СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умственной отсталостью НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы "Развитие психомотрики и сенсорных процессов" учителя-дефектолога для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант 1) в НОО 

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умственной отсталостью НОО»



Рассмотрено на МО «Утверждаю»

Учителей начальных классов Директор школы

Протокол №1 от 30.08.21 ______________Н.В.Котова

Приказ №220 от 31.08.2021




Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области






Рабочая программа

по курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

учителя-дефектолога с обучающимися

с интеллектуальными нарушениями

(вариант 1)

в 1 доп. и 1 классах











Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих обучающихся с умственной отсталостью отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

Таким образом, у школьников с умственной отсталостью имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. 

Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики и развития учащихся школы с легкой степенью умственной отсталости.

Программа разработана на 2 года обучения: для 1 доп. и 1 классов.


Основная цель программы: коррекции недостатков психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.


Задачи программы:

  • обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.


Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности в целом;

принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка;

деятельностный принцип коррекции – определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством, ориентирующим его активность;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Этот принцип согласует требования хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости конкретного пути развития – с другой;

принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и использование методов, которые их активизируют, оказываются эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития ребенка;

принцип возрастания сложности говорит о том, что, переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному;

принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Общая характеристика программы

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.). Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Коррекция недостатков психического развития детей осуществляется через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния:

  • в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития;

  • в системно-структурном и личностно-деятельностном подходах коррекции.



Место коррекционной программы в учебном плане

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно–развивающую область учебного плана для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант 1).

Программа рассчитана на 2 года обучения:

для 1 дополнительного класса – 66 часов в год;

1 класса – 66 часов в год.


Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции.

Приёмы и методы: совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); действия детей по образцу, по инструкции; действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.; соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами; использование рисунков и аппликаций.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.



Планируемы результаты освоения программы

Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта следующих видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с нарушениями интеллекта



Личностные результаты для 1 доп.класса

Учащийся должен уметь:

- определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,

- в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила,

- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»,

- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.


Предметные результаты для 1 доп.класса

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

  1. различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.

  2. сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.

  3. ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).

  4. ориентироваться в представлении (сутки, дни).

  5. под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.

  6. под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

1) Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).

2) Сравнивать предметы по величине (больше – меньше, длиннее – короче).

3) Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку.

4) Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер.

5) Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра. 6.Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения (для мелкой моторики и крупной моторики).

7) Уметь выполнять простые упражнения.

8) Правильно пользоваться письменными принадлежностями.



Личностные результаты для 1 класса

Учащийся должен уметь:

- определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;

- в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности;

- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;

- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.



Предметные результаты для 1 класса

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Учащийся должен уметь (при разнообразных видах помощи (организующей, активизирующей и контролирующей):

  1. различать, соотносить основные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый. Называть основные цвета;

  2. узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

  3. сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам (наложением, приложением «на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?»;

  4. сравнивать предметы по одному из признаков;

  5. ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи;

  6. иметь представления о сутках, днях недели;

  7. уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции (простые упражнения и движения) соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

  8. различать речевые и неречевые звуки;

  9. ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

  10. выделять части суток и определять порядок дней недели.

Учащийся должен уметь (при организующей и активизирующей помощи:

  1. различать, соотносить и называть основные цвета: оранжевый, фиолетовый. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку;

  2. узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб;

  3. уметь сравнивать предметы по одному из признаков;

  4. уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три предмета (наложением, приложением «на глаз»);

  5. ориентироваться по схеме тела на листе бумаги;

  6. выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели;

  7. выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого;

  8. уметь выполнять правильный, длительный выдох, расслаблять мышцы кисти и пальцев рук, автономные движения, стимулирующие упражнения при организующей помощи после словесной инструкции;

  9. пользоваться письменными принадлежностями.



Содержание программы

Программа курса состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие.

Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.

Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью. Блок психомоторного развития включает в себя развитие общей и мелкой моторики.

Введение

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

Диагностическое обследование на начало года

Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на начало года.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие - это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

Итоговое повторение

Диагностическое обследование на конец учебного года

Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на начало года.















Тематический план





1 дополнительный класс (первый год обучения)

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на начало учебного года

2

Сенсорное развитие

30

Упражнения на развитие тактильных ощущений: тактильное панно с различными материалами

4

Упражнения на развитие тактильных ощущений: мешочки с разными наполнителями

4

Упражнения на развитие тактильных ощущений: емкость с песком, водой, крупой

4

Упражнения на развитие зрительного восприятия: калейдоскоп и цветные папки для обозрения окружающего мира

4

Упражнения на развитие гравитационных ощущений: доска Бельгоу, качели, батут, скамейка.

4

Упражнения для развития вкусового и обонятельного восприятия: баночки с запахами

6

Упражнения для развития слухового восприятия: «Найди два одинаковых звука»

4

Психомоторное развитие

30

Упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

5

Упражнения на развитие мелкой моторики: собирание мозаики

5

Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с пластилином

5

Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с бумагой

5

Игры для психомоторного развития

10

Итоговое повторение

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на конец учебного года

2




1 класс (второй год обучения)


Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на начало учебного года

2

Сенсорное развитие

30

Упражнения на развитие тактильных ощущений: тактильное панно с различными материалами

4

Упражнения на развитие тактильных ощущений: мешочки с разными наполнителями

4

Упражнения на развитие тактильных ощущений: емкость с песком, водой, крупой

4

Упражнения на развитие зрительного восприятия: калейдоскоп и цветные папки для обозрения окружающего мира

4

Упражнения на развитие гравитационных ощущений: доска Бельгоу, качели, батут, скамейка.

4

Упражнения для развития вкусового и обонятельного восприятия: баночки с запахами

6

Упражнения для развития слухового восприятия: «Найди два одинаковых звука»

4

Психомоторное развитие

30

Упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

5

Упражнения на развитие мелкой моторики: собирание мозаики

5

Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с пластилином

5

Упражнения на развитие мелкой моторики: работа с бумагой

5

Игры для психомоторного развития

10

Итоговое повторение

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на конец учебного года

2




Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.

В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:

- учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с ЗПР, наборы игр и упражнений;

- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;

- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);

- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее).

Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).