Рассмотрено на МО «Утверждаю»
Учителей начальных классов Директор школы
Протокол №1 от 30.08.21 ______________Н.В.Котова
Приказ №220 от 31.08.2021
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Рабочая программа
по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
учителя-дефектолога с обучающимися
с интеллектуальными нарушениями
(вариант 1)
в 1 доп. и 1 классах
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.
Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих обучающихся с умственной отсталостью отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у школьников с умственной отсталостью имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики и развития учащихся школы с легкой степенью умственной отсталости.
Программа разработана на 2 года обучения: для 1 доп. и 1 классов.
Основная цель программы: коррекции недостатков психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Задачи программы:
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности в целом;
принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка;
деятельностный принцип коррекции – определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством, ориентирующим его активность;
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Этот принцип согласует требования хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости конкретного пути развития – с другой;
принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и использование методов, которые их активизируют, оказываются эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития ребенка;
принцип возрастания сложности говорит о том, что, переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному;
принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Общая характеристика программы
Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.). Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Коррекция недостатков психического развития детей осуществляется через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния:
в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития;
в системно-структурном и личностно-деятельностном подходах коррекции.
Место коррекционной программы в учебном плане
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно–развивающую область учебного плана для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант 1).
Программа рассчитана на 2 года обучения:
для 1 дополнительного класса – 66 часов в год;
1 класса – 66 часов в год.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции.
Приёмы и методы: совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); действия детей по образцу, по инструкции; действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.; соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами; использование рисунков и аппликаций.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.
Планируемы результаты освоения программы
Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта следующих видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с нарушениями интеллекта
Личностные результаты для 1 доп.класса
Учащийся должен уметь:
- определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
- в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила,
- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»,
- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты для 1 доп.класса
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи): различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи. сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением. ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи). ориентироваться в представлении (сутки, дни). под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание. под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями. | Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи): 1) Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб). 2) Сравнивать предметы по величине (больше – меньше, длиннее – короче). 3) Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку. 4) Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер. 5) Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра. 6.Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения (для мелкой моторики и крупной моторики). 7) Уметь выполнять простые упражнения. 8) Правильно пользоваться письменными принадлежностями. |
Личностные результаты для 1 класса
Учащийся должен уметь:
- определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;
- в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности;
- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты для 1 класса
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Учащийся должен уметь (при разнообразных видах помощи (организующей, активизирующей и контролирующей): различать, соотносить основные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый. Называть основные цвета; узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам (наложением, приложением «на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?»; сравнивать предметы по одному из признаков; ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи; иметь представления о сутках, днях недели; уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции (простые упражнения и движения) соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения; различать речевые и неречевые звуки; ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги; выделять части суток и определять порядок дней недели. | Учащийся должен уметь (при организующей и активизирующей помощи: различать, соотносить и называть основные цвета: оранжевый, фиолетовый. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку; узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб; уметь сравнивать предметы по одному из признаков; уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три предмета (наложением, приложением «на глаз»); ориентироваться по схеме тела на листе бумаги; выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели; выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого; уметь выполнять правильный, длительный выдох, расслаблять мышцы кисти и пальцев рук, автономные движения, стимулирующие упражнения при организующей помощи после словесной инструкции; пользоваться письменными принадлежностями. |
Содержание программы
Программа курса состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие.
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью. Блок психомоторного развития включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Диагностическое обследование на начало года
Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на начало года.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие - это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.
Итоговое повторение
Диагностическое обследование на конец учебного года
Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на начало года.
Тематический план
1 дополнительный класс (первый год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 2 |
Сенсорное развитие | 30 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений: тактильное панно с различными материалами | 4 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений: мешочки с разными наполнителями | 4 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений: емкость с песком, водой, крупой | 4 |
Упражнения на развитие зрительного восприятия: калейдоскоп и цветные папки для обозрения окружающего мира | 4 |
Упражнения на развитие гравитационных ощущений: доска Бельгоу, качели, батут, скамейка. | 4 |
Упражнения для развития вкусового и обонятельного восприятия: баночки с запахами | 6 |
Упражнения для развития слухового восприятия: «Найди два одинаковых звука» | 4 |
Психомоторное развитие | 30 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика | 5 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: собирание мозаики | 5 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с пластилином | 5 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с бумагой | 5 |
Игры для психомоторного развития | 10 |
Итоговое повторение | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на конец учебного года | 2 |
1 класс (второй год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 2 |
Сенсорное развитие | 30 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений: тактильное панно с различными материалами | 4 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений: мешочки с разными наполнителями | 4 |
Упражнения на развитие тактильных ощущений: емкость с песком, водой, крупой | 4 |
Упражнения на развитие зрительного восприятия: калейдоскоп и цветные папки для обозрения окружающего мира | 4 |
Упражнения на развитие гравитационных ощущений: доска Бельгоу, качели, батут, скамейка. | 4 |
Упражнения для развития вкусового и обонятельного восприятия: баночки с запахами | 6 |
Упражнения для развития слухового восприятия: «Найди два одинаковых звука» | 4 |
Психомоторное развитие | 30 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика | 5 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: собирание мозаики | 5 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с пластилином | 5 |
Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с бумагой | 5 |
Игры для психомоторного развития | 10 |
Итоговое повторение | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на конец учебного года | 2 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.
В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:
- учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с ЗПР, наборы игр и упражнений;
- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее).
Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).