Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 г.Данилова Ярославской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Внеклассное чтение»
для 6 класса
Составил
учитель русского языка и литературы
Смирнова Е.Р.
2022 год
г.Данилов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу данной программы элективного курса по литературе «Внеклассное чтение» взяты материалы сети Интернет, в частности: -статья «Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах» Ивановой Е.Л., учителя русского языка и литературы гимназии № 5. Г.Набережные Челны
-рабочая программа по внеклассному чтению, авт. Абрамова О.В., учитель Базовой средней общеобразовательной школы г.Железноводска
-статья «Внеклассное чтение и творческое развитие школьников» Карповой В.Л., учителя русского языка и литературы Наро-Фоминской СОШ №5.
- реферат « Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению»
-статья «Система внеклассного чтения в средней школе» Шпигель М.Л., учителя русского языка и литературы
- рекомендации районной детской библиотеки по чтению для детей и подростков.
Одна из главных целей уроков литературы – формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Наша опора в достижении этой цели – художественное произведение. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы, в том числе и внеклассного чтения. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.
Чтение, анализ произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, места человека в мире…
В настоящее время эти проблемы особенно актуальны. В современном обществе произошли колоссальные изменения, в результате которых моральные, нравственные устои пошатнулись, прежние идеалы разрушились, а новые либо вообще отсутствуют, либо носят весьма эфемерный характер. Детям, которые родились в эпоху боевиков, «мыльных опер», компьютерных «стрелялок» особенно трудно найти нравственные ориентиры. Задача уроков внеклассного чтения – помочь им.
В 6 классе продолжается социально-личностное развитие ребёнка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится всё более объективной и самокритичной. Дети стремятся к лидерству во взаимоотношениях со сверстниками, прежде всего с одноклассниками, утверждая собственное «я», что зачастую проводит к серьезным конфликтам не только с одноклассниками, но и с родными и близкими людьми. Поэтому в 6 классе основной темой уроков внеклассного чтения будет тема «Мы взрослеем».
Цели уроков внеклассного чтения:
* формирование у учащихся интерес к детским и юношеским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги;
* обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
* расширение знаний о литературных произведениях;
* развитие интереса к художественной книге;
* развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
* ознакомление с творчеством современных авторов;
* формирование у учащихся умения оценивать себя, свои поступки и поступки своих сверстников;
* воспитание культуры речи учащихся;
* развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
1.Познакомить обучающихся с книгами классической и современной детской и юношеской литературы.
2.Побуждать детей к самостоятельному чтению.
3.Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.
4.Формировать умения осознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.
5.Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.
6.Воспитывать привычки обращаться к книге как к источнику знаний.
Место курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на 10 часов в год, один час в месяц.
Формы работы
1.Читательская конференция
2.Иллюстрирование книги, создание буклетов
3.Обсуждение прочитанной книги
4.Пересказ книги и отдельных эпизодов
5.Составление кроссвордов, викторин
6.Устное словесное рисование
7.Сопоставление литературного текста и художественного фильма
8.Инсценирование
Планируемые результаты
В процессе реализации программа предполагает развитие у учащихся:
* осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя в этом мире;
* понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
* обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей литературы на основе изучения произведений русской и мировой культуры;
* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции ;
* планирование собственного досугового чтения, обогащения своего круга чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
* воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способностью комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях;
* овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
* формирование навыков коммуникативной культуры, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности.
Содержание курса
В программу внеклассного чтения для 6 класса вошли как произведения русских современных авторов, так и произведения зарубежной классики. Содержание курса внеклассного чтения разбито на 5 тематических блоков, каждый из которых имеет свою сквозную идею:
1 блок - «Ты да я, да мы с тобой...»
Л.Улицкая. Бумажная победа. «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды»
Ю.Яковлев. Игра в красавицу. «… что есть красота,И почему её обожествляют люди?»
2 блок - «У войны не детское лицо»
Ю.Яковлев. Девочки с Васильевского острова. «Осталась одна Таня...»
Э.Фонякова. Хлеб той зимы. «375 граммов — это много или мало?»
3 блок - «Делай добро — и к тебе оно возвратится»
Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. «Будьте милосердны».
А.И.Куприн. Чудесный доктор. «Добрым быть - добрым и слыть» (посл.)
К. Воробьев. У кого поселяются аисты. «Будьте щедрей на ласку!»
4 блок - «И отец мой, и мама моя»
Е.Габова. И отец мой, и мама моя. «Большое горе, когда семья в раздоре».
А.Алексин. Самый счастливый день. «Когда семья вместе, и сердце на месте».
5 блок - «Воспитай в себе человека»
Ю.Яковлев. Багульник. «…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»
А.де С.-Экзюпери. Маленький принц. «Зорко лишь сердце»
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды и формы деятельности |
1 | Введение. Что читают современные подростки? 1 блок - «Ты да я, да мы с тобой...» Л.Улицкая. Рассказ «Бумажная победа». «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» | Анкетирование. Чтение с остановками, фронтальная беседа по прочитанному, игра «Подари фигурку оригами с пожеланием другу» |
2 | Ю.Яковлев. Рассказ «Игра в красавицу». «… что есть красота, И почему её обожествляют люди?» | Самостоятельное чтение, обсуждение, инсценирование эпизода, сочинения |
3 | 2 блок - «У войны не детское лицо» Э.Фонякова. Повесть «Хлеб той зимы». «125 граммов — это много или мало?» | Самостоятельное чтение, пересказ, анализ отдельных эпизодов, ответы на проблемные вопросы |
4 | 3 блок - «Делай добро — и к тебе оно возвратится» Ф.М.Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». «Будьте милосердны». | Чтение с остановками, ответы на проблемные вопросы, иллюстрирование. |
5 | А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий...»(А.Швейцер, учёный, музыкант, философ, врач) | Выразительное чтение отрывков, ответы на проблемные вопросы, подбор пословиц о милосердии, сочинения. |
6 | К.Воробьёв. Рассказ «У кого поселяются аисты» - «Будьте щедрей на ласку!» | Самостоятельное чтение рассказа, анализ текста, фронтальная беседа |
7 | 4 блок - «И отец мой, и мама моя» Е. Габова. Повесть «И отец мой, и мама моя». «Большое горе, когда семья в раздоре». | Самостоятельное чтение, Презентация книги группой учащихся, беседа, элементы диспута |
8 | А.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день» - «Когда семья вместе, и сердце на месте». | Чтение с остановками, ответы на проблемные вопросы, элементы диспута, написание эссе |
9 | 5 блок - «Воспитай в себе человека...» Ю.Яковлев. Рассказ «Багульник». - «...он менялся в её глазах, как веточка багульника» | Самостоятельное чтение, анализ эпизодов, беседа с элементами дискуссии. |
10 | А.де С.-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» - «Зорко лишь сердце» | Самостоятельное чтение, беседа с элементами диспута, инсценирование. |
Использованные источники:
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/09/20/sistema-urokov-vneklassnogo-chteniya-v-6-7-klassakh
http://karpovaludmila.jimdo.com
http://xreferat.ru/71/5041-6-razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-uchashihsya-podrostkovogo-vozrasta-na-zanyatiyah-po-vneklassnomu-chteniyu.html
http://www.youtube.com/watch?v=9JduwC3ThBI
http://us-school2.ucoz.ru/publ/2-1-0-47
http://area7.ru/metodic-material.php?11307
http://www.zavuch.ru/
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98684058
Журнал «Путеводная звезда» (школьное чтение)