Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра социально-экономических дисциплин и технологии
Курсовой проект
«Разработка рабочей программы учебного предмета «Музыка» 6 класс»
Выполнила Тихонова Валентина Дмитриевна
учитель музыки
МБОУ «СОШ № 3» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Чебоксары 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….................2 Глава 1. Нормативные и правовые основания разработки рабочих программ учебных предметов в условиях реализации ФГОС ООО........................................4
Глава 2. Требования к структуре рабочей программы учебного предмета.............................................................................................................................7
Глава 3. Разработка рабочей программы учебного предмета «Музыка»
6 класс...............................................................................................................................12
Заключение…………………………………………………………………..................24
Список используемой литературы…………………………………………..............25
Введение
Необходимым условием и показателем качества образовательного процесса в условиях перехода школы на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) является наличие Основной образовательной программы основного общего образования, структурным элементом которой выступает рабочая программа того или иного учебного предмета.
Как нормативный документ, учебная рабочая программа определяет объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по предмету.
К содержанию рабочей программы учебного предмета в условиях введения ФГОС ООО предъявляются следующие требования:
1. Соответствие требованиям ФГОС ООО к результатам освоения ООП ООО.
2. Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса).
3. Реализация принципов системно-деятельностного подхода в отборе программного материала: принцип деятельности; принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности; принцип творчества.
4. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий формирование у обучающихся ценностно-смысловой картины мира.
6. Региональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.
7. Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.
8. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования.
В связи с вышеизложенным целью курсового проекта является разработка рабочей программы учебного предмета «Музыка» учащихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Задачи курсового проекта:
1) проанализировать нормативные и правовые основания разработки рабочих программ учебных предметов в условиях реализации ФГОС ООО;
рассмотреть структуру рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Глава 1. Нормативные и правовые основания разработки рабочих программ учебных предметов в условиях реализации ФГОС
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [6], рабочие программы обязательных учебных предметов, реализуемых на основной ступени, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования. Изменения в представлениях об образовательных результатах обучающихся и способах их достижения, задаваемые новыми стандартами, влекут изменения и в содержании рабочих программ по сравнению с теми, которые разрабатывались в условиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом № 1089 Министерства образования РФ от 05.03.2004). В связи с этим содержание методических рекомендаций направлено на рассмотрение:
- нормативных и правовых оснований разработки рабочих программ учебных предметов, определяющих содержание части, формируемой участниками образовательного процесса;
- особенностей структуры и содержания рабочих программ учебных предметов, как механизмов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к образовательным результатам;
- способов управления проектированием рабочих программ в образовательном учреждении.
Согласно требованиям ФГОС ООО к структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования (ООП ООО) рабочие программы учебных предметов являются составной частью последней, включаются в ее содержательный компонент и, следовательно, разработка и их утверждение относится к компетенции образовательного учреждения [7].[8]
Рабочая программа учебного предмета, как компонент ООП ООО образовательного учреждения показывает, как, с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, возрастных и других особенностей обучающихся конкретного класса, учитель планирует осуществлять образовательный процесс по предмету на основе ФГОС ООО. По сути, рабочая программа – это индивидуальная педагогическая модель реализации образовательного процесса обучения предмету.
Как было сказано выше, рабочие программы должны быть направлены на достижение образовательных результатов ООП ООО. В связи с этим рабочие программы учебных предметов должны разрабатываться учителем на основе требований к планируемым образовательным результатам освоения ООП ООО и ее компонента – программы развития универсальных учебных действий
При разработке рабочей программы учителю рекомендуется использовать примерную программу по учебному предмету. Примерные программы учебных предметов для основной школы составлены на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС ООО. В них учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами учебных предметов начального общего образования.
В примерных программах учебных предметов для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в таких программах начального общего образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием на данной ступени, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Во всех примерных программах обозначены цели обучения учебным предметам на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Примерная программа не является нормативным документом.
При наличии учебно-методического комплекта (УМК) учителю рациональнее обеспечивать достижение образовательных результатов ООП ООО средствами учебного предмета УМК. Этот УМК должен быть включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на следующий учебный год, а также входить в утвержденный в образовательном учреждении список УМК. Таким образом УМК – это одно из средств, помогающее учителю обеспечивать достижение определенных образовательных результатов.
Примерная программа – средство, помогающее учителю проанализировать программу с точки зрения обеспечения требований стандарта.
Рабочая программа – нормативный документ, который иллюстрирует, как учитель планирует реализовывать программу с учетом особенностей ОУ и требований действующего стандарта.
В целом структура и содержание рабочей программы определяется: требованиями ФГОС к образовательным результатам по предмету; объемом учебных часов на изучение предмета согласно учебному плану ступени общего образования для конкретного класса;
Регламентировать структуру и содержание рабочей программы в образовательном учреждении может локальный акт, например, «Положение о рабочей программе учебного предмета». Данный локальный акт определяет правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим программам.
Глава 2. Требования к структуре рабочей программы учебного предмета
С переходом на новые стандарты, изменения в структуре рабочей программы в большей степени касаются содержания ее компонентов и определяются, в первую очередь, изменениями в требованиях ФГОС ООО к образовательным результатам. Новый стандарт нацеливает на достижение не только привычных предметных, но и новых образовательных результатов: личностных и метапредметных. Значит, рабочая программа должна быть направлена на достижение и новых образовательных результатов. Именно это обстоятельство предопределяет изменения в содержании структурных компонентов рабочей программы.
Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам [7]. Они заключаются в упрощении структуры рабочей программы. Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:
планируемые результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета отражают перечень требований к личностным, метапредметным, предметным результатам, на достижение которых она направлена.
Так личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.[7]
Предметные результаты учебного предмета "Музыка"должны отражать:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Содержание учебного предмета представляет собой краткое содержание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Дается характеристика основных содержательных линий и тем.
Тематическое планирование предполагает указание количества часов на освоение каждой темы.
Глава 3. Разработка рабочей программы учебного предмета «Музыка» 6 класс
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В области личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
4) владение основами самоконтроля, самооценки;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
7) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты учебного предмета «Музыка» должны отражать:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, их фантазии и творческого воображения на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру и развитие творческих способностей;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора;
6) овладение основами музыкальной грамотности через специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства.
II. Содержание учебного предмета
Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года «В чем сила музыки»). Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.
Тема года: «В чём сила музыки?»
1. Музыка души
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
Художественный материал: П о э з и я Е. Винокуров. Есть внутренняя музыка души... Ж и в о пи с ь И. Левитан. Вечер. Золотой плес; Г,Сорока. Вид на плотину. М у з ы к а Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание). Песенный репертуар: М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)
Раздел «Тысяча миров» музыки»
2. Наш вечный спутник
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека). Музыкальный материал: И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
3. Искусство и фантазия
Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки). Музыкальный материал: М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение); А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение)
4. Искусство — память человечества
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. Художественный материал: Живопись и архитектура Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»; Храм Афины Афеи на Эгине; Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю- О. Роншан. М у з ы к а М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)
5. В чем сила музыки
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание); Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение)
6. Волшебная сила музыки
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси. Музыкальный материал: К. Дебюси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)
7- 8. Музыка объединяет людей
Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Спасем наш мир (пение)
Раздел «Как создается музыкальное произведение»
9. Единство музыкального произведения С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет (пение).
Подраздел «Ритм»
10. Вначале был ритм
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм — изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия — коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса») Музыкальный материал: И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание); М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение)
11-12. О чем рассказывает музыкальный ритм
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание); М. Равель. Болеро (слушание); Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там-тамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения)
13. Диалог метра и ритма
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Музыкальный материал: А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание); П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение); М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение).
14-15. От адажио к престо
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии «тарантелла» (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова). Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание); Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание); Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение).
Подраздел «Мелодия»
16. Мелодия-душа музыки
Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта. Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание); Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение)
17. Мелодией одной звучат печаль и радость
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта). Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание); Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение)
18. Мелодия «угадывает» нас самих
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик). Музыкальный материал: П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание); П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение); П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение).
Подраздел «Гармония»
19. Что такое гармония в музыке
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Музыкальный материал: И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение).
20. Два начала гармонии
Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение).
21. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии
Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».) Художественный материал: П о э з и я А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент. М у з ы к а Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание). Песенный репертуар: Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение).
22. Красочность музыкальной гармонии
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Музыкальный материал: Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).
Подраздел «Полифония»
23. Мир образов полифонической музыки
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»). Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (Да будет мир) (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
24. Философия фуги
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: Живопись
М. Чюрленис. Фуга. М у з ы к а И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание). Песенный репертуар: Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение); В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
Подраздел «Фактура»
25. Какой бывает музыкальная фактура
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романсаС. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (в исполнении учителя) (слушание; С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание); Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение).
26. Пространство фактуры
Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).
Подраздел «Тембры»
27. Тембры — музыкальные краски
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние).
28-29. Соло и тутти
Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Музыканты. Немецкая народная песня (пение).
Подраздел «Динамика»
30. Громкость и тишина в музыке
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение).
31. Тонкая палитра оттенков
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). Музыкальный материал: К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты (слушание); О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание); М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).
Подраздел «Чудесная тайна музыки»
32-33. По законам красоты
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. Музыкальный материал: К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание).
34. Промежуточная аттестация.
Тестирование.
35. Подводим итоги
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
Тема года | «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?» | 35 |
1. | Музыка души | 1 |
«ТЫСЯЧА МИРОВ» МУЗЫКИ | 7 |
2. | Наш вечный спутник | 1 |
3. | Искусство и фантазия | 1 |
4. | Искусство — память человечества | 1 |
5. | В чем сила музыки | 1 |
6. | Волшебная сила музыки | 1 |
7. | Музыка объединяет людей | 2 |
КАК СОЗДАЕТСЯ, МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
8. | Единство музыкального произведения | 1 |
| РИТМ | 6 |
9. | «Вначале был ритм» | 1 |
10. | О чем рассказывает музыкальный ритм | 2 |
11. | Диалог метра и ритма | 1 |
12. | От адажио к престо | 2 |
| МЕЛОДИЯ | 3 |
13. | «Мелодия — душа музыки» | 1 |
14. | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 1 |
15. | Мелодия «угадывает» нас самих | 1 |
| ГАРМОНИЯ | 4 |
16. | Что такое гармония в музыке | 1 |
17. | Два начала гармонии | 1 |
18. | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии | 1 |
19. | Красочность музыкальной гармонии | 1 |
| ПОЛИФОНИЯ | 2 |
20. | Мир образов полифонической музыки | 1 |
21. | Философия фуги | 1 |
| ФАКТУРА | 2 |
22. | Какой бывает музыкальная фактура | 1 |
23. | Пространство фактуры | 1 |
| ТЕМБРЫ | 3 |
24. | Тембры музыкальные краски | 1 |
25. | Соло и тутти | 2 |
| ДИНАМИКА | 2 |
26. | Громкость и тишина в музыке | 1 |
27. | Тонкая палитра оттенков | 1 |
| ЧУДЕСНАЯ ТАЙНА МУЗЫКИ | 2 |
28. | По законам красоты | 2 |
29. | Промежуточная аттестация | 1 |
30. | Подводим итоги | 1 |
Заключение
Таким образом, проанализировав нормативные и правовые основы разработки рабочих программ учебных предметов в условиях реализации ФГОС, рассмотрев требования ФГОС ООО к структуре рабочей программы по учебному предмету можно сделать вывод, что рабочая программа является:
нормативно-управленческим документом конкретной образовательной организации, которая должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
она должна разрабатываться педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету и соответствующего ей учебно-методического комплекса.
структура её должна содержать: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета и тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Список используемой литературы
1. Положение о рабочей программе учебных предметов МБОУ «СОШ №3» г.Чебоксары ЧР.
2.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г.
3. Приказ Министерства образования науки России от 31.03.2014 N 253
(ред. от 21.04.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4.Примерная программа по учебному предмету "Музыка".– М.: Просвещение, 2015
5. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / сост. В. В. Алеев, Т. П. Науменко, Т. Н. Кичак – М. : Дрофа, 2013
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
7. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Электронные ресурсы
9. А.Н.Сабурова http://www.uchportal.ru/load/225-1-0-63400(дата обращения: 18.03.2017)
10. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «лицей №2» http://www.licey2-nv.ru/info/staj_.pdf (дата обращения: 20.03.2017)
11. Разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО (методические рекомендации) http://perv.edu22.info/imagespdf. (дата обращения: 20.03.2017)
12. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/izo/metodicheskie-materialy/rekomendatsii-po-razrabotke-i-utverzhdeniyu-rabochikh-programm-uchebnykh-kursov-predmetov-distsiplin-modulej.html (дата обращения:20.03.2017)