о целесообразности проделанной работы.
Технологическая карта практической деятельности в педагогической апробации представлена в таблице 1 на странице 19.
Таблица 1
Технологическая карта практической деятельности в педагогической апробации
Срок апробации: «19» февраля - «19» марта 2018 г.
Дата занятия | Тема занятия | Задача занятия по практической части ВКР | Методическое средство практической деятельности на занятии | Этап апробации. Средство выявления показателей апробации |
19.02.18 | Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. | Провести диагностики на определение уровня развития творческих способностей во внеурочной деятельности по информатике (концентрация внимания, оригинальность, творческое мышление) Выбирать фон для мультфильма. Работать с предметами. | Листы с заданиями Тест Задание Творческая работа Программа для создания мультфильмов | Констатирующий (диагностики, наблюдение, фронтальная беседа, творческое задание) |
26.02.18 | Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» | Работать над выбором актеров. Рассматривать коллекцию действий актера. | Задание Игра на внимание Программа для создания мультфильмов | Формирующий (наблюдение, фронтальная беседа, творческая работа) |
2.03.18 | Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» | Учимся делать Анимацию у актера. Смена действия актера. | Задание для групп Творческая работа Программа для создания мультфильмов | Формирующий (наблюдение, фронтальная беседа, творческая работа) |
9.03.18 | Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» | Выбор звука и музыкального сопровождения. Работать с текстом. Научиться делать анимацию текста. | Игра Презентация Программа для создания мультфильмов | Формирующий (наблюдение, фронтальная беседа, творческая работа) |
12.03.18 | Работа над созданием парных проектов - мультфильмов. | Работать над созданием парных проектов - мультфильмов. | Конкурс Задание Программа для создания мультфильмов | Формирующий (наблюдение, фронтальная беседа, творческая работа) |
19.03.18 | «Создание мультфильмов и живых картинок» - «Мультфестиваль». | Презентация мультфильмов. Провести повторные диагностики на определение уровня развития творческих способностей (концентрация внимания, оригинальность, творческое мышление) | Диалог Листы с заданиями Творческая работа Тест | Контрольный (наблюдение, повторные диагностики, защита проектов) |
2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации
Для отслеживания результатов апробации нами был выбран ряд критериев и показателей отслеживающих уровень формирования творческих способностей у учащихся 4 класса.
Таблица 2.
Показатели и критерии уровня сформированности творческих способностей младших школьников к внеурочной деятельности по информатике.
№ | Критерии | Показатели | Уровни | |
Низкий | Средний | Высокий |
1 | Концентрация внимания | - степень сосредоточенности на определенной работе (упражнении) | Сосредоточенность на определенной работе отсутствует, невысокая эффективность работы, возникают проблемы в правильном выполнении задания | Нестабильно сосредоточена на отрезке работы, эффективность работы достаточная, умеренная, Правильность восприятия и выполнения заданий колеблются. | Сосредоточенность на работе – устойчивая, стабильная, эффективность выполнения продуктивная, восприимчивость материала отличная, выполнения заданий осуществляется без проблем. |
- правильность восприятия и понимания задания | При выполнении задания не может определить задание. В задаче не может выделить условие и вопрос. В числовых выражениях не правильно расставляет действия. | Соответствуют высказывания, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но допускает неточности в построении речевых высказываний, формулирует высказывание неполно, по наводящим вопросам | Соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи |
- правильность выполнения задания |
2 | Воображение и оригинальность | - характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных - высокая интеллектуальная активность | -Типичные повторяющиеся у большинства рисующих. | -Меньшее количество индивидуальных, оригинальных образов, большее количество типичных, повторяющихся у большинства рисующих | -Индивидуальные, оригинальные образы, ассоциации, повторяющиеся не более чем у двух рисующих. |
3 | Нестандартное мышление и образная адаптивная гибкость | - видеть новые признаки, возможность использовать | -объем восприятия менее 4 единиц; мышление развито плохо; гибкость (Кор) меньше среднего по группе на 2 и более балла. | -Видит меньшее количество признаков, мало использует в дальнейшем -мышление на среднем уровне равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. | -Может с легкостью увидеть разнообразные признаки, в дальнейшем их использовать -мышление на высоком уровне; гибкость – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла |
- осмысление | Не может перейти от одной работы к другой, не умеет увидеть известное в новом. | Может новое задание выполнять по старым требованиям и указаниям. | Умеет переносить известный способ действия в новые усл |
Для того, чтобы моя работа была целесообразна, интересна и полезна нам необходимо теоретическую часть перенести на практику. В качестве небольшой апробации мы остановимся на творческих способностей у учащихся. Выясним как влияет уровень развития творческих способностей на успешность обучения во внеурочной деятельности детей. И влияет ли оно вообще?
Целью исследования является определение влияния уровня развития творческих способностей на успешность обучения во внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Для этого мы определили критерии и показатели по которым я смогу это проверить.
Для определения уровня развития творческих способностей младших школьников проводились тестирование и творческие задания у учащихся 4 класса (19 учащихся) МОУ «СОШ №43» г. Копейска.
Для изучения проявления способностей к творческому мышлению на внеурочной деятельности по информатике проводилось тестирование.
На этапе констатирующей апробации проведена анкета «Тест творческого мышления младшего школьника (Э.П.Торренс)» для оценки степени выраженности творческого мышления младших школьников.
Учащемуся выдается бланк стандартизированного задания и предлагается выполнить их на отдельном листе.
1. «Нарисуй картинку». Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.
2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.
3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.
Обработка данных
0-10 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.
10-30 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина.
30 — плохо;
30—34 — меньше нормы;
35—39 — норма;
40—60 — выше нормы;
61—90—хорошо.
2.3. Характеристика базы апробации
В 4 классе МОУ «СОШ №43» г. Копейска 22 ученика, 19 учащихся посещали внеурочные занятия. Знания и умения учеников в области информатики, по мнению учителя-предметника Меньшениной Е.П., на среднем уровне. Коллектив 4 класса отличают доброжелательные отношения. Организовать детей иногда не просто, так как они не всегда внимательно слушают объяснение задания.
Лидером класса является Матвей М. Ульяна М. является отличницей по всем предметам. Высокие результаты в обучении имеют следующие учащиеся: Кирилл К., Арина К, они обладают хорошими способностями и памятью, их мотивация к учебной деятельности достаточно высока.
Сергей П., Анастасия Ш., Матвей У., представляют собой группу учащихся со средним уровнем знаний по внеурочной деятельности по информатике. Остальные учащиеся (Дарья Б., Виктория З., Владимир Б.) относятся к группе с низким уровнем знаний, так как результаты их успеваемости зависят от особенностей характера или их интереса к занятию.
В данном классе учитель проводит раз в 6 месяцев методики на развитие творческих способностей.
Для участия в апробации были выбраны 10 учеников с разными уровнями способностей и отношением к учебе.
2.4. Ход и результат апробации программы по внеурочной деятельности «Multilife» в 4 классе
Проведённая практическая работа осуществлялась в естественных и привычных для учащихся условиях. Все занятия были проведены в соответствии c планированием по программе внеурочной деятельности по информатике «Multilife».
Из запланированных 6 занятий, проведено 6 занятий. Занятия проходили в благоприятной, дружеской обстановке. На констатирующем и контрольном этапах работы учащимся была предложены задания для определения уровня творческих способностей младших школьников.
Согласно критериям апробации, были проведены и собраны данные практической работы на констатирующем этапе (19.02.2018) и на контрольном этапе (19.03.2018).
В таблице 3 представлена обработка данных согласно критериям.
Таблица 3
Результаты констатирующего среза (К1)
№ | Критерии | Концентрация внимания | Оригинальность | Творческое мышление | Выраженность в уровнях |
Учащиеся |
1 | Арина К. | С | Н | С | Средний |
2 | Анастасия Ш. | С | С | С | Средний |
3 | Виктория З. | Н | Н | С | Низкий |
4 | Владимир Б. | В | Н | С | Средний |
5 | Дарья Б. | С | С | В | Средний |
6 | Кирилл К. | В | С | С | Средний |
7 | Матвей М. | С | В | С | Средний |
8 | Матвей У. | С | Н | С | Средний |
9 | Сергей П. | Н | С | Н | Низкий |
10 | Ульяна М | С | Н | Н | Низкий |
Расшифровка результатов: В-«высокий», С-«средний», Н-«низкий».
«Существует зависимость между уровнем развития творческих способностей младшего школьника и успешностью его обучения». То есть: «Если у ученика младшего школьного возраста доминирует низкий уровень развития внимания, оригинальности, мышления, то предполагается, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении. Если у ученика младшего школьного возраста доминирует средний (или выше среднего, высокий) уровень развития устойчивости, то с точки зрения проблемы творческих способностей неуспехов в обучении не будет».
Для этого мы провели констатирующий срез, для выявления уровня развития творческих способностей у учеников 4 класса. Мы выявили что на низком уровне находятся 3 ученика, на среднем 7 учеников.
Вывод: показатели дают основание утверждать о необходимости работы по повышению уровня творческих способностей у учащихся 4 класса.
Было проведено 6 занятий в соответствии с темой дипломной работы. Данная работа привела к небольшой динамике результатов контрольного среза.
Таблица 4
Результаты контрольного среза (К2)
№ | Критерии | Концентрация внимания | Оригинальность | Творческое мышление | Выраженность в уровнях |
Учащиеся |
1 | Арина К. | С | С | С | Средний |
2 | Анастасия Ш. | В | С | С | Средний |
3 | Виктория З. | С | Н | В | Средний |
4 | Владимир Б. | В | Н | С | Средний |
5 | Дарья Б. | В | С | В | Высокий |
6 | Кирилл К. | В | С | С | Средний |
7 | Матвей М. | С | В | В | Высокий |
8 | Матвей У. | С | С | С | Средний |
9 | Сергей П. | Н | С | С | Средний |
10 | Ульяна М | С | Н | С | Средний |
Расшифровка результатов: В-«высокий», С-«средний», Н-«низкий».
По результатам контрольного среза мы выявили, что на на низком уровне учащихся нет; на среднем 8 учеников, на высоком 2 ученика. У половины учащихся контрольной группы уровень творческих способностей повысился . На констатирующем и контрольном срезе мы применили анкету отслеживания : анкета «Тест творческого мышления младшего школьника (Э.П.Торренс)» Одной из психофизиологических методик для исследования свойств творческих способностей (Концентрация внимания, оригинальность, творческое мышление).
Таблица 5.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного среза.
№ | критерии группа | Концентрация внимания | Оригинальность | Творческое мышление | Выражение в уровнях |
К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 |
1 | Арина К. | С | С | Н | С | С | С | Средний | Средний |
2 | Анастасия Ш. | С | В | С | С | С | С | Средний | Средний |
3 | Виктория З. | Н | С | Н | Н | С | В | Низкий | Средний |
4 | Владимир Б. | В | В | Н | Н | С | С | Средний | Средний |
5 | Дарья Б. | С | В | С | С | В | В | Средний | Высокий |
6 | Кирилл К. | В | В | С | С | С | С | Средний | Средний |
7 | Матвей М. | С | С | В | В | С | В | Средний | Высокий |
8 | Матвей У. | С | С | Н | С | С | С | Средний | Средний |
9 | Сергей П. | Н | Н | С | С | Н | С | Низкий | Средний |
10 | Ульяна М | С | С | Н | Н | Н | С | Низкий | Средний |
Расшифровка результатов: В-«высокий», С-«средний», Н-«низкий».
Из таблицы видно, что у всех детей 4 класса уровень твоочсеких способностей находится на хорошем, высоком уровне или на уровне возрастной нормы. И мы видим что у всех учащихся результат улучшился или остался на прежнем уровне.
Результаты апробации показывают, что формирование уровня творческих способностей у младших школьников будет проходить успешно, если систематически использовать как методический прием проектную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности.
На основании анализа всех заданий, была составлена сравнительная диаграмму сформированности творческих способностей у учащихся 4 класса.
Рис 1. Результаты диагностики уровня сформированности творческих способностей у учеников 4-го класса по внеурочной деятельности по информатике
Рис. 2. Сравнительные показатели уровня развития творческих способностей у учащихся 4 класса.
Выводы по 2 главе
В результате проведенной апробации в МОУ «СОШ №43» г. Копейска в 4 классе нами были решены и сделаны следующие результаты:
1. Результаты констатирующей апробации было выявлено, что 30 % опрошенных младших школьников имеют сильно выраженную творческую способность, с каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А 70% учащихся 4 класса не задумываются об улучшении своей творческой деятельности.
2. Чтобы показать учащимся, что необходимо развивать творческие способности мы организовали деятельность формирующего эксперимента в несколько этапов.
- проведение больше занятий на развитие творческих способностей;
- создание проектов со школьниками;
- проведение классных часов на развитие творческих способностей.
3. В результате контрольного эксперимента после проделанной работы было выявлено, что 30% детей имеют сильно выраженную творческую активность, с интересом и удовольствием выполняют задание и берутся за любую творческую деятельность. 50% детей имеют умеренную выраженность творческой активности, часто отвечают на вопросы, самостоятельно находят и работают с дополнительным материалом. А 20% детей не задумываются об улучшении своей творческой деятельности.
Таким образом, можно сказать, что творческие способности и проектная деятельность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Они обеспечивают целостное восприятие окружающего мира, дают толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждают их личностный рост.
Заключение
Работая над проблемой формирования творческих способностей у младших школьников по внеурочной деятельности по информатике, мы изучили психолого–педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность внеурочной деятельности в начальной школе, содержание понятия «творческие способности», а также характеристики младшего школьного возраста, изучили методы и приемы формирования творческих способностей и пришли к следующим выводам:
- младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе;
- в этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения;
- внеурочная деятельность в начальной школе не только нужна, но и обязательна, но для того чтобы внеурочная деятельность была успешной необходимо сформировать творческие способности к информатике.
Наиболее полная характеристика творческих способностей, на наш взгляд, дана в следующем определении: «Развитие творческих способностей младших школьников — это качественное изменение структурных компонентов данного феномена через включение ученика в различные виды деятельности, носящие творческих характер» (В.Н. Дружинин, Е.А. Корсунский).
Уровень творческой способности снижается у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности.
Нами было проведено исследование по определению уровня развития творческих способностей младших школьников по внеурочной деятельности по информатике, а также по выявлению наиболее эффективных методов и приемов его формирования на основе анализа педагогического опыта. Проанализировав педагогический опыт учителей, выявили, что учителя используют разнообразные методы и приемы, однако предпочтению отдают творческим работам и играм, что на наш взгляд не является достаточным для формирования творческих способностей младших школьников. Исследование также показало, что большинство учащихся находятся на недостаточном (низком) уровне развития творческих способностей.
Все это послужило основой для создания программы по внеурочной деятельности по информатике «Multilife», направленную на развитие у младших школьников творческих способностей посредством использования метода проектов и различных приемов: лекции, групповые занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки персонажей с декорацией, экскурсии. Все это позволило нам предположить, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
На основании проведенной нами работы мы пришли к заключению, что систематическое и целенаправленное включение во внеурочную деятельность разнообразных методов и приемов обучения способствует развитию у младших школьников творческие способности.
Список использованной литературы
1) Баранова, А.В, Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
2 ) Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения).
3) Григорьев, Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. –225 с.
4) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
5) Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
6) Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
7) Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.
8) Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение,1980. – 87 с.
9) Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике./ Информатика №23/2004, стр.11, 19, 27
10) Куприянов Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №6. – с. 3-7.
11) Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
12) Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. – С. 271
13) Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета: в 2-х ч. – Воронеж: ВГПУ, 2002. – С.187
14) Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
15) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А.Смирнова. - М.:Академия,1998.-512 с.
16) Программы общеобразовательных учреждений. Информатика – М.: Просвещение, 2002
17) Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы: Международная заочная научно-практическая конференция. 07 апреля 2014 г. / гл. ред. Романова И.В. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – 264 с.
18) Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010г.
19) Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
20) Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 223с.
22