Родительское собрание в 1 классе
Тема « Оценка. Отметка. Как к ней относиться?»
Цель: Формирование у родителей понятия об особенностях суммативного оценивания и функциях системы оценивания в учебном процессе.
Критерии:
- понимают особенности суммативного оценивания и его преимущества;
- делают выводы о значении оценки.
Оборудование: презентация, рабочие листы, памятки для родителей.
Ход собрания.
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые родители!
Наступил новый этап в учебной деятельности первоклассников, с 3 четверти ваши дети будут получать отметку за достигнутые результаты в обучении.
Кто-то из ребят с нетерпением и радостью ждет этого момента, кто-то испытывает чувство тревоги и страха. Не остаётесь в стороне и вы, родители. Кто-то из вас спокоен и уверен в успехах собственного ребёнка, у кого-то чувство тревоги, что ребёнок наоборот не справится с возложенными на него надеждами.
Именно поэтому, сегодня наша встреча посвящена теме «Оценка. Отметка. Как к ней относиться?».
(Слайд 1)
Эпиграф: «Измени мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них». Марк Аврелий.
(Слайд 2)
2. Основная часть
Упражнение 1.
Перед вами известная картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Попробуйте озвучить данную картину с позиции сегодняшнего дня.
(Слайд 3)
(Заслушиваются несколько вариантов «озвучивания»)
А теперь перенеситесь мысленно в первый класс, ощутите вновь себя школьниками и вспомните свою первую пятёрку или двойку.
-Какие чувства вызывает это воспоминание?
-Как вы думаете, чем вызваны эти чувства?
-Как отреагировали родители на эти отметки?
-Какие чувства вызывает воспоминание о радости или огорчении родителей?
За последнее десятилетие изменилось не только содержание школьного образования, то есть набор тех знаний и умений , которые должен усвоить
ребёнок, но изменилась и сама цель обучения. Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребёнку определённую сумму знаний , умений и навыков, а сформировать такие умения , которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.
В казахстанских школах применяется пятибалльное оценивание, то есть ученику выставляется определённый балл за его работу – отметка.
(Слайд 4 - 5)
Упражнение 2.
Выполните предложенные задания (Приложение 1)
(Слайд 6)
Оцените выполненные задания другой группы по предложенным критериям традиционной системы оценивания (Приложение 2)
Согласны ли вы с выставленной вам отметкой? Почему?
К сожалению, психологами и педагогами доказано, что традиционная пятибалльная система оценивания несёт в себе ряд недостатков. Отметка не даёт полноценной возможности для формирования у ребёнка такого важного для дальнейшей учёбы качества, как умение самому оценивать результаты своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в основе способности самостоятельно учиться, потому что позволяет понять, что нужно «подтянуть» и что ещё узнать.
(Слайд 7):
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он - добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый…Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» В.А.Сухомлинский.
Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
Большинство неудач бывает не только от того, что не принимаются во внимание чувства и эмоции ребёнка, но и от незнания критериев оценивания знаний.
Попробуем найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно, знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?
(Слайд 8)
Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
В последние годы учёнными и педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы повышению учебной мотивации и самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Безотметочное (формативное) оценивание введено нормативно в первом полугодии в 1 классе и вы уже с ним знакомы.
- Какая цель стоит перед формативным оцениванием?
- Какую помощь оказала обратная связь при формативном оценивании вам и вашему ребенку?
Часто мы, учителя, сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую, и родители недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой.
Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные критерии оценивания знаний учащихся, представленные в суммативном оценивании.
(Слайды 9 -15 )
Упражнение 3
Родителям в группах предлагается проверить выполненное ребенком задание, используя критерии традиционной и суммативной систем оценивания (Приложение 3)
(Слайд 16 )
- Какая оценка, на ваш взгляд, является объективной?
- На какие особенности суммативного оценивания вы обратили особое внимание?
- Как вы можете использовать результаты суммативного оценивания?
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки.
Поэтому отметки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?»
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Раздать памятку для родителей "Как относиться к отметкам ребёнка?"
Притча «Трещина в кувшине»
Жила-была пожилая китайская женщина, у нее было два больших кувшина. Они свешивались по сторонам коромысла на ее плечах. У одного из них была трещина, в то время, как второй был безупречным и вмещал полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был бесконечно горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может выполнять свою работу только наполовину. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в собственной никчемности, кувшин обратился к старой женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома течет вода.
Старая женщина усмехнулась: - Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы честь нашему дому.
У каждого из нас есть свои особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Сегодня мы вместе попробовали найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?
Акцентируйте своё внимание на успехах ребёнка, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться - все это делает процесс гуманным и направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои результаты.
Рефлексия
Для меня очень важно узнать ваше мнение о нашей встрече, предлагаю вам заполнить анкету.
(Слайд 17)
1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет б) едва ли в) да
Приложение 1.
Выполните задания:
Задание 1
Расположите числа в порядке возрастания.
1, 7, 4, 11, 2, 18, 13, 9, 16.
_______________________
Задание 2
Сравните:
3 см 8 см 5 л 12 л 17 кг 19 кг
Задание 3
Составьте взаимообратные выражения.
c + k = b
_____________
_____________
Задание 4
Решите задачу удобным способом.
В магазин привезли 9 мешков муки. В первый день продали 3 мешка, а во второй день – 4 мешка. Сколько мешков муки осталось в магазине?
Приложение 2. Критерии выставления отметок в традиционной системе оценивания
«5» («отлично») – высокий уровень выполнения требований: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований : использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») – очень низкий уровень выполнения требований: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Приложение 3. Сравнение критериев традиционной и суммативной системы оценивания
Задания
Сравните числа.
5 9 12 10 20 8
Найдите значение выражений.
10 – 4 + 2 = 8 10 – (4+2) = 8
Запишите выражение, используя переместительное свойство сложения. Найдите его значение.
3 + 7 = 7 + 3 = 10
Решите задачу.
У Димы было 8 конфет, 3 из них он отдал сестре. Сколько конфет
осталось?
8 – 3 = 6 (к.)
Ответ: 6 конфет осталось
Критерии традиционной системы оценивания
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки;
«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки;
«2» - допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Критерии суммативного оценивания
№ задания | ответ | балл |
1 | | 1 |
| 1 |
| 1 |
2 | 8 | 1 |
4 | 1 |
3 | 7+3=10 | 1 |
4 | Было – 8 к. Отдал – 3 к. Осталось - ? | 1 |
8 – 3 = 5 (к.) | 1 |
Ответ: 5 конфет осталось | 1 |
Итого | | 9 |
0 % = «1»
1-20% = «2»
21-50% = «3»
51-80% = «4»
81-100% = «5»
Приложение 4. Анкета обратной связи
1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная
б) едва ли полезная
в) полезная
г) очень полезная
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная
б) едва ли полезная
в) полезная
г) очень полезная
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная
б) едва ли полезная
в) полезная
г) очень полезная
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет
б) едва ли
в) да
5. На какие вопросы вы не получили ответа?
______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!