СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы по внеклассному чтению 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по внеклассному чтению 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 г.Данилова Ярославской области

















Рабочая программа внеурочной деятельности

«Внеклассное чтение»

для 6 класса



Составил

учитель русского языка и литературы

Смирнова Е.Р.














2022 год

г.Данилов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За основу данной программы элективного курса по литературе «Внеклассное чтение» взяты материалы сети Интернет, в частности: -статья «Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах» Ивановой Е.Л., учителя русского языка и литературы гимназии № 5. Г.Набережные Челны

-рабочая программа по внеклассному чтению, авт. Абрамова О.В., учитель Базовой средней общеобразовательной школы г.Железноводска

-статья «Внеклассное чтение и творческое развитие школьников» Карповой В.Л., учителя русского языка и литературы Наро-Фоминской СОШ №5.

- реферат « Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению»

-статья «Система внеклассного чтения в средней школе» Шпигель М.Л., учителя русского языка и литературы

- рекомендации районной детской библиотеки по чтению для детей и подростков.

Одна из главных целей уроков литературы – формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Наша опора в достижении этой цели – художественное произведение. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы, в том числе и внеклассного чтения. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.

Чтение, анализ произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, места человека в мире…

В настоящее время эти проблемы особенно актуальны. В современном обществе произошли колоссальные изменения, в результате которых моральные, нравственные устои пошатнулись, прежние идеалы разрушились, а новые либо вообще отсутствуют, либо носят весьма эфемерный характер. Детям, которые родились в эпоху боевиков, «мыльных опер», компьютерных «стрелялок» особенно трудно найти нравственные ориентиры. Задача уроков внеклассного чтения – помочь им.

В 6 классе продолжается социально-личностное развитие ребёнка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится всё более объективной и самокритичной. Дети стремятся к лидерству во взаимоотношениях со сверстниками, прежде всего с одноклассниками, утверждая собственное «я», что зачастую проводит к серьезным конфликтам не только с одноклассниками, но и с родными и близкими людьми. Поэтому в 6 классе основной темой уроков внеклассного чтения будет тема «Мы взрослеем».

Цели уроков внеклассного чтения:

* формирование у учащихся интерес к детским и юношеским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги;

* обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;

* расширение знаний о литературных произведениях;

* развитие интереса к художественной книге;

* развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;

* ознакомление с творчеством современных авторов;

* формирование у учащихся умения оценивать себя, свои поступки и поступки своих сверстников;

* воспитание культуры речи учащихся;

* развитие творческих способностей учащихся.


Задачи курса:

1.Познакомить обучающихся с книгами классической и современной детской и юношеской литературы.

2.Побуждать детей к самостоятельному чтению.

3.Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

4.Формировать умения осознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

5.Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

6.Воспитывать привычки обращаться к книге как к источнику знаний.


Место курса в учебном плане

Данный курс рассчитан на 10 часов в год, один час в месяц.

Формы работы

1.Читательская конференция

2.Иллюстрирование книги, создание буклетов

3.Обсуждение прочитанной книги

4.Пересказ книги и отдельных эпизодов

5.Составление кроссвордов, викторин

6.Устное словесное рисование

7.Сопоставление литературного текста и художественного фильма

8.Инсценирование

Планируемые результаты

В процессе реализации программа предполагает развитие у учащихся:

* осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя в этом мире;

* понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

* обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей литературы на основе изучения произведений русской и мировой культуры;

* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции ;

* планирование собственного досугового чтения, обогащения своего круга чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

* воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способностью комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях;

* овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

* формирование навыков коммуникативной культуры, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности.



Содержание курса

В программу внеклассного чтения для 6 класса вошли как произведения русских современных авторов, так и произведения зарубежной классики. Содержание курса внеклассного чтения разбито на 5 тематических блоков, каждый из которых имеет свою сквозную идею:

1 блок - «Ты да я, да мы с тобой...»

Л.Улицкая. Бумажная победа. «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды»

Ю.Яковлев. Игра в красавицу. «… что есть красота,И почему её обожествляют люди?»

2 блок - «У войны не детское лицо»

Ю.Яковлев. Девочки с Васильевского острова. «Осталась одна Таня...»

Э.Фонякова. Хлеб той зимы. «375 граммов — это много или мало?»

3 блок - «Делай добро — и к тебе оно возвратится»

Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. «Будьте милосердны».

А.И.Куприн. Чудесный доктор. «Добрым быть - добрым и слыть» (посл.)

К. Воробьев. У кого поселяются аисты. «Будьте щедрей на ласку!»

4 блок - «И отец мой, и мама моя»

Е.Габова. И отец мой, и мама моя. «Большое горе, когда семья в раздоре».

А.Алексин. Самый счастливый день. «Когда семья вместе, и сердце на месте».

5 блок - «Воспитай в себе человека»

Ю.Яковлев. Багульник. «…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

А.де С.-Экзюпери. Маленький принц. «Зорко лишь сердце»

Поурочно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Виды и формы деятельности

1

Введение. Что читают современные подростки?

1 блок - «Ты да я, да мы с тобой...»

Л.Улицкая. Рассказ «Бумажная победа». «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды»

Анкетирование.

Чтение с остановками, фронтальная беседа по прочитанному, игра «Подари фигурку оригами с пожеланием другу»

2

Ю.Яковлев. Рассказ «Игра в красавицу». «… что есть красота, И почему её обожествляют люди?»

Самостоятельное чтение, обсуждение, инсценирование эпизода, сочинения

3

2 блок - «У войны не детское лицо»

Э.Фонякова. Повесть «Хлеб той зимы». «125 граммов — это много или мало?»

Самостоятельное чтение, пересказ, анализ отдельных эпизодов, ответы на проблемные вопросы

4

3 блок - «Делай добро — и к тебе оно возвратится»

Ф.М.Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». «Будьте милосердны».



Чтение с остановками, ответы на проблемные вопросы, иллюстрирование.


5

А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий...»(А.Швейцер, учёный, музыкант, философ, врач)

Выразительное чтение отрывков, ответы на проблемные вопросы, подбор пословиц о милосердии, сочинения.

6

К.Воробьёв. Рассказ «У кого поселяются аисты» - «Будьте щедрей на ласку!»

Самостоятельное чтение рассказа, анализ текста, фронтальная беседа

7

4 блок - «И отец мой, и мама моя»

Е. Габова. Повесть «И отец мой, и мама моя». «Большое горе, когда семья в раздоре».

Самостоятельное чтение, Презентация книги группой учащихся, беседа, элементы диспута

8

А.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день» - «Когда семья вместе, и сердце на месте».

Чтение с остановками, ответы на проблемные вопросы, элементы диспута, написание эссе

9

5 блок - «Воспитай в себе человека...»

Ю.Яковлев. Рассказ «Багульник». - «...он менялся в её глазах, как веточка багульника»



Самостоятельное чтение, анализ эпизодов, беседа с элементами дискуссии.

10

А.де С.-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» - «Зорко лишь сердце»

Самостоятельное чтение, беседа с элементами диспута, инсценирование.











Использованные источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/09/20/sistema-urokov-vneklassnogo-chteniya-v-6-7-klassakh

http://karpovaludmila.jimdo.com

http://xreferat.ru/71/5041-6-razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-uchashihsya-podrostkovogo-vozrasta-na-zanyatiyah-po-vneklassnomu-chteniyu.html

http://www.youtube.com/watch?v=9JduwC3ThBI

http://us-school2.ucoz.ru/publ/2-1-0-47

http://area7.ru/metodic-material.php?11307

http://www.zavuch.ru/

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98684058

Журнал «Путеводная звезда» (школьное чтение)