СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского собрания в старшей группе ДОУ на тему «Развитие познавательных способностей дошкольника: как растить любознательных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информирование роителей о том, что такое познавательная  активность и как ее развить  у ребенка дошколного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания в старшей группе ДОУ на тему «Развитие познавательных способностей дошкольника: как растить любознательных».»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям

«Семья»



ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ



Разработка родительского собрания в старшей группе ДОУ на тему

«Развитие познавательных способностей дошкольника:

как растить любознательных».





Материал подготовила

психолог высшей категории Е.А. Новоторцева





2019 год

Ребенок по своей натуре любознателен, его интересует все новое, неизведанное, и открытия у него каждый день.

Стремление познавать часто подводит детей, и этим они доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет и возрастает его любознательность к окружающему незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Потому их и называют почемучками.

Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? Предлагаю экспресс-тест, который как раз позволит это понять.

- Задает ли Ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

- Всегда ли Вы отвечаете на вопросы и как Вы считаете, надо ли на них отвечать?

- Всегда ли ребенок удовлетворен Вашим ответом?

- К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Как Вы думаете, почему?

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и в будущем применить его на другом материале.

Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Ребята могут сравнивать по сходству или контрасту, причем, как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем по подобию. Освоенный ребенком прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы и явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенным признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему.

Проявления самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности как моделирование и конструирование. Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Метод конструирования и моделирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию картины мира.

В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».

Приучение ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы необходимо, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание задавать вопросы взрослому.

Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение.

Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Психологические условия развития познавательных интересов

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом «подогревать» его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;

  • развивать творческие задатки;

  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Роль взрослых в развитии познавательного интереса.

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал:

  1. Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.

  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме «вопрос – ответ» и с удовольствием включиться в такую игру.

  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.

  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини — музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.



Использованная литература:

- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа – М.: ВАКО, 2014.



ПРИЛОЖЕНИЯ



Памятка для родителей №1 «Как отвечать на детские вопросы».

  1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

  2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

  4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?»

  6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрации.

  7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

  8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».





Памятка для родителей № 2.

Рекомендации по развитию познавательных интересов

у детей дошкольного возраста

  1. Организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.

  2.  Создавать положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым. Побуждать его к общению согласно потребностям и проблемам, которые волнуют дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности.

  3. Обсуждать с детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками, переживаниями. Дать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями, мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг.

  4.  Обращать внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на экспериментирование, размышления, высказывания догадок.

  5. Обеспечивать материальное предметно-игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах деятельности с учету познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных, музыкальных, логико-математических вариативного характера, комбинированные).

























Памятка №3. Анкета для родителей «Познавательные интересы».

Цель: определить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы.

Методы исследования: наблюдения за своим ребенком в различных видах деятельности (в игре, общении со взрослыми, сверстниками).

Обратите внимание на следующее:

  1. Задает ли Ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? (Запишите вопросы Вашего ребенка).

  2. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

  3. Стремится ли Ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, телепередачи, собственные наблюдения?

  4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

  5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

  6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала)?

  7. Способен ли Ваш ребенок к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной для него деятельностью? Умеет ли планировать свою деятельность? Пытается ли преодолеть трудности?

  8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса к предмету или явлению?

  9. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

  10. Широк или узок круг интересов Вашего ребенка? Постоянны либо изменчивы его интересы?

  11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?