Семинар на тему « Мастер – класс - одна из форм методической работы»
Цель проведения: семинара: познакомиться с понятием «мастер- класс», его структурой, требованиями к проведению, основными видами мастер
- классов,
2. Самоопределение участников семинара.
Памятка для самоопределения:
- увидеть условия, которые тебя окружают;
-понять, что от тебя требуется в данной ситуации;
- выяснить, чего я сам хочу в этой ситуации: мои стремления, интересы;
- что я могу сделать;
- сделать установку на слушание.
Чтобы достичь результата, необходимо понять содержание установочного доклада, задавая активно вопросы на понимание, уточнение или дополнение, соотнести услышанное с собственным опытом, выделить: что делаю, чего не делаю, что делаю не так
в процессе обучения учащихся.
Эпиграф
« Учителю необходимо постоянно учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать
взаимообмен профессиональным опытом»
Л. Боровиков
Ход семинара
1. Самоопределение участников семинара.
2. Установка на слушание
3. Сообщение плана установочного доклада
4. Установочный доклад
5. Обсуждение доклада (в группах)
6 Выступления от групп.
7. Рефлексия
План установочного доклада
Понятие «мастер- класс» и его сущность
Цели и задачи проведения мастер-класса..
Мастер – класс – как форма распространения педагогического опыта
Важнейшие особенности мастер- класса
Требования к организации и проведению мастер-класса.
Как подготовить и провести мастер – класс.
Тезисы установочного доклада
1. Существует множество определений мастер-класса, вот некоторые из них.
А) Мастер – класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Б) Мастер- класс – это главное средство передачи новой идеи своей (авторской) педагогической системы
В) Мастер- класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методик, освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Г) Мастер- класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (10-15) человек.
2.Мастер- класс - одна из эффективных форм распространения собственно опыта. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает свою авторскую систему, включающую проектирование уроков, «ноу- хау», приемы и способы работы, дидактические материалы. Мастер класс- это возможность передать секреты своего мастерства другим, распространить свой опыт, вызвать желание его освоить.
3 Цели проведения мастер-класса – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, методика или технология. Передать продуктивные способы – одна из задач учителя- мастера, создать условия для профессионального самосовершенствования.
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогическими педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
4. Мастер- класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя, ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Основные идеи - деятельностный по, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера.
Критерии оценки - новый уровень – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности ( имитационный, конструктивный, творческий)
5.В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
Мастерство убеждения;
Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
Мастерство владения педагогической техникой.
Особенности мастер - класса.
Новый подход к философии обучения, ломающий стереотипы;
Создание условий для включения всех в активную деятельность.
Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
Приемы, раскрывающие творческий потенциал Мастера, так и участников мастер-класса;
Формы, методы, технологии должны предлагаться, но не навязываться;
Предоставление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
Процесс познания гораздо важнее, чем само знание;
Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Алгоритм подготовки мастер-класса
Определите тему проведения мастер класса (отражает проблему, над которой вы работаете).
Поставьте цель: что получат взрослые и учащиеся в результате этого урока.
Продумайте форму, в которой вы будете проводить мастер-класс: урок, презентация, видеофильм.
Отберите или подготовьте наглядные пособия ( пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы, важные пункты методики, самые характерные этапы);
Выберите самые эффективные и интересные приемы в вашей работе. Они могут быть яркими и неожиданными.
Стиль общения должен соответствовать поставленным задачам и особенностям
аудитории.
7. Подготовьтесь ответить на вопросы коллег.
Приложение
Педагогическая техника- это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов воздействия на отдельных учащихся и коллектива в целом.( правильный стиль и тон общения, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления)
Учитель – мастер – это педагог, обладающий исследовательскими умениями и навыками, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать результаты своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Мастер – класс- это занятие, целью которого является представление системы, опыта работы педагога, публичная демонстрация своей профессиональной компетентности.
Виды мастер-классов по структуре.
Основными элементами технологии проведения мастер - класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Индукция - проблемная ситуация, начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция – групповая работа. Группам дается задание, им предстоит продумать способ их решения.
Социализация - сопоставление, оценка, коррекция полученных результатов.
Афиширование – предоставление результатов деятельности участников мастер-класса. (тексты, схемы, рисунки, проекты).
Разрыв- это внутренне осознание участниками мастер-класса неполноты или несоответствия старых знаний новому, углубление в проблему, поиск ответа
( самостоятельно)
Рефлексия - последний этап отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастер-класса.
Критерии оценки мастер-класса
Педагогическое мастерство
- степень готовности к распространению педагогического опыта;
- методическая грамотность проведения занятия;
- знание и навык применения современных технологий обучения.
2.Аналитические способности
- умение сочетать описательность и аналитичность своего опыта;
- профессиональная компетентность;
- методическая подготовленность.
3 Артистичность
-способность к импровизации;
- степень воздействия на аудиторию;
4. Общая культура
-эрудиция;
- коммуникативная культура
Тема семинара: Рефлексия – один сиз способов организации мыследеятельности
Цель: сформировать представления о рефлексии как способе организации мыслительной деятельности, его особой значимости в учебном процессе, учить организовывать процессы рефлексии на уроках.
2. Самоопределение участников семинара.
Памятка для самоопределения:
- увидеть условия, которые тебя окружают;
-понять, что от тебя требуется в данной ситуации;
- выяснить, чего я сам хочу в этой ситуации: мои стремления, интересы;
- что я могу сделать;
- сделать установку на слушание.
Чтобы достичь результата, необходимо понять содержание установочного доклада, задавая активно вопросы на понимание, уточнение или дополнение, соотнести услышанное с собственным опытом, выделить: что делаю, чего не делаю, что делаю не так
в процессе обучения учащихся.
Алгоритм слушания
1. Дели текст при слушании на смысловые части, понимай их.
2. Ухватывай структуру текста, отделяй важное от второстепенного
3. Схватывай смысл части и свертывай его в суждение
4. Не фиксируй все содержание текста, фиксация мешает слушанию.
5. Используй систему условных обозначений для удержания текста.
6. Сформулируй тезисы к тексту.
7. Переоформи тезисы, интерпретируй их, создай собственный текст
Помни, что целостный процесс слушания – это слушание – понимание - интерпретация
3. Установочный доклад (выступающий говорит о структуре своего доклада, т.е. каково будет содержание доклада)
План
- понятие рефлексии
- рефлексивные умения как компонент содержания образования
- место рефлексии в учебном процессе
- методы организации рефлексии в группе
- виды рефлексии
- предназначение рефлексии
- процедуры ее проведения
Доклад произносится в соответствии с «Памяткой для сообщающего)
Рассматривая проблему учебной самостоятельности, Г.В. Цукерман сделала акцент на первоначальном слове «учащийся», т.е. умеющий себя обучать. Задавшись вопросом, что же умеет умеющий учиться, психолог дает необычный для традиционной школы ответ
: «Человек, умеющий учиться, в первую очередь, точно и конкретно знает свои возможности, а, следовательно, свои ограничения.. Таким образом, в педагогической психологии среди важнейших компонентов учебной самостоятельности выделены рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой не хватает знаний, средств и способов действий и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться»
.
Декарт под рефлексией понимал способность сосредоточиться на своих мыслях, отстранившись от всего внешнего
Дж. Локк разделил рефлексию и ощущения как разные способы познания мира
. Термин рефлексия означает отражение и исследование субъектом своего познавательного акта, а также форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий.
По мере развития понятие расширялось и уточнялось.
В системно- мыследеятельностном подходе рассматривается понятие рефлексии как метод мышления, как способ получения субъектом знаний об основаниях собственной деятельности
Многие педагоги и психологи считают рефлексию одним из обязательных компонентов обучения, рассматривая ее как способ побуждения к учебной мотивации, как способ деятельности и как средство развития личности, как способ понимания.
Сегодня можно выделить следующее содержание понятия
принцип человеческого мышления, направленный на осмысление своих собственных действий и законов , по которым они совершаются; осознание субъектом своих психических актов и состояний; «деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
В самом общем виде под рефлексией понимается обращение сознания человека на самого себя как субъекта деятельности, на его деятельность и ее результаты.
Понятие «рефлексия» появилось и долгое время развивалось в рамках философии , и многие философы связывали рефлексию с познанием и пониманием.
Рефлексия очень тесно связана с пониманием - конструирование смыслов, определение границ понимания – это область рефлексии.
В процессе понимания «человек не только понимает что-то, но и понимает, что он это понимает. Кроме того, рефлексия позволяет присвоить способы понимания, овладеть ими. Без рефлексии невозможно представить понимание
Как связаны рефлексия и понимание? – это наш сегодня главный вопрос
Р. Декарт отмечал, что рефлексия обеспечивает соотнесения познания с уже имеющимся интеллектуальным опытом, а основой рефлексии является сомнение. С этой точки зрения, можно сделать вывод, что процессы понимания и рефлексии сложно отделимы друг от друга , ведь процедуру «встраивания новых представлений в систему уже имеющихся, мы относим к пониманию
Дж. Локк считал, что «достоверно только то, что освоено в свободной активности рефлексии, осознано и понято как действительно моим»Я» прожитое ,испытанное.
Кант считал, что «все суждения и даже сравнения требуют рефлексии, т.е. различения той способности познания, которой принадлежит это понятие».
Г.П. Щедровицкий утверждает, что рефлексия процесса собственного понимания и сам процесс понимания не одно и то же. Когда человек понимает текст, когда он отвечает на вопросы «как я понимаю» «почему я именно так понимаю» - это разные работы. И если сравнить эти два процесса, то становится очевидным, что они различаются и по действиям и по результатам. Он считает, что в коммуникации осуществляется понимание, а рефлексия уже исследует это понимание как объект
В методологии владеть методом рефлексии – означает уметь все осуществить.
Богатство человеческого опыта определяется рефлексией, тем насколько человек продумывает, что с ним происходит - это основная единица человеческого опыта : действие =рефлексия.
Итак, рефлексия – это представление в сознании того,
Что я делал и как я делал? Почему я так делал?
Что получилось? Что не получилось?
Почему не получилось?
Что я делал не так?
Что нужно делать и как, чтобы получить желаемый результат?
Рефлексия – это ретроспективная, направленная на прошлое ( что делал? И переспективная, что сделаю, что из этого получится
Варианты – рефлексия, проводимая параллельно с процессом деятельности и отсроченная во времени.
Рефлексия начинается с того момента, когда фиксируется незнание», происходит столкновение субъекта с проблемной ситуацией. Для проблемной ситуации характерно: рассогласование между целью и средствами ее достижения, возникновение познавательного отношения к ситуации- потребности ее понять.
В этом смысле рефлексия по отношению к пониманию выступает как пусковой механизм - умея рефлектировать, субъект осуществляет проблематизацию и ставит задачу для понимания. сам навык задать себе вопрос, увидеть ситуацию как проблемную формируется в процессе рефлексии.
Сталкиваясь с препятствием , человек задается вопросом, почему он не смог добиться поставленной цели. , он должен проанализировать свою деятельность , т. е. выйти во внешнюю , т. е. рефлексивную позицию.
Благодаря рефлексии человек овладевает процессом управления своей деятельностью- предвосхищает результаты проводимых действий , организует действия , ставит цели и вырабатывает способы их достижения. Рефлексия конструирует деятельность., одновременно контролирует свои действия.
Л.С. Выготский считает, что рефлексия формируется в младшем школьном возрасте в процессе школьного обучения через усвоение научных знаний, что требует осознания и оценки хода собственных мыслей
Существуют несколько этапов развертывания рефлексии :
этап прекращения хода учебного процесса.
этап фиксации процесса и остановки в некотором материале.
объективация, осознание собственной нормы правила, приема, способа деятельности;
обобщение объективного содержания закона или метода, следовательно отчуждения от субъективной пристрастий.
выход за пределы субъектно- объектных отношений, перестройка структур сознания, выход ха границы сферы самих этих структур в область жизненных смыслов.
Основные приемы формирования рефлексивных умений
Постановка целей, самоопределение
На этапах урока обмен мнениями о тех знаниях и умениях , которые освоены на уроке.
( чего я достиг, чему научился. Что не удалось сделать и почему?)
Комментирование оценки, называть знания и умения, которые ученик освоил.
В конце урока самоанализ – рефлексия
Для овладения умением рефлексии необходимо сформировать следующие умения:
- анализа;
Целеполагания;
-проектирования;
- самоопределения
- коммуникативные умения;
Процесс рефлексии включает в себя следующие действия:
- анализ и оценку ситуации;
- понимание;
-самоопределение в данной ситуации;
- поиск и выбор необходимых средств и способов.
Виды рефлексии: письменная, устная , тестовая;. парную и групповую, индивидуальную .
Параллельная и отсроченная во времени.
Рефлексия занятия