СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка серии уроков по математике для 5 класса из раздела "Натуральные числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка серии уроков математики в 5 классе из раздела "Натуральные числа". Данный архив содержит разработки 6 уроков по теме: «Обозначение натуральных чисел», «Таблица разрядов», «Запись многозначного числа», «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», «Плоскость. Прямая. Луч», «Решение заданий на тему «Плоскость. Прямая. Луч».

Просмотр содержимого документа
«Урок № 1»

Урок №1

по теме: «Обозначение натуральных чисел»

Цель урока:

  1. Повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, полученные в начальной школе.

  2. Способствовать развитию математической мысли учащихся и навыков самостоятельной работы; внимания.

  3. Воспитывать у детей основы здорового образа жизни и дружелюбное отношение друг к другу.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Доброе приветствие учителя.

- Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.)

- Проверка санитарного состояния класса (чистота, температура, свежесть воздуха и др.).

II. Вступительное слово учителя и определение темы урока.

Историческая справка.

Курс математики 5 класса начинается с подробного изучения натуральных чисел. Важно понять при изучении, что они из себя представляют, так как дальнейшее изучение математики без знаний о натуральных числах будет невозможно.

Давайте попытаемся разобраться, как появились натуральные числа, что они из себя представляют, и какие действия над ними можно производить. Для этого необходимо уметь считать предметы и измерять величины. Потребность в счете у людей возникает постоянно, например, тогда, когда они расплачиваются в магазине за продукты или считают, сколько лет им исполнилось в очередной день их рождения. Первобытные люди также пользовались счетом, сопоставляя предметы пальцам рук, а иногда и пальцам ног. Кроме пальцев иногда сопоставление было с зарубками на деревьях, узелками на веревках, а также с бобами, палками и т.д. Первобытный человек мог подсчитать лишь небольшую совокупность предметов. Так, например, индийские племена в Бразилии считали только до пяти, т.е. до числа пальцев на одной руке. А все, что больше пяти, они называли «много».

Русский-путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) описывает, как производили счет папуасы, жившие на острове Новой Гвинеи, так: «Излюбленный способ счета состоит в том, что папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например, «бэ-бэ-бэ». Досчитав до пяти, он говорит» ибон-бэ» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бэ-бэ-бэ», пока не доходит «ибон-али» (две руки). Затем он идет дальше, проговаривая «бэ-бэ-бэ», пока доходит до «самба-бэ» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого».

В настоящий момент способом сопоставления пользуются дети, когда считают предметы, загибая пальцы. Но даже при том, что люди умели считать предметы, они не понимали, что есть что-то общее между понятиями "два яблока" и "два дома". Поэтому при подсчете одних двух предметов использовалось одно слово, обозначающее "два", а при подсчете других двух - другое, в зависимости о каких предметах шла речь. Со временем, появились отвлеченные понятия "один", "два", "три", которые впоследствии стали называться натуральными числами.

Для того чтобы что – то подсчитать используются натуральные числа. Чтобы записать это число используют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Такую запись называют десятичной.

В  натуральном  ряду  каждое  следующее  число  на  1  больше предыдущего.






III. Актуализация опорных знаний.

а) Устный счет:

Задание «1»:

8+7=15

16+9=25

340:10=34

19+5=24

37+0=37

41-17=24

45:3=15

12·2=24

15-9=6

21-0=21

9·8=72

8·7=56

36·2=72















Задание «2»

75:3=25

43-9=34

6·4=24

37-0=37

72:3=24

5·3=15

50:10=5

70·10=700

28+6=34

30-1=29

6·7=42

Ответ: в здоровом теле


Ответ: здоровый дух


Код к расшифровке

29

700

15

6

21

72

25

34

24

37

56

5

42

у

й

в

м

т

е

з

д

о

р

л

ы

х


После расшифровки получаем предложение: «В здоровом теле – здоровый дух!»


Вопросы учителя:

Ответы ученика:

  1. «Что означают слова «в здоровом теле – здоровый дух!»

  1. Значит, всем надо обращать внимание на свое здоровье, беречь его!

  1. Как называются числа, которые мы сейчас складывали, вычитали, умножали и делили?

  1. Натуральные числа.

  1. Для чего используют натуральные числа?

  1. Для счета

  1. Назовите самое маленькое натуральное число?

  1. Число 1.

  1. Назовите самое большое натуральное число?

Историческая справка.

Ученые считают, что люди научились считать 10 тысяч лет тому назад. Но овладение людьми все большими числами в истории человечества происходило долго и медленно. До сих пор путешественники находят иногда отсталые племена, которые не знают чисел, больших 10.

  1. Не существует

  1. Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? Назовите их?

  1. 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

  1. Как называют запись чисел?

Историческая справка.

Первобытный человек пользовался при счете предметов числом пальцев на двух руках – 10 пальцев. Отсюда и пошла десятичная система исчисления.

  1. Десятичной

  1. Рассмотрим числа: 234, 542, 471. Что обозначает цифра «4» в каждом числе?

8. В числе 234 цифра 4 обозначает разряд единиц. В числе 542 цифра 4 обозначает разряд десятков. В числе 471 цифра 4 обозначает разряд сотен.


  1. Что обозначает каждая цифра в числе 537?

9. 7 – разряд единиц, 3 – разряд десятков, 5 – разряд сотен.

  1. Какая цифра означает отсутствие разряда? Является ли нуль натуральным числом?

10. Нет.


III. Тренировочные упражнения.

Задание для учащихся (устно):

Ответы учащихся:

  1. Сколько различных цифр в записи числа:

а)2318; б)30706; в)1005005?

1. а) 4; б) 4; в) 3.

2. Какую из следующих записей можно назвать натуральным рядом чисел? Ответ обоснуйте?

а) 1,2,3,4,5,6,7.

б) 1,2,3,4,5,6,7,…

в) 1,3,5,7,…

г) 0,1,2,3,4,5,6,7,..

д) 3,4,5,6,7,…

2. б) 1,2,3,4,5,6,7,…


3. Запишите однозначные, двузначные и трёхзначные натуральные числа с помощью цифр (все цифры в числе различные):

а)1,4,9; б)0,3,7.

а) 1, 49, 941;

б) 3, 73, 703


IV. Физкультминутка.


Учитель: Чтобы Вы хорошо продолжали работать на уроках и Ваши глаза не уставали. Проведем зарядку для глаз, играя в игру «Кто быстрее?». Каждый называет и показывает число от 1 до 20 по порядку (У каждого ученика своя таблица-разминка).

Играют по 2 человека у доски. Другие 2 ученика следят за игрой. Потом наоборот.


4 11

1

14

5 8

6


18

19



17


13

3


10

7



9


20

12

2

15

16

Глазки с самого рожденья

Жить не могут без движенья

Сам здоровье сберегу,

И себе я помогу!

V. Расшифруйте сказку:


Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: «2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь 456 8121?». 565 отвечает: «51, знаю. Она 3 3196». «Но там 86 была морская 936951! 456 она?» – «Я подарила 67 внучке 196».


Буквы

  А 

  Б  

  В  

  Г 

  Д 

  Е 

  Ё 

  Ж  

  З  

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

VI. Домашнее задание: П.1 (читать отвечать на вопросы на с.6) №22, №25, №27.

VII. Подведение итогов, выставление отметок. Рефлексия.

- Что мы делали на уроке?

- Чему мы научились?

- Что нужно делать, чтобы беречь свое здоровье?

Рефлексия «Дерево настроения»

Учащиеся прикрепляют листочки разного цвета к «Дереву настроения».

«Зеленый листочек» - отличное настроение, я все понял, урок был интересным.

«Желтый листочек»- у меня есть несколько вопросов, настроение хорошее, урок был обычным.

«Синий листочек» - я ничего не понял, у меня плохое настроение, мне не понравился урок.



Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Урок № 2»

Урок №2

по теме: «Таблица разрядов»

Цель урока:

  1. Повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, и вспомнить какие числа называются многозначными и как разбивать многозначные числа на группы (классы), полученные в начальной школе.

  2. Способствовать развитию математической мысли учащихся и навыков самостоятельной работы; внимания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Доброе приветствие учителя.

- Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.), домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания.

- Проверка домашнего задания стр.6, №22, №25, №27. До начала урока ребята выносят домашнее задание на доску (три номера и трое учащихся у доски).

III. Актуализация опорных знаний (устный счет).

53 - 49 = 4

75 - 56 = 19

78 - 69 = 9

26 + 66 = 92

59 + 14 = 73

83 - 25 = 58

45 + 35 = 80

44 + 17 = 61

43 - 17 = 26

27 + 25 = 52

44 + 37 = 81

56 + 36 = 92

69 + 13 = 82

48 : 24 = 2

87 : 29 = 3

48 : 16 = 3

63 : 21 = 3

82 : 82 = 1

22 : 11 = 2

84 : 21 = 4

12 : 6 = 2

20 : 5 = 2

40 : 8 = 5

42 : 6 = 7

88 : 44 = 2

24 : 6 = 4

63 : 9 = 7

45 : 15 = 3

69 : 23 = 3

75 : 25 = 3

IV. Повторение таблицы разрядов.

Деятельность учителя:

Деятельность учащегося:

Материал для повторения: Если запись натурального числа состоит из одной цифры, то его называют однозначным. Приведите пример двузначных, трехзначных чисел.

Примеры двузначных чисел: 23, 47, 89 и т.д.

Примеры трехзначных чисел: 231, 543, 678 и т.д.

Двузначные, трехзначные, четырехзначные и т.д. числа называются многозначными.

Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры. Эти группы называют классами. Рассмотрим таблицу разрядов.


Таблица разрядов

класс

миллиардов

миллионов

тысяч

единиц

разряд

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

число





















Деятельность учителя (продолжение):

Деятельность учащегося (продолжение):

Но в любом числе цифры записываются не просто так. Каждая цифра что-то обозначает. А всё потому, что каждая цифра стоит на своем месте, которое называется разрядом – вспомнили?


Задание № 1: запишем число – 1358.

Давайте вспомним, как называются разряды?

1 3 5 8

единицы сотни десятки единицы

тысяч

Задание № 2: 57102 – назовите разряды?


5 7 1 0 2

десятки единицы сотни десятки единицы

тысяч тысяч

Вопрос № 1: А скольки значное число мы записали?

4-х-значное, 5-ти-значное.


Вопрос № 2: Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число?

Разбить на классы справа по 3 цифры, прочитать по-порядку слева.

Вопрос № 3: Назовите классы?

Класс единиц, тысяч, миллионов, миллиардов.

Вопрос № 4: Что обозначает ноль в записи числа?

Цифра 0 означает отсутствие единиц разряда в десятичной записи числа.


V. Тренировочные упражнения.

1. Игра «Крестики-нолики»

Правила игры: На заготовке 3х3 расставлены цифры от 1 до 9. Каждая цифра – номер вопроса. Читается вопрос и ответ к нему. Если ответ верный, то в клетке с соответствующим номером ставится – Х, если ответ неверный, то ставится О.

Вопросы:

  1. 123 – в числе 2 десятка (верно).

  2. 518 – в числе 1 сотня (неверно, 5 сотен).

  3. 3117 – в числе 1 единица тысяч (неверно, 3 единицы тысяч).

  4. 5000027 – в числе 5 единиц тысяч (неверно, 0 единиц тысяч).

  5. 17803 – в числе 7 единиц тысяч (верно).

  6. 35318 – в числе 5 единиц (неверно, 8 единиц).

  7. 40003 – в числе 4 сотни (неверно, 0 сотен).

  8. 100310 – в числе 0 сотня тысяч (неверно, 1 сотен тысяч).

  9. 1718311 –в числе 1 единица миллионов (верно).


Игровое поле:

Группа 14








Итоговое поле:

Группа 37


(Проверка ответов совместно с обсуждением каждого ответа + работа в парах – оценка выставляется соседом по парте).

2. Упражнения.

Деятельность учителя:

Деятельность учащегося:

А) Запишите числа в «столбик»: друг под другом через клетку:

- число, в котором 8 ед. 3-его разряда и 6 ед. 1-ого разряда;

- 43 ед. I класса и 3 ед. II класса;

- 1 ед. 5-ого разряда, 1 ед. 3-его разряда и 7 ед. 1-ого разряда;

- 208 ед. II класса и 15 ед. I класса;

Ответы:

А) 806

3043

10107

208015

Б) Выберите верное утверждение:

1) числа в столбике расположены без всякого порядка;

2) числа в столбике расположены в порядке увеличения;

3) числа в столбике расположены в порядке уменьшения.

Ответ:

2) числа в столбике расположены в порядке увеличения;


В) Подчеркните одной чертой единицы I класса, двумя чертами единицы II класса. Сравните количество единиц I класса с количеством единиц II класса в каждом числе. В каком числе единиц I класса больше, чем единиц II класса?

(10107 , 3043 и 806)


Вопрос: Что можно сказать о числе 208015?

(в нём единиц I класса меньше, чем единиц II класса)


3. Слуховой диктант.

Деятельность учителя (читает):

Деятельность учащегося:

Прослушайте текст и выпишите из него все числа. Один ученик работает у доски.

Хобот слона состоит из сорока тысяч мускулов и очень чуток. С помощью хобота слон может поднимать груз до одной тысячи килограммов. Бивни его достигают четырёх метров и весят сто пятьдесят килограммов каждый. Это толстокожее животное очень спокойно. Сердце его делает всего двадцать пять ударов в минуту.

Ответ: Получается ряд чисел: 40000, 1000, 4м, 150кг, 25 ударов /мин.

VI. Физкультминутка.

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


VII. Работа на уроке по учебнику:

Учебник: №4 (устно), №12, №23 (смотреть в учебник 5 класса).

VIII.Домашнее задание: Учебник: №28, №29, №30.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему сегодня научились на уроке?



Рефлексия.

Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке: (каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот).










- Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал (а) себя уверенно.












- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.












- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.














Спасибо за урок!
















Просмотр содержимого документа
«Урок № 4»

Урок № 4.

по теме: Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Цели:

  • Ввести понятия: «отрезка», «длины отрезка», «концов отрезка», «лежать между», «лежать вне», «треугольник»;

  • Развивать логическое мышление и память.

  • Воспитывать активность.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний (работа по учебнику): устное решение № 53 и № 56.

  3. Изучение нового материала:

  1. Совместное заполнение таблицы:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Нарисуйте в тетрадях 2 точки.

2

Назовите их точки К и М

3

Соедините точку К и точку М различными способами.

Получили 4 линии.

1)

2)

3)

4)



  1. Прочитайте 1 абзац п.2 и приготовьтесь отвечать на вопросы:

- Какую из 4 линий можно считать отрезком? Почему? Выделите ее красным цветом.

- Как можно назвать полученный отрезок?

- Что является концами отрезка КМ?

  1. Выполните задание:

Отметьте в тетради 2 точки. Назовите их. Соедините эти точки 2 отрезками. Не получается?

  1. Прочитайте 2 абзац в учебнике в п.2.



Запомни: Любые 2 точки можно соединить ТОЛЬКО одним отрезком!!!



  1. Тренировочные упражнения.

  1. Заполни таблицу.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    На отрезке МВ отмечена точка К. Назовите получившиеся отрезки. Заполняем таблицу:

    Отрезок

    Концы отрезка

    1



    2



    3



    Ученик заполняет таблицу.

    Отрезок

    Концы отрезка

    1

    МВ

    М и В

    2

    МК

    М и К

    3

    КВ

    К и В











  2. Выполнение задания учебника № 31 и № 33.

  1. Физминутка (смотреть Приложение № 2).

  2. Работа с понятиями.

  1. Работа с понятиями лежать МЕЖДУ концами отрезка (лежать на отрезке) и лежать ВНЕ отрезка (не лежать на отрезке):

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объяснение. Начертите два отрезка CD (учитель одновременно чертит на доске с учениками).

1)

Точка B лежит между C и D, или точка B лежит на отрезке CD.

2)

Точки X, Y, Z не лежат между точками C и D на отрезке CD, или точки X, Y, Z лежат вне отрезка CD.

Закрепление.

Выполнение заданий учебника № 32, № 44.



  1. Измерение отрезка. Сравнение отрезков при помощи циркуля:

- чтение материала учебника до единиц длины;

- выполнение заданий учебника № 34.

3) Треугольник. Построение треугольника.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объяснение. Отметим три точки, обозначим их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединим их попарно (по две) отрезками (на доске рассматриваются два случая: три точки, лежащие и не лежащие на одной прямой.). Что получили?
















Треуго́льник - это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла. Другими словами, треугольник — это многоугольник, у которого имеется ровно три угла.


В первом случае получили отрезки AB, BC и AC. Во втором случае получили треугольник ABC.


Закрепление.

Выполнение заданий учебника № 48.



  1. Повторение изученного материала:

- выполнение № 51;

- выполнение самостоятельной работы:

Самостоятельная работа № 1 по теме

«Измерение и построение отрезков»

Вариант № 1

  1. Отметьте на листе точки А, В, и С. С помощью линейки постройте отрезки АВ и ВС.

  2. Выразите в миллиметрах:

а) 14 см 2 мм = …

б) 1 м 4 см = …

3. Постройте четырехугольник ABCD. Измерьте отрезки AC и BD и запишите результаты измерений.




Самостоятельная работа № 1 по теме

«Измерение и построение отрезков»

Вариант № 2

  1. Отметьте на листе точки A, B и С. С помощью линейки постройте отрезки AC и BC.

  2. Выразите в метрах:

а) 4 км 211 м = …

б) 13 км 4 м = …

3. Постройте пятиугольник ABCDE. Измерьте отрезки AD и CE и запишите результаты измерений.

  1. Итог урока. Домашнее задание: п. 2 (часть 1), № 65, 66, 70. Выучить соответствия между разными единицами длины наизусть (форзац учебника).

  2. Рефлексия.

Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.



Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»

















Разработки серии уроков в 5 классе

из раздела: «Натуральные числа».

Урок № 1 по теме «Обозначение натуральных чисел»

Урок № 2 по теме «Таблица разрядов»

Урок № 3 по теме «Запись многозначного числа»

Урок № 4 по теме «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник»

Урок № 5 по теме «Плоскость. Прямая. Луч»

Урок № 6 по теме «Решение заданий на тему «Плоскость. Прямая. Луч»







Разработала: учитель математики

Соловченкова Татьяна Владимировна









2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 3»

Урок № 3

по теме: Запись многозначного числа

Цель урока:

1) учить читать и записывать многозначные числа, состоящие из единиц 1 и 2 класса;

2) закрепить навыки в чтении и записи натуральных чисел, закрепить понятия числа и цифры;

3) развивать правильную математическую речь, логическое мышление, умение аргументировать ответ, быстроту вычислительных навыков;

4) воспитывать дружеские отношения в классе.

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего  настроения.

  1. Актуализация знаний.

Деятельность учеников (работа ведется одновременно)

  1. У доски по карточкам.


  1. Учащиеся за первыми партами (два варианта)

  1. Беседа с классом по вопросам.

  1. Работа у доски по карточкам (работают 4 человека).

    Карточка №1

    1) Записать цифрами число: а) пятьдесят семь миллиардов восемь миллионов семьсот тысяч тридцать; б) 405 тысяч;

    2) Прочитать число: 3 048 504 325. Назвать класс тысяч. Что обозначает цифра 4 в записи этого числа?

    Карточка № 2

    1) Записать цифрами число: а) четыре миллиарда шестьдесят миллионов пятнадцать тысяч;

    б) 5432 миллионов;

    2) Прочитать число 300 100 234 129. Сколько классов в этом числе? Назвать классы. Сколько различных цифр использовано для записи числа?

    Карточка № 3

    1) Записать цифрами число: а) сто девяносто миллиардов сорок миллионов пятьсот тысяч три; б) 2602 тысяч;

    2) Прочитать число: 21 085 000 000. Назвать класс чисел, о котором вы узнали в 5 классе. Что обозначает каждый нуль?

    Карточка № 4

    1) Записать цифрами число: а) триста семьдесят миллиардов шестьдесят миллионов восемьсот тысяч четыре; б) 60065 миллионов;

    2) Прочитать число: 46 172 230 577. Назвать не полный класс и разряды, входящие в этот класс.

  2. Учащиеся за первыми партами работаю на местах по карточкам (работают 6 человек).

Вариант I

Вариант II

1. Записать цифрами число:

а) двадцать миллиардов двадцать миллионов двадцать тысяч двадцать;

б) 433 млн.

2. Сколько тысяч в миллионе?

3. Сколько различных цифр использовано для записи числа 751057?


1. Записать цифрами число:

а) четыре миллиарда шестьдесят четыре тысячи;

б) 2341 тыс.

2. Сколько десятков в тысяче?

3. Назовите число, на единицу большее числа 8999.

3. Беседа с классом по вопросам.

1) Какие числа называются натуральными?

2) Сколько цифр используется для записи натуральных чисел? Назвать эти цифры.

3) Для чего употребляется цифра «нуль»?

4) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11… Какой ряд чисел я написала? Это называется «натуральный ряд чисел». Назвать наименьшее число, наибольшее. Назвать число, предшествующее 120; назвать число, следующее за числом 120. (Если учащиеся будут затрудняться в понимании слов «предшествующее» и «следующее» – объяснить).

5) Прочитать числа: 57 800 700 030, 4 060 015 000, 107 00 906 000, 123 465 742 238.

6) Игра «Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове». Заполните свободный кружок.

Учащиеся, которые писали за партами, сдают работы, весь класс слушает ответы учащихся, которые работали по карточкам у доски.


III. Работа по теме урока.

Выполнить № 5 устно, № 6–11. Разобрать решение задачи.

На нефтебазе было 6340 т бензина. В первый день база отпустила 834 т, во второй – на 423 т больше, чем в первый, а в третий – на 204 т меньше чем во второй день. Сколько тонн бензина осталось на базе?

На доске записать краткое условие задачи:

  1. Физкультминутка «Морское путешествие»

    Текст

    Описание движений

    1




    Рыбки плавали, ныряли

    В чистой светленькой воде.

    То сойдутся-разойдутся,

    То зароются в песке.

    Движения руками выполнять соответственно тексту.



    2





    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три –

    Морская фигура замри.

    Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.

    Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.

    3





    Кто это? Что это?

    Как угадать?

    Кто это? Что это?

    Как разгадать?

    Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

    Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.

    4





    Это рыбацкая лодка.


    Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.

    5



    Это морская звезда.



    Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

    6



    Это, конечно улитка.


    Руки в стороны, выполняем круговые движения.


    7

    Всех разгадаю вас я.

    Руки разводим в стороны.

  2. Решение задач.

(На откидных досках заранее записать задачи.)

  1. Три доярки надоили 127886 л молока. Первая надоила 38804 л, вторая – на 2409 л больше, чем первая. Сколько литров молока надоила третья доярка?

  2. На складе было 6340 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе после того, как одному магазину отпустили 2956 ц, а другому – на 568 ц меньше, чем первому?

  1. Домашнее задание: п. 1, № 26, 29, 30 (г). Принести на следующий урок: циркуль, линейку, карандаш, резинку.

  2. Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия «Дерево чувств».

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Красное яблоко

Зеленое яблоко



Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Урок № 5»

Урок № 5

по теме: «Плоскость, прямая, луч»

Цель урока:

  1. введение понятий: «плоскость», «прямая», «луч»;

  2. учить находить прямую и луч на чертеже, читать и чертить их.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- проверка наличия чертежных инструментов у учащихся;

- отметить отсутствующих учащихся на уроке.

II. Объяснение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объяснение.

На доске изображены чертежи.

Вопрос: Что изображено на чертеже?

Вопрос: На какие группы можно разделить данные геометрические фигуры?

Вопрос: По какому признаку фигуры разделены на 2 группы?

Вопрос: А что такое прямая линия?



Дать определение.

Прямую линию или прямую можно представить себе как бесчисленное множество точек, которые расположены на одной линии, не имеющей ни начала, ни конца.



Давайте попробуем построить с Вами прямую линию. Поставьте в тетради две точки A, В рядом и одну точку С отдельно от них.

























Вопрос к рисунку А: Можно ли провести через эти две точки еще одну прямую?



Через любые две точки проходит единственная прямая.



Вопрос к рисунку Б: Сколько прямых можно провести через одну точку С?











Можно ли провести через эти две точки еще одну прямую?



Через одну точку можно провести сколько угодно прямых.



Вопрос: Что нужно сделать, чтобы из прямой сделать луч?

Вопрос: Сколько лучей образовалось?



Вопрос: Какая геометрическая фигура называется лучом?





Ребята молодцы!

Вопрос: Приведите примеры плоскостей.



Вопрос: Что имеют данные поверхности?


У плоскости края нет. Она безгранично простирается в любом направлении, заданном на этой плоскости.


Ответ: Геометрические фигуры.

Ребята делят фигуры на группы.


Ответ: фигуры, состоящие из кривых линий и фигуры, состоящие из прямых линий.


Выслушать ответы учеников и попробовать сформулировать определение «прямой».







Ребята изображают чертежи:

А)

Б)


Ответ: Нет.






Ответ: Много.













Ответ: поставить на прямой в любом месте точку.

Ответ: Два луча.


Ответ: Луч – это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца.



Ответ: Поверхности стола, школьной доски, оконного стекла дают представление о плоскости.

Ответ: Края.



III. Физминутка «Давайте поздороваемся»

Дети хаотично двигаются по классу и по сигналу учителя (хлопок в ладони) здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

- один хлопок в ладоши – здороваемся за руку;

- два хлопка – здороваются плечиками;

- три хлопка – здороваются спинками.

IV. Закрепление нового материала.

А) Блиц-опрос на закрепление.

  1. Представление о плоскости дают … .

  2. У плоскости нет … .

  3. Прямая … .

  4. Через две точки можно провести … .

  5. Через одну точку можно провести … .

  6. Лучом называют … .


Б) Работа по учебнику.

- упражнение № 75 на стр. 17;

- упражнение № 76 на стр. 17;

- упражнение № 77 на стр. 17;

- упражнение № 78 (устно) на стр. 17.

V. Домашнее задание: параграф 3 (читать) и стр. 20, № 100, № 101.

VI. Рефлексия. Ролевая игра.

Учитель: Сейчас к нам гости придут («Главных героев» взяли из ребят класса).

Плоскость: Я – плоскость. Здравствуйте. Расскажите, что вы узнали обо мне. (Дети поднимают руки, «Плоскость» их спрашивает.)

Прямая: Здравствуйте, я – Прямая. (Спрашивает класс о себе).

Отрезок: Я – Отрезок, пришел к вам в гости. Здравствуйте.

Учитель:

- Что общего между отрезком и прямой? (Обозначается двумя буквами, через две точки можно провести только один отрезок и только одну прямую.)

Чем отличается отрезок от прямой? (Отрезок имеет два конца, а прямая не имеет концов. Отрезок не может продолжаться в обе стороны, а прямая неограниченно продолжается в обе стороны.)


Спасибо за урок!


Просмотр содержимого документа
«Урок № 6»

Урок № 6

по теме: Решение заданий по теме «Плоскость, прямая, луч и отрезок»

(Практическая работа № 1 по теме «Прямые, отрезки и лучи»)


Цель урока: учить строить и находить на чертеже геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч, отрезок; продолжить работу по формированию вычислительных навыков.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Устный счет

На доске записаны примеры, учащиеся называют только ответы.

270:9 = 30

1224:12 = 102

300×6 = 1800

350:7 = 50

2814:14 = 201

603×4 = 2412

640:8 = 80

3618:6 = 603

108×5 = 540

930:3 = 310

500×3 = 1500

801×7 = 5607


  1. Актуализация знаний (математический диктант со взаимопроверкой).

  1. Как называется часть прямой, у которой есть начало и есть конец?

  2. Как называется часть прямой, у которой есть начало, но нет конца?

  3. Имеет ли прямая концы?

  4. Есть края у плоскости?

  5. Начертить прямую АВ. Отметить на ней точку М.

  6. Начертить отрезок CD так, чтобы он пересекал прямую АВ в точке М.

  7. Начертить отрезок ОК так, чтобы он не пересекал прямую АВ и отрезок CD.

  8. Начертить отрезок МN лежащий на прямой АВ.


(Ребята проверяют математический диктант и выставляют отметки друг другу. Работа над ошибками в изображении чертежей.)


IV. Физминутка (смотреть приложение № 1).

  1. Практическая работа № 1 по теме «Прямые, отрезки и лучи».

Задание № 1

Проведите прямую, проходящую через точки A и B. Определите, проходит ли прямая AB через точку C.

А)

Б)


В)

Пояснение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание № 2

Точка О разбивает прямую АВ на две части. Что напоминает каждая из частей? Чем каждая часть отличается от прямой и  отрезка?




Пояснение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание № 3

Отметь цветным карандашом начало каждого луча. Как обозначен первый луч? Можно ли поменять местами буквы? Почему?



Пояснение


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________






Задание № 4

Подбери правильные названия для чертежей и проведи линии:

Задание № 5

Какие лучи на рисунке являются пересекающимися? Докажи.

Пояснение


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6

Проведи лучи DA и МС. Являются ли эти лучи пересекающимися?

Пояснение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание № 7
Обведи с помощью линейки на чертеже прямые линии красным карандашом, лучи - синим, а отрезки - зеленым:

  1. Домашнее задание: стр. 20, № 103, 104, прочитать П.3

  2. Подведение итогов.

Рефлексия.

Ученик выбирает тот остров, который подходит ему по настроению после проведенного урока?



Спасибо за урок!