Класс: 9 класс
Тема урока: СПП с придаточными сравнительными.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: расширение понятия «сложные предложения», включение знания о сложноподчинённом предложении с придаточными сравнительными, создание условий для развития у учащихся способности различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, а также умения находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.
Оборудование: ИКТ, карточки
Ход урока.
1.Оргмомент
2. Повторение. Беседа
-Перечислите виды сложноподчинённых предложений.
- Какие предложения называются придаточными определительными?
- Какие предложения называются придаточными изъяснительными?
- Какие предложения называются придаточными обстоятельственными?
Задание 1(на слайде) Определите выразительные средства
-Что обозначают?- При помощи чего присоединяются?-На какие вопросы отвечают?
1)Перстами лёгкими (насколько? в какой степени?), как сон, моих зениц коснулся он.2) Внизу сновали быстро (насколько? как?), будто муравьи, люди.3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались (как?) на экстренный совет.
4) Густой (насколько? в какой степени?) туман, точно вата, лежал по всему лесу.
-Замените устаревшие слова «перстами», «зеница» синонимами.
-Назовите слова с чередованием гласной в корне (коснулся, собирались).
Задание индивидуальное: выписать грамматические основы, составить схемы (карточки)-у доски
1. Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Ленивый гром потягивался за горизонтом так, как будто заспанный силач распрямлял плечи.
2. Обстрел прекратился, как только несколько мин взорвалось за рвом. Квартиры Пушкина, Чехова обладают необъяснимой силой воздействия, как будто дух хозяина продолжает жить в них.
Формулируем и записываем тему урока, ставим цели урока.
2.Актуализация и пробное учебное действие. Работа с учебником
- С какими придаточными можно спутать (см. средства связи)?
Сравнительный оборот | Придаточное сравнительное |
Как? Насколько? В какой степени? | Как? Подобно чему? В сравнении с чем? |
Является обстоятельством. | Имеет грамматическую основу. |
Относится к прилагательному, наречию, глаголу. | Относится ко всему главному предложению. |
3.Первичное закрепление с проговариванием
Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных(устно)
Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к хорошей музыке.
Как шитый полог, синий свод пестреет частыми звездами.
Что ты тих, как день ненастный?
И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый
Физминутка
2.Выписать придаточное сравнительное, сделать синтаксический разбор
А. Куда река пошла, там и русло будет.
Б. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке видит, где он.
В. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер
Г. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы на траве.
4.Физминутка.
5. Работа по учебнику. Стр. упр.
6.Рефлексия. Итог урока
7.Дом. задание: