Родительское собрание во 2 классе.
Тема: « Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания
детей».
Цель: Пополнение арсенала знаний родителей по определению типа родительских отношений в семье.
Задачи: 1. Определить выбор оптимального стиля воспитания в совместной работе учителя и родителей.
2.Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка.
Подготовительный этап:
1. Составление памятки родителям по теме собрания.
2. Подготовка экспресс-анкеты для родителей.
Организационный этап.
Размещение родителей в классе по группам.
Ход собрания.
1. Вступительная беседа:
- Объявление темы и причины проведения собрания по данной теме.
- Использование приёма «Метафора в рисунке» ( приём, когда один образ заменяет другой, чтобы усилить смысл ) Например – рисунок «Губка». ( слайд 2)
2. Классификация типов семейного воспитания и их краткая характеристика:
- АВТОРИТЕТНЫЙ стиль. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ребёнком оставляют право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах они готовы пересматривать свои позиции. ( слайд 3)
- АВТОРИТАРНЫЙ стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неустойчивы. Ребёнку порой неуютно под таким контролем. ( слайд 4)
- ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль. Родители высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Они легко общаются с ребёнком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? (Слайд 5)
- ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. Хотя он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей.(слайд 6)
3.Родительский практикум. Рассмотрение ситуаций и определение описанного в ситуации стиля воспитания. (слайд 7) /заголовок/
- Ситуация 1. Родители ругают ребёнка, уверяя, что они знают, о чём он думает и чего хочет. Утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств ( лень, неряшливость, азарт и т.п.), хотя реально ничего такого у ребёнка не наблюдалось. ( слайд 8)
- Ситуация 2. Родители не просто говорят «нельзя», а объясняют, почему то или иное поведение неприемлемо, и вместе с ребёнком ищут альтернативные варианты. Позволяют принимать решение в рамках его возраста и возможностей. Проявляют заботу, сочувствие и понимание чувств ребёнка. ( слайд 9)
- Ситуация 3. Родители считают, что ребёнок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключается в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу. ( слайд 10)
- Ситуация 4. Ребёнком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчёты и проступки ребёнка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются. ( слайд 11)
4. Рекомендации родителям. Памятка «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования» ( на основе советов Д.Карнеги)
ПАМЯТКА ( распечатать и раздать родителям)
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенном форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказы.
5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренним в своём признании и щедры в похвалах.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполним.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА
/ выбрать один из вариантов ответа/
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ребенок-подросток хочет провести выходные на даче у друзей, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его)?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Родительское собрание подготовлено учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 г.Хабаровска по материалам разработки родительского собрания учителя начальных классов МБОУ СОШ № 901 Л.В. Лебедевой, материалам книги Е.В. Советовой «Родительские собрания в начальной школе и материалам интернет ресурсов. Страница 4