СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского собрания "Секреты психологического здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания "Секреты психологического здоровья"

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания "Секреты психологического здоровья"»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе.

Тема: Секреты психологического здоровья

Цели: Взаимное общение педагогов и родителей по вопросам физического и психологического воспитания дошкольников. Знакомство с конструктивными способами общения с детьми. Определение причин преобладания негативных или позитивных эмоций у детей.

Форма проведения: обучающий семинар – тренинг.

Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.

Оборудование: магнитофон, пригласительные билеты, «яблоня здоровья», анкеты детей «Узнай своего ребенка", тест «Хорошие ли вы родители», вопросы для тренинга комфортного общения, диск-подарок с мультфильмами.

Предварительная работа:

• Оформление стенгазеты. «Наша веселая жизнь»

• Оформление пригласительных билетов

• Оформление дерева «яблоня здоровья» (на яблоках пишутся качества, присущие психологически здоровым детям)

• Индивидуальное анкетирование детей.

• Индивидуальное анкетирование родителей (для самоанализа)

• Подготовка к тренингу.

• Подготовка рекомендаций для родителей (помогающих сохранить психологическое здоровье ребенка)

Ход собрания …..

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я начинаю нашу сегодняшнюю встречу этим обычным приветствием.

Однако в нем, в обычном для каждого слове «здравствуйте» заложен глубокий, мудрый, позитивный смысл: быть здоровым, благополучно существовать, желать счастья и удач, быть бодрым и веселым и многое другое.

Да! Действительно! Здоровье необходимо всем и всегда. От него зависит хорошее или плохое настроение, наши успехи и достижения.

Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье наших детей и тема нашей встречи «Секреты психологического здоровья».

Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.

Сам термин «Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую. (Яблоня здоровья)

Психически здоровый – это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется. Чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе, добрым человеком.

А основы этих качеств формируются с раннего детства и мы, родители, обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями. В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли нет» - думают многие. И за счет своей занятости или не внимании могут проглядеть, возможно ,не значительные психические недостатки, которые в последствии могут привести к большим проблемам.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди контингента детей, поступающих в школу.

По наблюдениям педагогов начальных классов, дети, приходящие в первый класс, оказываются все более подготовленными интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми приходится систематически сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 класс ,а задолго до этого.

Во –первых это проблема в семье ее можно назвать дисгармония семейных отношений ( не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку) все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

Во-вторых это издержки воспитания. здесь уместно выделить два противоположных фактора ( и это безусловно факторы риска)

1. « Ребенок – кумир семьи» Все разрешено, твои интересы- главные, ты- лучший.

Что происходит в последствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети.не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни

2. « Как все»

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Все вместе только вечером или выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобные отношения приводят к неуверенности в своих силах, подавленности или агрессии, конфликтности и другим неблагоприятным проявлениям.

В – третьих это биологические факторы. Родовые травмы, неблагоприятно протекающая беременность, они приводят к различным нарушениям в сфере психологического здоровья. Таким как гиперактивность, эмоциональная нестабильность, возбудимость.

Как сохранить психическое здоровья дошкольника.

Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.

НЕВРОЗ. Опасность развития неврозов очень часто заключается в том, что взрослые пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение « затормозить» свои желания применяют метод запретов. Но в силу особенностей возраста ребенок подвижен. Активен. Любознателен, он стремится познать окружающее. Проявить самостоятельность. Но часто эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет»: «нельзя», « не разговаривай», « не ерзай» и т.д

Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Процесс желания «действовать»,» делать», «говорить» - наталкивается на торможение процесса « активности». Если такие перегрузки повторяются часто. У ребенка может развиться невроз.

Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства, потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности.

Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастет, если родительские запреты сопровождаются окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает или истеричность, крики, плач или замкнутость и агрессивность.

Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан, отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он.

Нельзя, чтобы наказание отменил кто-то из других членов семьи. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.

Заикание Одномоментная, но сильная психическая травма может вызвать у ребенка невроз в форме нарушения речи – заикание или даже полное выключение речи на некоторое время. Нередко причиной заикании бывает поведение пьяных родителей. Грубые наказания ребенка. Заикание рождает большие детские проблемы, одной из которых является чувство собственной неполноценности.

Навязчивые состояния, страхи, дурные привычки .

Следствием потрясения или конфликта с окружающими может быть невроз навязчивых состояний.

Навязчивыми бывают страхи, воспоминания. Поступки, действия в виде бесконечного шмыгания носом. Постукивания ногой или рукой, кивания головой и т.д.

Ребенок может сильно испугаться во время пожара или грозы. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении лающей собаки, Чувство страха может появиться и зоопарке или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.

• Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций. Если же ребенку предстоит встреча с непонятным, но впечатляющими воздействиями ( посещение зоопарка), то малыша необходимо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

• Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, какие передачи смотрит ребенок. В какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не в коем случае устрашающими.

• Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. И порой во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день. Зачем? Просто так, для фона. « Что бы не было скучно». А рядом играют дети и тоже- «просто так,» -смотрят все подряд . Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного « голубого экрана», никому объяснять не надо.

• Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясении я перенести уход из семьи отца или матери. У таких детей часто наблюдается резко выраженное истощение ЦНС. У детей - невротиков отмечается неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна.

Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами « пожалуйста», « будь добр» .Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.

Родителям полезно помнить простую истину: Неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.

А кто, как не вы лучше всего знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.

Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него- это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.

Поощряйте игру детей. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые, музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию внимания. Находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.

Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: « Играйте с детьми - это замечательно оздоравливает отношения!» (Тренинг. Ответы на вопросы.) Приложение №1)

Шутки и веселье рождают сердечность. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик, почитайте книжки. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса. Что благотворно влияет на психологическое состояние, откроет ему много интересного и доброго.

В заключении хотелось бы дать родителям следующие рекомендации помогающие сохранить психическое здоровье ребенка:

Рекомендации:

1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;

2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;

3. Активно выслушивайте его переживания и потребности;

4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;

5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;

6. Помогайте, когда просит;

7. Поддерживайте успехи;

8. Делитесь своими чувствами;

9. Справедливо разрешайте конфликты;

10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку. И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает!

Я прошу Вас оценить сегодняшнюю работу. Закончите три предложения:

1. Из сегодняшнего разговора я понял (а)

2. Мне понравилось.

3. Хотелось бы продолжить разговор на тему.



Приложение №1

Вопросы для тренинга комфортного общения

1. О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?

2. О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?

3. Знаете ли Вы какая из воспитательниц нравится вашему ребенку больше?

4, Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?

5. Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?

6. Во что любит играть Ваш ребенок?

7. Чего боится Ваш ребенок?

8. Куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?

9. Что больше всего огорчает Вашего ребенка?

10. Что больше всего радует Вашего ребенка?



Ситуация 1. « Я в сад не пойду»



Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят: « Я в сад не пойду!»

Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в сад.



Ситуация 2. « Меня обижает Сережа»



Трое родителей – «дети». Одна «девочка и два «мальчика». «дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.







Приложение №2

Регистрационный бланк

Теста « Хорошие ли вы родители»

ФИО_________________________________________________

Возраст____________________ Образование ________________________

ФИО ребенка____________________________________________________

Его возраст______________________________________________________

п.п



Вопросы

ответы

Да, я всегда поступаю так

Да, но не всегда поступаю так

Не могу

1

В любой момент оставить дела и заняться ребенком?




2

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?




3

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?




4

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?




5

Овладеть собой и сохранить сомообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?




6

Поставить себя на место ребенка?




7

Поверить на минуту, что вы добрая фея?




8

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?




9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?




10

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?




11

Устоять против детских слез. Если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?





ИТОГО:






Ответы: Да, я всегда поступаю так_______________________ 3 балла
Да, но не всегда поступаю так___________________ 2 балла
Не могу______________________________________ 1