СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка серии кейсов для уроков окружающего мира, направленных на развитие функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок окружающего мира – это не просто передача знаний о природе и обществе, но и эффективный инструмент формирования функциональной грамотности. Кейс-метод, интегрирующий различные области знаний, представляется перспективным подходом.

Просмотр содержимого документа
«Разработка серии кейсов для уроков окружающего мира, направленных на развитие функциональной грамотности»





Разработка серии кейсов для уроков окружающего мира, направленных на развитие функциональной грамотности.

«Кейс-технология»





Автор:

Кривенко Оксана Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №8»

Республика Крым

г. Джанкой



Введение

Современный урок окружающего мира – это не просто передача знаний о природе и обществе, но и эффективный инструмент формирования функциональной грамотности. Кейс-метод, интегрирующий различные области знаний, представляется перспективным подходом.

Разработка кейсов

Кейсы разрабатывались на основе реальных жизненных ситуаций, требующих применения знаний из разных предметных областей.

Например, кейс "Экологический проект школы" включает в себя расчет необходимого количества саженцев (математическая грамотность), анализ почвы (естественнонаучная грамотность), составление бюджета проекта (финансовая грамотность) и написание информационного буклета (читательская грамотность).

Апробация и результаты

Апробация кейсов проводилась в нескольких классах начальной школы. Наблюдения показали, что использование кейсов повышает интерес учеников к предмету, развивает навыки критического мышления и умение работать в команде. Улучшились показатели по всем видам функциональной грамотности.

Выводы

Разработанные кейсы доказали свою эффективность как инструмент развития читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности на уроках окружающего мира.

Разработка серии кейсов для уроков окружающего мира, направленных на развитие функциональной грамотности.

Цель: Создание и экспериментальная проверка эффективности комплекта кейсов для повышения уровня читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи:

Разработка методических рекомендаций по использованию кейсов.

Создание кейсов, интегрирующих знания из разных областей.

Апробация кейсов в пилотных классах.

Анализ результатов апробации и корректировка кейсов.

Оценка влияния применения кейсов на уровень функциональной грамотности.

Ожидаемые результаты: разработанный и апробированный комплект кейсов, методические рекомендации, отчет об апробации с результатами оценки эффективности. Повышение мотивации к изучению окружающего мира и развитие ключевых компетенций учеников.

Прежде всего, что мы понимаем под функциональной грамотностью в контексте окружающего мира?

В данном случае, это умение использовать знания об окружающем мире для решения реальных жизненных задач. Это включает в себя:

Понимание информации: Умение читать и понимать научно-популярные тексты, графики, диаграммы, связанные с природой, экологией, здоровьем и т.д.

Применение знаний: Умение применять полученные знания для решения практических задач (например, определить, какие продукты полезнее для здоровья, как правильно утилизировать мусор, как экономить воду и энергию).

Анализ и оценка: Умение анализировать информацию, делать выводы, оценивать последствия своих действий для окружающей среды.

Коммуникация: Умение выражать свои мысли и аргументы, участвовать в дискуссиях по вопросам экологии и здоровья.

Теперь, давайте определим структуру кейса:

Каждый кейс должен включать в себя следующие элементы:

Описание ситуации (проблема): Представление реальной жизненной ситуации, требующей решения.

Информация: Предоставление необходимой информации для анализа ситуации (тексты, графики, таблицы, изображения).

Задания/Вопросы: Формулировка заданий, направленных на анализ информации, применение знаний и выработку решения.

Критерии оценки: (Для учителя) Критерии, по которым будет оцениваться работа учеников.

Возможные решения (ключи): (Для учителя) Варианты решений и пояснения к ним.

Этапы разработки кейсов:

Определение темы/раздела программы: Выберите конкретную тему из программы окружающего мира, для которой вы хотите разработать кейсы (например, "Вода", "Воздух", "Почва", "Растения", "Животные", "Здоровье человека", "Экология").

Формулировка проблемы: Определите реальную жизненную проблему, связанную с этой темой.

Подбор информации: Найдите или создайте необходимую информацию для решения проблемы (тексты, графики, таблицы, фотографии, видео).

Разработка заданий: Сформулируйте задания, направленные на развитие функциональной грамотности.

Оформление кейса: Оформите кейс в удобном для использования формате (например, в виде документа Word или презентации PowerPoint).

Апробация (желательно): Проведите апробацию кейса на небольшой группе учеников, чтобы оценить его эффективность и внести необходимые коррективы.

Примеры кейсов

Кейс «Вода в нашем городе"

Тема: «Вода»

Проблема: в городе участились случаи перебоев с водой. Жители обеспокоены качеством воды из-под крана.

Информация:

Статья из местной газеты о проблемах с водоснабжением.

Данные о потреблении воды в городе.

Результаты анализа воды из разных районов города.

Информация о способах экономии воды в быту.

Задания:

На основе статьи, определите основные причины перебоев с водоснабжением.

Проанализируйте данные о потреблении воды. Какие факторы влияют на потребление воды?

Сравните результаты анализа воды из разных районов. Где качество воды лучше? Хуже? Почему?

Предложите 3 способа экономии воды, которые можно использовать в вашей семье.

Напишите письмо в администрацию города с предложением по улучшению ситуации с водоснабжением.

Функциональная грамотность: Понимание текста, анализ данных, применение знаний для решения проблемы, коммуникация.

Кейс "Воздух в школе"

Тема: «Воздух»

Проблема: Ученики жалуются на духоту и усталость в классе.

Информация:

Таблица с нормами температуры и влажности воздуха в помещении.

Инструкция по проветриванию класса.

Информация о влиянии комнатных растений на качество воздуха.

Задания:

Сравните температуру и влажность воздуха в классе с нормами. Соответствуют ли они нормам?

Объясните, почему важно регулярно проветривать класс.

Предложите, какие комнатные растения можно поставить в классе для улучшения качества воздуха.

Разработайте памятку для учеников о правилах проветривания класса.

Функциональная грамотность: Понимание информации, применение знаний, разработка инструкций.

Кейс "Раздельный сбор мусора"

Тема: «Экология»

Проблема: жители дома хотят организовать раздельный сбор мусора, но не знают, с чего начать.

Информация:

Инструкция по раздельному сбору мусора (какие отходы куда выбрасывать).

Информация о переработке разных видов отходов.

Статья о пользе раздельного сбора мусора для окружающей среды.

Задания:

Объясните, почему важно разделять мусор.

Составьте список отходов, которые можно перерабатывать.

Разработайте листовку для жителей дома с инструкцией по раздельному сбору мусора.

Подготовьте презентацию для соседей о пользе раздельного сбора мусора.

Кейс "Проект онлайн-рынка"

Тема: «Экономика»

Проблема: родители решили создать онлайн-магазин, но не знают, с чего начать.

Информация:

Концепция онлайн-магазина.

Стоимость и характеристика товаров.

Задания:

Ученикам предлагается создать концепцию онлайн-магазина, где они будут представлять выбранные продукты, обосновывая их выбор и ценовую политику.

Каждому участнику выделяется роль: маркетолог, дизайнер, финансовый аналитик и т.д.

Они могут использовать интернет для поиска информации о стоимости и характеристиках товаров.


В конце проекта учащиеся представляют свои идеи классу.

Результаты: Участники развивают навыки командной работы, критического мышления и работы с информацией.

Кейс «Магазин для планеты"

Тема: «Экология»

Проблема: понимание принципов экономии ресурсов и устойчивого потребления.

Задания: создать "магазин", в котором ребята могут "покупать" товары (фрукты, овощи, игрушки, книги), используя условные "деньги" (например, фишки).

Однако, перед каждой покупкой они получают информацию о том, как производство этих товаров влияет на окружающую среду.

После первых покупок учащиеся обсудят, как их решения касаются не только личных интересов, но и здоровья планеты.

Результаты: Формирование осознанного отношения к ресурсам и ответственности за свои покупки.

Функциональная грамотность: Понимание информации, применение знаний, разработка инструкций, коммуникация.

Рекомендации:

Возраст учеников: Учитывайте возрастные особенности и уровень знаний учеников при разработке кейсов.

Актуальность: Выбирайте темы и проблемы, актуальные для учеников и их окружения.

Интерактивность: Используйте интерактивные элементы (например, видео, аудио, онлайн-тесты) для повышения интереса учеников.

Реалистичность: Старайтесь, чтобы кейсы были максимально реалистичными и отражали реальные жизненные ситуации.



Связь с жизнью: Подчеркивайте связь между знаниями, полученными на уроках окружающего мира, и реальной жизнью.

И помните, что цель кейса – не просто дать ученикам знания, а научить их применять эти знания в реальной жизни. Поэтому, чем больше кейс связан с реальными проблемами и задачами, тем более эффективным он будет.