СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания»

Родительское собрание на тему:

«Чтение – это важное средство образования и воспитания школьника»


Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.

Форма проведения: диалог с элементами тренинга.

Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения:

«Учить читать – учить жить».
С. Михалков

«Как читает человек – так и учится. Как читает – так и учит».
В.Быков

«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант чтения».
С. Маршак

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский

Этапы подготовки:

  • Опрос обучающихся и анкетирование родителей   на тему.

  • Подготовка данных социологов.

  • Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Немного статистики:

Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;

Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;

Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Работа в группах.

  • Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.

Варианты ответов:

  • Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;

  • Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;

  • Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;

  • Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;

  • Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.

  • В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей.

 (Приложение 1)

Вот какой результат получили:

  • Любят читать 54% детей;

К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;

Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;

Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;

  • Обсуждают прочитанное ребенком произведение – 68% родителей;

  • Считают себя активными читателями – 48% родителей.

А вот данные социологов о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;

  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;

  • Читают развлекательную литературу – 40% детей;

  • Читают познавательную литературу – 21% детей;

  • Читают для самообразования – 10 % школьников.

Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.

Варианты ответов :

  • Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;

  • Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;

  • Родители сами должны показывать пример чтения;

  • Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.

Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами «Как привить интерес к чтению?»

(Приложение 2)


Памятка для родителей по поддержанию

в детях интереса к чтению


  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от­ношение к чтению как к удовольствию.

  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

  • Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан­ным и т. п.

  • Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользо­ваться ее фондами.

  • Запишите детей в читальный зал.

  • Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, да­рите их сами и получайте в качестве подарков.

  • Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его инте­ресов и увлечений.

  • Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или сво­им друзьями, которые еще не умеют читать.

  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

  • Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки).

  • Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

  • В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфа­вита).

  • Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.

  • Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).

  • В доме должна быть детская библиотека.

  • Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (ос­тавляйте в доступном месте газеты).

  • Попросите детей собрать и прочитать аннотации на филь­мы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.

  • Предложите детям до или после просмотра фильма про­читать книгу, по которой поставлен фильм.

  • Если дети посмотрели интересную передачу по телевизо­ру, достаньте книгу на эту тему.

  • Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в кос­тюмы любимых героев.

  • Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

  • Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш го­род в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть те­левизор.

  • Пусть дети самостоятельно составят сборник своих лю­бимых шуточных стихов, рассказов и т. д.

  • Пусть дети читают книги о том, как мастерить и стро­ить своими руками, книги о спорте и т. д.

  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  • Устройте вечер, посвященный любимым книгам.

  • Пусть дети сами напишут продолжения к любимым кни­гам или историям.

  • Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, на­пример спросите: «Почему небо голубое?».

  • Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из чле­нов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.

  • Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

  • Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами ку­пят книги в подарок.

  • Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т. д.

  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз­можно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

  • Расскажите детям о книге, которую Вы только что про­читали и которая им будет интересна: разожгите их любопытст­во, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.

  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  • Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию.

  • Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.





Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.

Решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи:

  • систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;

  • организовать в своей семье вечера семейного чтения;

  • систематически посещать библиотеку.

Литература:

Родительское собрание по детскому чтению/ сост. Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.