СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы по русскому языку для 1 класса Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по русскому языку для 1 класса Школа России»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для первого класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой МБОУ Вишняковской № 29, на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко «Русский язык» и ориентирована на учебник учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 класс» - М.:Просвещение, 2014» , система учебников «Школа России», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации .

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В тветствии с Образовательной программой школы, учебным планом школы на изучение предмета «Русский язык» (базовый уровень) в 1 классе отводится 165 часов в год (5 часов в неделю): из них 115 часов отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов – урокам русского языка. Резервные часы, предложенные авторами, включены в раздел «Букварный период» - 10 часов.




Планируемые результаты

освоения программы по русскому языку к концу 1 класса

Личностные результаты


1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.






Содержание программы

1 класс (257 часов)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте (207 часов)

Подготовительный (добуквенный) период (31 час)


Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Основные виды учебной деятельности

Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. Осваивать правила работы в группе. Называть предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицировать их по группам.

Обводить предметы по контуру, штриховать. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент.

Писать наклонную прямую. Делить рабочую строку на 2 и 3 части по образцу.

Писать элементы основного алгоритма. Деление дополнительной строки на три части.

Обозначать значками места соединений элементов в буквах и букв в словах.

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы буквы А, а. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы А, а, И, и, О, о, У, у, ы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы А, а, И, и, О, о, У, у, ы с образцом.


Основной букварный период (176 часов)

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.



Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Основные виды учебной деятельности

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве.

Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву, н в соответствии с образцом.


Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы с образцом, буквами, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Называть правильно элементы букв.

Писать буквы в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Соотносить звучание и написание слогов-слияний со звуками правильно записывать слова следуя образцу.

Обозначать правильно границы предложения.

Использовать слова-опоры при составлении рассказа на заданную тему.

Записывать текст из 4—6 предложений по опорным словами.

Выполнять правила работы в паре.

Обозначать правильно границы предложения.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный


Систематический курс


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).


Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Основные виды учебной деятельности

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям. Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению, в речи, приобретать опыт в их различении. Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Различать диалог. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).Приобретать опыт в различении слов- названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Использовать в речи «вежливые» слова.

Различать слово и слог.Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк)Переносить слова по слогам. Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использовались авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи.

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).


Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Произносить слова в соответствии с номами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков в речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Наблюдать над образностью русских слов, которые передают звуки природы.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работа с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с форзацами учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значения по толковому словарю.

Составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.



Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны-слон, трава-травы).

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны-слон, трава-травы).


Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество

часов

1.

Добукварный период.

17

2.

Букварный период.

78

3.

Послебукварный период.

20

4.

Наша речь.

2

5.

Текст, предложение, диалог.

3

6.

Слова, слова, слова…

4

7.

Слово и слог. Ударение.

6

8.

Звуки и буквы.

34

9.

Повторение.

1

Итого


165 ч.







































Календарно-тематическое планирование.


урока

Название разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения

Добукварный период (17 часов)

1.

Знакомство с прописью.

Выполнение рисунка в прописи

01.09-02.09


2.

Выполнение геометрических узоров по образцу.

01.09-02.09


3

Обведение предметов по контуру.

05.09-09.09


4.

Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

05.09-09.09


5.

Знакомство с основным алгоритмом.

05.09-09.09


6.

Знакомство с основным алгоритмом.

05.09-09.09


7.

Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма.

05.09-09.09


8.

Деление рабочей строки на 2 и 3 части и дополнительных строк на 3 части.

12.09-16.09


9.

Нахождение и обозначение соответствующими значками мест соединений элементов в буквах и букв в словах.

12.09-16.09


10.

Письмо элементов заглавных букв, схожих по написанию с элементами основного алгоритма письма – буквы И.

12.09-16.09


11.

Письмо основного алгоритма письма.

12.09-16.09


12.

Строчная и заглавная буквы А, а.

12.09-16.09


13.

Строчная и заглавная буквы О, о.

19.09-23.09


14.

Строчная буква и.

19.09-23.09


15.

Заглавная буква И.

19.09-23.09


16.

Строчная буква ы.

19.09-23.09


17.

Строчная и заглавная буквы У, у.

19.09-23.09


Букварный период ( 78 часов)

18.

Строчная буква н.

26.09-30.09


19.

Заглавная буква Н.

26.09-30.09


20.

Письмо изученных букв и соединений.

Закрепление написания изученных букв.

26.09-30.09


21.

Строчная буква с..

26.09-30.09


22.

Заглавная буква С.

26.09-30.09


23.

Строчная буква к.

03.10-07.10


24.

Заглавная буква К.

03.10-07.10


25.

Письмо изученных букв и соединений.

03.10-07.10


26.

Строчная буква т.

03.10-07.10


27.

Заглавная буква Т.

03.10-07.10


28.

Строчная буква л.

10.10-14.10


29.

Заглавная буква Л.

10.10-14.10


30.

Строчная и заглавная буквы Л, л.

10.10-14.10


31.

Строчная буква р.

10.10-14.10


32.

Заглавная буква Р.

10.10-14.10


33.

Строчная буква в.

17.10-21.10


34.

Заглавная буква В.

17.10-21.10


35.

Письмо изученных букв и соединений.

17.10-21.10


36.

Строчная буква е.

17.10-21.10


37.

Заглавная буква Е.

17.10-21.10


38.

Письмо слогов и слов с буквами Е, е.

24.10-28.10


39.

Строчная буква п.

24.10-28.10


40.

Заглавная буква П.

24.10-28.10


41.

Строчная буква м.

24.10-28.10


42.

Заглавная буква М.

24.10-28.10


43.

Строчная и заглавная буквы М, м.

31.10-03.11


44.

Строчная буква з.

31.10-03.11


45.

Заглавная буква З.

31.10-03.11


46.

Строчная буква б.

31.10-03.11


47.

Заглавная буква Б.

14.11-18.11


48.

Строчная и заглавная буквы Б, б. Письмо слов и предложение с буквой Б, б.

14.11-18.11


49.

Строчная буква д.

14.11-18.11


50.

Заглавная буква Д.

14.11-18.11


51.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

14.11-18.11


52.

Строчная буква я.

21.11-25.11


53.

Заглавная буква Я.

21.11-25.11


54.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

21.11-25.11


55.

Закрепление написания изученных букв.

21.11-25.11


56.

Строчная буква г.

21.11-25.11


57.

Заглавная буква Г.

28.11-02.12


58.

Строчная буква ч.

28.11-02.12


59.

Заглавная буква Ч.

28.11-02.12


60.

Письмо слогов ча-ща, чу-щу.

28.11-02.12


61.

Буква ь.

28.11-02.12


62.

Буква ь.

05.12-09.12


63.

Строчная буква ш.

05.12-09.12


64.

Заглавная буква Ш.

05.12-09.12


65.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сочетания ча, чу, ши.

05.12-09.12


66.

Строчная буква ж.

05.12-09.12


67.

Заглавная буква Ж.

12.12-16.12


68.

Строчная буква ё.

12.12-16.12


69.

Заглавная буква Ё.

П. 3 ч. с. 20

12.12-16.12


70.

Письмо изученных букв, слогов.

12.12-16.12


71.

Строчная буква й.

12.12-16.12


72.

Строчная буква х.

19.12-23.12


73.

Заглавная буква Х.

19.12-23.12


74.

Письмо слогов и слов с буквами Х, х.

19.12-23.12


75.

Письмо слов и предложений с буквой Х, х.

19.12-23.12


76.

Строчная буква ю.

19.12-23.12


77.

Заглавная буква Ю.

26.12-29.12


78.

Строчная бука ц.

26.12-29.12


79.

Заглавная буква Ц.

26.12-29.12


80.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

26.12-29.12


81.

Строчная буква э.

11.01.-13.01.2017


82.

Заглавная буква Э.

11.01.-13.01.2017


83.


Строчная буква щ.

11.01.-13.01.2017


84.

Заглавная буква Щ.


16.01-20.01


85.

Письмо слогов и слов с буквами Щ, щ.

16.01-20.01


86.

Письмо слогов и слов с буквой Щ, щ.

16.01-20.01


87.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

16.01-20.01


88.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

16.01-20.01


89.

Буква ь.

23.01-27.01


90.

Строчная буква ъ.

23.01-27.01


91.

Большая буква в именах собственных.

23.01-27.01


92.

Наблюдение за написанием слов с безударной гласной.

23.01-27.01


93.

Деление слов на слоги.

23.01-27.01


94.

Главные члены предложения.

30.01-03.02


95.

Парные согласные.

30.01-03.02


Послебукварный период ( 20 часов)

96.

Слова, близкие и противоположные по смыслу.

30.01-03.02


97.

Алфавит. Гласные звуки и буквы.

30.01-03.02


98.

Обозначение мягкости согласного звука гласным.

30.01-03.02


99.

Согласные звуки: парные, непарные, твёрдые, мягкие.

06.02-10.02


100.

Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

06.02-10.02


101.

Твёрдые и мягкие шипящие согласные

06.02-10.02


102.

Буквы, обозначающие два звука. Перенос слов.

06.02-10.02


103.

Текст.

06.02-10.02


104.

Составление и запись предложений.

13.02-17.02


105.

Парные согласные.

13.02-17.02


106.

Работа с деформированным текстом.

13.02-17.02


107.

Безударные гласные.

13.02-17.02


108.

Составление и запись словосочетаний.

13.02-17.02


109.

Контрольное списывание.

27.02-03.03


110.

Письмо изученных букв.

27.02-03.03


111.

Письмо изученных букв.

27.02-03.03


112.

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

27.02-03.03


113.

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

27.02-03.03


114.

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

06.03-10.03


115.

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

06.03-10.03


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Название разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Наша речь (2 часа)

1.

Язык и речь.

06.03-10.03


2.

Виды речи.

06.03-10.03


Текст, предложение, диалог (3 часа)

3.

Текст.

06.03-10.03


4.

Предложение

13.03-17.03


5.

Диалог.

13.03-17.03


Слова, слова, слова…( 4 часа)

6.

Слово. Роль слов в речи.

13.03-17.03


7.

Слова - названия предметов, слова – названия признаков предмета, слова – название действий предмета.

13.03-17.03


8.

«Вежливые» слова.

13.03-17.03


9.

Слова однозначные и многозначные.

20.03-24.03


Слово и слог. Ударение (6 часов)

10.

Слово и слог.

20.03-24.03


11.

Деление слов на слоги.

20.03-24.03


12.

Перенос слов.

20.03-24.03


13.

Перенос слов.

20.03-24.03


14.

Ударение.

03.04-07.04


15.

Ударные и безударные слоги.

03.04-07.04


Звуки и буквы (34 часа)

16.

Звуки и буквы

03.04-07.04


17.

Звуки и буквы.

03.04-07.04


18.

Русский алфавит, или Азбука.

03.04-07.04


19.

Русский алфавит, или Азбука.

10.04-14.04


20.

Гласные звуки и буквы.

10.04-14.04


21.

Гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функция в слове.

10.04-14.04


22.

Гласные звуки. Слова с буквой э.

10.04-14.04


23.

Обозначение ударного гласного звука буквой на письме.

10.04-14.04


24.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

17.04-21.04


25.

Правописание гласных в безударных слогах.

17.04-21.04


26.

Правописание непроверяемых гласных в безударных слогах.

17.04-21.04


27.

Проверочный диктант.

17.04-21.04


28.

Согласные звуки и буквы.

17.04-21.04


29.

Слова с удвоенными согласными.

24.04-28.04


30.

Буквы й и и.

24.04-28.04


31.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

24.04-28.04


32.

Согласные парные и непарные по твёрдости и мягкости

24.04-28.04


33.

Согласные парные и непарные по твёрдости и мягкости.

24.04-28.04


34.

Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука.

01.05-05.05


35.

Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука.

01.05-05.05


36.

Перенос слов с мягким знаком.

01.05-05.05


37.

Глухие и звонкие согласные звуки.

01.05-05.05


38.

Парные глухие и звонкие согласные.

08.05-12.05


39.

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

08.05-12.05


40.

Правописание парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

08.05-12.05


41.

Проверочный диктант.

08.05-12.05


42.

Шипящие согласные звуки.

15.05-19.05


43.

Наши проекты. «Скороговорки»

15.05-19.05


44.

Буквосочетания чк, чн. чт.

15.05-19.05


45.

Правописание буквосочетаний жи -ши, ча -ща, чу- щу.

15.05-19.05


46.

Проверочный диктант.

15.05-19.05


47.

Коррекция ошибок. Повторение изученного.

22.05-25.05


48.

Заглавная буква в словах.

22.05-25.05


49.

Наши проекты. «Сказочная страничка».

22.05-25.05


50.

Повторение и обобщение изученного.

22.05-25.05




















































23