Образовательная технология | Возрастные особенности применения | Рекомендации по использованию в образовательном процессе |
1.Технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода | младшие школьники: школьники: школьники: | Игровые технологии Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников: осваиваются правила поведения и роли в группе; рассматриваются возможности самих групп; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей; накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др. Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. |
2.Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения | школьники: | Технология проблемно-диалогического обучения Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока: создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д. |
3.Технологии, основанные на создании учебных ситуаций. | школьники: | Технология работы с текстом Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений. Цель технологии – полное понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом: до чтения текста – просмотровое чтение; во время чтения текста – изучающее чтение; после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде); подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы). |
4.Технологии, основанные на реализации проектной деятельности. | школьники: | Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности: Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.). Формулирование цели и задач деятельности. Составление плана и программы. Выполнение плана. Презентация готового продукта. Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. |
5.Технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс. | школьники: | Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме. Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку. |
6. ИКТ. | школьники: | Информационные и коммуникационные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. Образовательная деятельность на основе ИКТ: инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом. В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие: формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения; освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различнымимультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом). |