СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка СИПР для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Разработка СИПР для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями»

1


Специальная индивидуальная программа развития

Срок реализации

Класс:





Составитель:



учитель надомного обучения



С содержанием СИПР, учебным планом и расписанием занятий ознакомлен(а)

И согласен (сна) ______________________________________ ____________

ФИО законного представителя обучающего подпись

























Содержание

1.

Пояснительная записка ………………………………………....

    1. Индивидуальные сведения о ребенке 3

    2. Психолого-педагогическая характеристика 3

    3. Условия выполнения программы 4

2

2.

Индивидуальный учебный план и расписание …………….. 5


3.

Содержание программы ………………………………………..5

3.1 Чтение и развитие речи 6

3.2 Развитие речи и познавательных процессов 18

3.3 Хозяйственно – бытовой труд 11

3.4Предметно - практическая деятельность 13

3.5Социально – бытовой труд 14


4.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР ….……….15


5.

Программа сотрудничества с семьей ………….…………… 15


6.

Перечень необходимых технических средств и дидактического материала ……………………………………... 15


7.

8.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения ………16

Учебно – тематический план …………………………………17























1.Пояснительная записка

1.1 Индивидуальные сведения о ребенке

Ф.И.О. :

Дата рождения:

Сведения о составе семьи: отец –

мать –

Социально-бытовые условия: Семья проживает в комнате семейного общежития. Комната маленькая, по мере возможности ребенку создаются условия для учебы. В комнате порядок.

Заключение ПМПК: асинхронное искаженное развитие с преимущественным искажением конгнетивной сферы. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смыслового строя речи. ДЦП.

В данном учреждении обучается с

1.2 Психолого-педагогическая характеристика

Особенности соматического развития: Отстает в физическом развитии; ДЦП, не развита общая и мелкая моторика, затруднена манипуляция с предметами, самостоятельно не сидит.

Особенности познавательной деятельности: Общий уровень развития познавательной сферы крайне низкий, внимание неустойчивое, концентрирует внимание с большим трудом, память кратковременная, преобладает наглядно-действенный тип мышления. Мыслительные операции сформированы слабо.

Особенности речевого развития: Речь отсутствует, может произнести отдельные звуки.

Характеристика учебной деятельности: Отношение к учебе нейтральное, общеучебные умения и навыки формируются очень тяжело. Не может обходиться без помощи матери или учителя. Занимается по индивидуальной программе (пропедевтика). Имитирует звуки, издаваемые некоторыми животными. Знает домашних и диких животных. Различает геометрические формы; цвета: красный, синий, желтый, зеленый; числа. На вопросы отвечает: да, нет.

Особенности эмоционально-волевой сферы: Самооценка отсутствует, уровень притязаний крайне низкий, интересы примитивны, любит смотреть телевизор. Ребенок находится под постоянной опекой матери, ни ходить, ни сидеть самостоятельно не может. Со взрослыми и детьми доброжелателен, радуется, когда кто-то приходит к ним в дом.

Навыки социальной адаптации: отсутствуют.

Прогноз педагогической работы: Необходимо продолжать дальнейшую работу по вызыванию речи, формированию навыков познавательных возможностей.

1.3 Условия выполнения программы

Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, на основе диагностических данных, данных наблюдений. Программа предполагает индивидуальные занятия в соответствии с учебным планом. Занятия предполагают использование словесных, практических методов работы и отработку практических навыков. Важным принципом индивидуальной программы обучения и развития является принцип наглядности и доступности. Программный материал построен в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и сопровождается фото, видео, аудио пособиями и другими средствами наглядности.

Одной из главных задач программы является поддержание активности ребенка. Важно, что бы материал по учебным дисциплинам был не только максимально оптимальным, но и создавал зону ближайшего развития.

В программу включены элементы социально-бытовой ориентировки, ППД, ХБТ, развитие речи и познавательных процессов, чтение и развитие речи. Важная роль отводится формированию трудовых умений и навыков. Программа предполагает и коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности. Специальные игры и упражнения включены в занятия по предметам учебного плана и дополняют основное содержание программы.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, современные компьютерные и информационные технологии. Усвоение материала обеспечивается методов и приемов артерапии, изотерапии, сказкотерапии и других активных методов социально-психологического обучения, а также большого количества наглядности.

Режим обучения строится в соответствии с расписанием - три раза в неделю, между занятиями предусмотрены перемены, подвижные игры, релаксация и т.п.



  1. Индивидуальный учебный план и расписание


Данный учебный план составлен для учащихся с интеллектуальными нарушениями (глубокой умственной отсталостью) .

Класс

Предмет


Кол-во часов

Чтение и развитие речи

2

2

Развитие речи и познавательных процессов

Социально – бытовая ориентировка

2

Хозяйственно – бытовой труд

2

Предметно – практическая деятельность

2

Итого

10


Расписание уроков

Понедельник

Вторник

Четверг

Социально – бытовая ориентировка

Хозяйственно – бытовой труд

Развитие речи и познавательных процессов

Чтение и развитие речи

Чтение и развитие речи

Социально – бытовая ориентировка

Предметно – практическая деятельность

Предметно – практическая деятельность

Хозяйственно – бытовой труд

Развитие речи и познавательных процессов



11.30 – 13.30

12.30 – 13.50

11.30 – 12.50



  1. Содержание программы

Содержание программы составлено на основе адаптивного учебного плана, а также индивидуального подхода к обучению детей с интеллектуальными нарушениями. В программу внесены темы и разделы в соответствии с актуальным уровнем развития познавательной сферы.

3.1 Чтение и развитие речи

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа построена с учетом особенностей развития глубоко – умственно отсталых учащихся.

Обучение в данном случае носит элементарно - практический характер. В процессе обучения последовательно формируется умение слушать, прочитанный учителем текст, работать с иллюстрациями или сюжетными картинками по прочитанному. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков. Формируется умение слушать и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают артикуляционной гимнастикой и умением находить на карточках знакомые буквы, слоги, слова.

  Цель программы: расширение речевой базы, умение ориентироваться в сюжетных картинках и иллюстрациях к прочитанным рассказам, расширение артикуляционных навыков.


Задачи программы:

  • научить слушать, прочитанное учителям вслух;

развивать артикуляционные навыки и мелкую моторику;

  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса.


Содержание программы по разделам

Раздел

Краткое содержание раздела

Требования к уровню

подготовленности учащихся

Устное народное творчество

Считалки, загадки, потешки. Пословицы и поговорки. Народное творчество в литературе.

Чтение учителем, умение слушать, работа с иллюстрациями.

Русские народные сказки и авторские сказки

«Вершки и корешки», «Как наказали медведя», «Лиса и Журавль», «Теремок», «Колобок», « Гуси - лебеди», «Три медведя», «Царевна - лягушка».

А .С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Осознанно и правильно выполнять артикуляционные упражнения, уметь пользоваться иллюстрациями к тексту.

Времена года

А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Белая береза», А. Барто «Зимний сон»,Ф. Тютчев «Весна на пороге», А. Фет «Весна - красна», М. Пришвин «В весеннем лесу».

Умение находить времена года на картинках нахождение на картинках ответов на вопросы .

О дружбе

Ю. Яковлев. «Колючка», Я. Аким. «Твой друг». Демьянов И. «Дразнилка», Н. Носов «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Огурцы».

Выражать свое отношение к героям с помощью сигнальных карт.

Стихи

У. Раджаб «Мамочка», А. Блок «Ворона». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Уметь сопровождать речь движениями рук

Весна на пороге

Н. Носов «Бабушка Дина», А. Блок. «Ворона», Е. Серов. «Подснежник», И. Сколов – Микитов. «Весна». И. Бунин. «Крупный дождь в лесу зелёном…», Я. Аким. «Весна, весною, о весне».

Чтение учителем, умение слушать, работа с иллюстрациями.



Результаты усвоения программы по ФГОС

Предметные результаты:


  • уметь слушать учителем;

  • уметь закрашивать предметные картинки;

  • выражать свое отношение к героям с помощью сигнальных карт;

  • уметь сопровождать речь движениями рук;

  • уметь находить признаки времен года на картинках, уметь пользоваться картинным планом,

  • уметь закрашивать предметные картинки.

  • осознанно и правильно выполнять артикуляционные упражнения, уметь пользоваться иллюстрациями к тексту.

Личностные результаты:

  • вступать в контакт на доступном для учащегося уровне .

    1. Развитие речи и познавательных процессов

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью. Готовит к овладению трудовыми навыками.

В процессе обучения предмету учащийся осваивает простейшие фразы – просьбы, фразы – приказания и их выполняет. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьников и необходимы в жизни. На уроках применяются логопедические минутки.

Цель программы: использование знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы:

  • умение выбирать предметы по словесной инструкции;

  • умение жестами отвечать на вопросы учителя;

  • разучить простейшие фразы – просьбы (дай, на, где, что).


Содержание программы по разделам


Раздел

Краткое содержание раздела


Требования к уровню подготовленности

Учащихся

Действие по подражанию

Упражнения в подражательных движений рук, кистей, действия с предметами по показу, упражнения на открывание и закрывание предметов.

Уметь открывать и закрывать предметы по подражанию и с помощью учителя.

Игры на развитие мелкой моторики рук

Работа с деревянными пазлами, пирамидками, бусами, шнуровкой.

Уметь собирать пирамидки, разрезные картинки, пазлы, нанизывать бусы на проволоку.

Форма и цвет.

Группировка предметов по цвету, объемные и плоские предметы, работа с мозаикой, простейшими настольными играми.

Различать 3 – 5 цветов и основные геометрические фигуры.

Величина предметов.

Сравнение предметов по размеру, путем сравнения, наложения.

Уметь различать предметы по величине.

Пространственное расположение.

Право, лево, верх, низ, далеко, близко и т. д.

Уметь ориентироваться в пространстве.


Результаты усвоения программы по ФГОС

Предметные результаты:

  •  уметь собирать пирамидки, разрезные картинки, пазлы, нанизывать бусы на проволоку,   

  • уметь ориентироваться в пространстве;    

  • различать 3 – 5 цветов и основные геометрические фигуры ;

  • уметь открывать и закрывать предметы по подражанию и с помощью учителя;   

  •  уметь различать предметы по величине.

Личностные результаты:

  • вступать в контакт на, доступном для учащегося уровня;   

  • выполнять отдельные, доступные упражнения.    

3.3Социально – бытовая ориентировка

Программа рассчитана на 68 часов.

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации детей с тяжелой и умственной отсталостью показывают большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счету, учащийся может более успешно адаптироваться в общественной жизни. Между тем, бесспорно и другое - одного обучения грамоте и счету для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в современном обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для данных классов с 4-го года обучения: но будет недостаточно, если дети заучат и будут владеть только умениями и навыками, указанными в программе. Необходимо ориентироваться и на зону ближайшего развития данной категории детей.

Цель программы: расширение бытовой и социальной адаптации ребенка.

Задачи программы:

  • учить навыкам самообслуживания;

  • учить навыкам культуры поведения,

  • уточнение, расширение словарного запаса.


Содержание программы по разделам


Раздел

Краткое содержание раздела

Требования к уровню подготовленности учащегося

Навыки самообслуживания

Воспитание и совершенствование навыков личной гигиены.

Умение пользоваться предметами личной гигиены

Навыки культуры поведения

Выработка навыков и умения организованного поведения, правильно ходить, стоять, благодарить за помощь, умение выслушать взрослого, выработка поведения в общественных местах.

Овладение навыками культуры поведения.

Знакомство с предметами ближайшего окружения

Выработка умения пользоваться местами общего пользования в домашних условиях, вырабатывать привычки убирать за собой. Умение ориентироваться в ближайшем окружении.

Овладение навыками пользования и ориентировки с предметами ближайшего окружения.

Наблюдение за изменениями в природе

Умение находить различия между временами года с помощью сюжетных картинок, работа по коррекции недостатков произношения, умение группировать предметы по форме, цвету, размеру.

Классифицирование картинок по временам года, группировать предметы по форме , цвету, размеру.

Результаты усвоения программы по ФГОС

Предметные результаты:

  • уметь пользоваться предметами личной гигиены,

  • овладевать навыками культуры поведения,

  • овладевать навыками пользования и ориентировки с предметами ближайшего окружения.

  • классифицировать картинки по временам года, группировать предметы по форме, цвету, размеру.

Личностные результаты:

  • вступать в контакт на доступном для учащегося уровня.

3.4 Хозяйственно – бытовой труд

Программа рассчитана на 68 часов. В процессе занятий по ХБТ входит сообщение учащимся необходимых знаний и умений по бытовому труду. Учащиеся приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. Следует учитывать индивидуальные возможности детей и элементарные навыки, имеющиеся у них.

Цель программы: научить применять полученные знания и умения в быту.



Задачи программы:

  • прививать детям навыки самостоятельности;

  • воспитывать навыки личной гигиены и самообслуживания;

  • учитывать индивидуальные возможности детей.

Содержание программы по разделам

Раздел

Краткое содержание раздела

Требования к уровню подготовленности учащихся

Тело человека. Гигиена тела

Уход за телом, полостью рта, волосами. Хранение предметов туалета.

Уметь находить части тела человека, применять предметы личной гигиены и санитарии.

Одежда и обувь. Их виды .

Уход и аккуратное отношение к одежде и обуви, виды одежды и обуви, навыки одевания, раздевания.

Уметь различать и находить 3 -5 предметов одежды и обуви; уметь застёгивать и расстегивать молнию; пуговицы; уметь ухаживать за своим внешним видом.

Мебель, виды мебели.

Нахождение предметов мебели, ее назначение, уборка и соблюдение порядка.

Уметь различать и показывать предметы мебели; применять мебель по назначению; уход за мебелью.

Посуда. Питание.

Различение предметов посуды, уход за посудой. Поведение за столом во время приема пищи, режим питания.

Уметь различать и показывать предметы посуды; применять посуду по назначению; уход за посудой; формировать навык пользования столовыми предметами.

Жилище человека.

Различение назначений комнат. Уборка помещения, предметы и средства для уборки.

Уметь различать комнаты в квартире по назначению; формировать навыки уборки помещения.









Результаты усвоения программы по ФГОС

Предметные результаты:

  • уметь находить части тела человека, применять предметы личной гигиены и санитарии;

  • уметь различать и находить 3 -5 предметов одежды и обуви; уметь застёгивать и расстегивать молнию; пуговицы; уметь ухаживать за своим внешним видом.

  • уметь различать и показывать предметы мебели; применять мебель по назначению; уход за мебелью.

  • уметь различать и показывать предметы посуды; применять посуду по назначению; уход за посудой; формировать навык пользования столовыми предметами.

  • уметь различать комнаты в квартире по назначению; формировать навыки уборки помещения.

Личностные результаты:

  • пользоваться полученными знаниями на практике.

3.5 Предметно – практическая деятельность

Программа рассчитана на 68 часов. В процессе ППД осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, пространственной ориентировки, побуждение к речи, стимулировать и организовывать двигательную активность ребенка, развитие мелкой моторики рук и общего физического развития.

Основное значение данного предмета заключается в формировании практических умений и навыков, которые лягут в основу жизненных компетенций и социализации.

Коррекционная направленность данного курса предполагает формирование умений ориентироваться в задании.

Цель программы: корригировать недостатки восприятия внимания; зрительно – двигательной координации, пространственных представлений.

Задачи программы:

  • формирование наблюдательности;

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • побуждение к речи, развитие речевого аппарата;

  • организовывать и стимулировать двигательную активность;

  • развитие мелкой моторики и общего физического развития.

Содержание программы по разделам

Раздел

Краткое содержание раздела

Требования к уровню подготовленности учащихся

Предметно – манипулятивные действия

Наблюдения за заводными игрушками, прослеживание движения предметов, выполнение подражательных движений, по показу.

Развивать наблюдательность за предметами, выполнять подражательные движения, различать предметы по величине, форме, цвету.

Дидактические игры

Размещение мелких предметов по показу, нахождение предмета в окружении, деятельность с разборными игрушками.

Развивать наблюдательность за предметами, выполнять подражательные движения, различать предметы по величине, форме, цвету.

Конструирование

Складывание простейших фигур из палочек по показу и образцу, разрезных картинок из 2 -3 частей, постройки из кубиков.

Развитие мелкой моторики, учить строить фигуры по образцу, складывать разрезные картинки.

Работа с мозаикой.

Правильное обращение с мозаикой, заполнение панели одним цветом, выкладывание по показу и образцу.

Учить правильно обращаться с мозаикой, выкладывать по заданию учителя.

Результаты освоения программы по ФГОС

Предметные результаты:

  • развивать наблюдательность за предметами, выполнять подражательные движения, различать предметы по величине, форме, цвету.

  • развитие наблюдательности за предметами, выполнение подражательных движений, различать предметы по величине, форме, цвету.

  • развитие мелкой моторики, учить строить фигуры по образцу, складывать разрезные картинки.

  • уметь правильно обращаться с мозаикой, выкладывать по заданию учителя.

Личностные результаты:

  • применять полученные знания на практике;

  • вступать в контакт на доступном для учащегося уровне.


4.Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Учитель надомного обучения: Ситко Ираида Юрьевна.

Образовательное учреждение предоставляет услуги психолога, социального педагога, дефектолога на базе учебного учреждения.

5.Программа сотрудничества с семьей


п/п

Содержание работы

Ответственный

Сроки

1

Знакомство с семьей. Обследование жилищно-бытовых условий

Учитель н/о


сентябрь

2

Консультативная помощь по вопросам обучения и развития ребенка

Учитель н/о

в течение года


6.Перечень необходимых технических средств и дидактического материала

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации СИПР. Оно должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся.

В ходе реализации СИПР необходимо применять:

  • учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, тетради на печатной основе, наглядные пособия, наборы игр и упражнений, комплексные программы развития познавательной сферы и личности;

  • дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);

  • электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее.

Для реализации СИПР применяются современные образовательные технологии, современные компьютерные технологии (проектор, интерактивная доска), набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимулирующий материал различной модальности).

В целом, программа обеспечивает формирование основных знаний, умений и навыков по предметам индивидуального учебного плана, развитие и коррекцию основных психических функций, личности и поведения, а также обеспечивает максимальную социализацию и адаптацию в обществе.


7.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Оценивание достижений обучающихся планируемых результатов осуществляется в устной форме, отметка в журнал не ставится.

Аттестация проводится в форме выполнения практических заданий. По итогам аттестации учащимся выставляется отметка.

Безоценочная система оценивания результатов обучения. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий период (учебный год).









































Учебно – тематический план

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

68 часов

Тема урока


Количество

часов

1.

Выработка привычки умываться.


1

2.

Выработка привычки чистить зубы.


1

3.

Навыка правильно пользоваться носовым платком.

1

4.

Умение пользоваться расческой.


1

5.

Гигиена тела.

1

6.

Использование столовых приборов.

1

7.

Навыки аккуратной еды.

1

8.

Общение со взрослыми. Доброжелательное отношение.

1

9.

Бережное отношение к вещам.

1

10.

Умение использовать вещи по назначению.

1

11.

Культура общения со взрослыми людьми.

1

12.

Выполнять просьбы и поручения взрослых.


1

13.

Представление о доброжелательности и отзывчивости.

1

14.

Развитие умения выражать чувство радости и удовлетворения.

1

15.

Общение с ровесникам.

1

16.

Развитие умения в стремлении помочь другим.

1

17.

Взаимоотношения сотрудничества со взрослыми.

1

18.

Знакомство с изменениями, происходящими в окружающей жизни.

1

19.

Предметы ближайшего окружения.

1

20.

Закрепление представлений о предметах их качествах и назначении.

1

21.

Умение ориентироваться в помещении.

1

22.

Активизация словаря по теме: «Мой дом».


1

23.

Представление о предметах, окружающих ребенка, их существенные признаки (тактильные ощущения).

1

24.

Наблюдение за явлениями природы (свет, дождь, ветер и т.п.)

1

25.

Природа вокруг нас.


1

26.

Сезонные изменениях в природе.

1

27.

Времена года. Характерные признаки.


1

28.

Наблюдение за поведением птиц.


1

29.

Наблюдение за поведением животных (белка, заяц).


1

30.

Виды растений нашей местности.

1


31.

Наблюдение за домашними животными.


1


32.

Отличия в поведении домашних и диких животных.


1

33.

Сезонных изменения в природе.

1

34.

Знание своего имени.

1

35.

Ближайшие родственники, их имен.


1

36.

Обстановка в своей квартире.

1

37.

Активизация словаря по теме: «Семья».


1

38.

Игра «Угадай по фотографии».


1

39.

Активизация словаря по теме: «Мебель».


1

40.

Игра «Откуда что берем?»


1

41.

Активизация словаря по теме: «Моя квартира».

1

42.

Игра «Узнай по описанию»


1

43.

Активизация словаря по теме: «Профессии».


1

44.

Игра «А это чье?»


1

45.

Активизация словаря по теме: «Средства личной гигиены».

1

46.

Использование зубной щетки, расчески.

1

47.

Активизация словаря по теме: «Одежда».


1

48.

Игра «Я называю – ты покажи».


1

49.

Активизация словаря по теме: «Обувь».


1

50.

Игра «Что лишнее?»


1

51.

Головные уборы. Их разнообразие.

1

52.

Активизация словаря по теме: «Головные уборы».


1

53.

Активизация словаря по теме: «Посуда».


1

54.

Столовые приборы. Их назначение.


1

55.

Активизация словаря по теме: «Электроприборы».

1

56.

Телевизор, телефон. Использование по назначению.

1

57.

Активизация словаря по теме: «Птицы».

1


58.

Игра «Птицы: внешний вид, сравнение, различие, польза»


1

59.

Активизация словаря по теме: «Домашние животные».

1

60.

Польза от домашних животных.


1

61.

Активизация словаря по теме: «Дикие животные».

1

62.

Игра «Кто где живет?»


1

63.

Активизация словаря по теме: «Транспорт».

1

64.

Игра «Виды транспорта».


1

65.

Активизация словаря по теме: «Праздники».


1

66.

Эмоциональное отношение к празднику.

1

67.

Навыки и умения организованного поведения.

1

68.

Итоговый урок.

1

Предметно-практическая деятельность

68 часов.


п/п

Название темы

Кол-

во

часов

1

Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога.

1

2

Наблюдение за движением руки, предмета, при постепенном увеличении времени.

1

3

Выполнение подражательных действий со сменой вида движения.

1

4

Воспроизведение по показу и самостоятельно по заданию: катание шариков в определенном направлении.

1

5

Бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

1

6

Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

1

7

Складывание предметов аккуратно в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой.

1

8

Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

1

9

Заполнение емкости различными мелкими предметами.

1

10

Закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой.

1

11

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.

1

12

Нанизывание шаров на шнур «Бусы»

1

13

Сталкивание палкой предметов со стола.

1

14

Использование стула или скамейки для доставания предмета.

1

15

Работа с цветом. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 3-5 предметов.

1

16

Группировка по цвету.

1

17

Три цвета: красный, синий, зеленый. Уметь выбрать по названию, подавать предметы названного цвета.

1

18

Развивать умение выбирать по названию и подавать предметы названного цвета.

1

19

Форма. Выбор по образцу и инструкции.

1

20

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

1

21

Выбор предметов одной формы из 3-7 предметов.

1

22

Самостоятельно, правильно соотносить с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.

1

23

Величина. Выбор одинаковых по величине из 4-7 предметов двух контрастных величин.

1

24

Выбор предмета по инструкции «Дай такой».

1

25

Группировка различных парных предметов по величине.

1

26

Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.

1

27

Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие.

1

28

Игра «Подбор по фону».

1

29

Игра «Разложи в ряд».

1

30

Игра «Куда подходит».

1

31

Игра «Поиск в окружающем».

1

32

Игра «Светофор».

1

33

Игра «Что убрали».

1

34

Игра «Что изменилось».

1

35

Деятельность с разнообразными игрушками. Собирание складных формочек.

1

36

Собирание пятиместной матрешки.

1

37

Нанизывание колец большой пирамиды на стержень.

1

38

Элементарное конструирование.

1

39

Работа с мозаикой. Выкладывание трехцветной дорожки.

1

40

Выкладывание чередующихся полос.

1

41

Конструирование из палочек. Забор, лестница.

1

42

Складывание картинок из кубиков.

1

43

Складывание сюжетной картинки из кубиков.

1

44

Постройка из кубиков мебели.

1

45

Складывание из разрезной картинки целого предмета.

1

46

Работа с шаблонами кругов разного цвета.

1

47

Складывание кругов различной величины (от маленького к большому).

1

48

Группировка предметов согласно заданию и образцу.

1

49

Складывание из разрезной картинки целого предмета.

1

50

Дифференциация предметов большой – маленький.

1

51

Дифференциация предметов толстый – тонкий.

1

52

Дифференциация предметов длинный – короткий.

1

53

Работа с палочками. Складывание домика.

1

54

Складывание из палочек букв.

1

55

Складывание из палочек букв и цифр.

1

56

Работа с мозаикой. Выкладывание треугольника по опорным точкам.

1

57

Выкладывание квадрата по опорным точкам.

1

58

Работа с мозаикой. Выкладывание по образцу.

1

59

Выкладывание дома с крышей.

1

60

Постройка из детских наборов: башня.

1

61

Постройка из детских наборов: колодец.

1

62

Работа с пазлами. Складывание узоров из 4 частей.

1

63

Работа с пазлами. Складывание узоров из 6 частей.

1

64

Работа с пазлами. Складывание узоров из 8 частей.

1

65

Работа с пазлами. Складывание узоров из 10-12 частей.

1

66

Основные цвета. Дифференциации предметов по цвету.

1

67

Основные геометрические фигуры. Дифференциации предметов по форме.

1

68

Итоговый урок

1









Чтение и развитие речи

68 часов


п/п

Название темы

Кол-

во

часов

1

Введение. Знакомство с новой книгой.

1

2

Устное народное творчество. Повторение.

1

3

Устное народное творчество. Потешки.

1

4-5

Устное народное творчество. Песенки. Колыбельные.

2

6

Устное народное творчество. Считалочки.

1

7

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

1

8-9

Устное народное творчество. Сказки и их виды.

2

10-11-12

Устное народное творчество. Сказки о животных. «Теремок». Чтение, работа по сюжетным картинкам.

3

13

Сказка «Лиса и Журавль».

1

14

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

1

15

Русская народная сказка «Как наказали медведя»

1

16

Сказка «Колобок».

1

17

Сказка «Три медведя»

1

18-19

Устное народное творчество. Волшебные сказки. «Сивка – Бурка».

2

20-21

Сказка «Гуси – лебеди». Работа по сюжетным картинкам.

2

22-23

Сказка «Царевна - лягушка». Чтение. Работа с раскрасками.

2

24

Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество»

1

25

Авторские сказки. А. С. Пушкин.

1

26

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

27

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

28-29

Зима в произведениях писателей и поэтов А. С. Пушкин «Зимнее утро», чтение отрывка.

2

30

С.Есенин «Белая береза». Чтение. Подбор картинок.

1

31

А.Барто «Зимний сон». Чтение.

1

32-33

Н. Носов «На горке». Чтение. Работа по сюжетным картинкам.

2

34

Ф. Тютчев «Весна на пороге»

1

35

А. Фет «Весна красна»

1

36

М. Пришвин «В весеннем лесу»

1

37

Ю. Яковлев «Колючка»

1

38

Я. Аким «Твой друг»

1

39

И. Демьянов «Дразнилка»

1

40

А. Толстой «Весенние ручьи»

1

41

Е. Серов «Подснежник»

1

42

И. Соколов-Микитов «Весна»

1

43

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном»

1

44

Я. Аким «Весна, весною, о весне»

1

45

У. Раджаб «Мамочка»

1

46

А. Барто «Пришла ли весна?»

1

47

А. Барто «Петя рисует». Работа с раскрасками.

1

48-49

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

50

Е. Петрищева «Шишки у мишки»

1

51

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

52

Н. Горелова «Зайчик»

1

53

С. Чёрный «На дворе»

1

54

С. Чёрный «Жалко птичек»

1

55-56

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

2

57

А. Блок «Ворона» (отрывки)

1

58

С. Есенин «Черёмуха»

1

59-60

Н. Носов «Бабушка Дина». Чтение. Работа по картинкам.

3

61-62

Н. Носов «Тук-тук-тук».Чтение.

1

63

А. Барто «Апрель».

1

64-65

Н. Носов «Живая шляпа»

2

66-67

Н. Носов «Огурцы»

2

68

Итоги года. Повторение.

1




Развитие речи, познавательных процессов

68 часов


№ п/п

Тема

Кол –во часов

11.

Определение направления звука. Игра «Отгадай, откуда звук?»

1

22.

Собираемся в школу.

2

23.

Предмет- картинка.

2

44.

«Вот и лето прошло».

2

55.

Работа по сюжетным картинкам.

2

66.

Нахождение предметов по заданию: «Мой, моя».

2

77.

Работа с сюжетными картинками.

1

78.

Работа с сюжетными картинками (Кто это?).

1

79.

Работа с сюжетными картинками (Что это?).

1

710.

Квартира. Сравнение.

2

711.

Моя семья. Члены семьи.

2

712.

Дом и двор.

1

713.

Обязанности членов семьи.

2

714.

На кухне. Любимые блюда. Выбор картинок.

2

715.

В комнате. Инвентарь для уборки дома.

1

716.

Составление предложений по действиям ученика.

4

717.

Одежда. Виды одежды.

3

718.

Оденем куклу. Порядок надевания одежды.

2

719.

. Береги здоровье.

2

720.

Составление рассказа по серии картинок «Девочка и щенок».

2

721.

Домашние животные.

2

722.

Дикие животные.

2

723.

Дифференциация диких и домашних животных.

1

724.

Домашние птицы. На птицеферме. Составление рассказа из 3-х предложений (сюжетные картинки).

2

725.

Овощи. В поле. На огороде. Какая картинка лишняя?

2

726.

Фрукты и цветы. В саду. Моя помощь в уходе за растениями.

4

727.

Работа по сюжетным картинкам по теме «Вижу кого».

2


728.


Весна. На улицы. Весенние забавы детей.


2

729.

Весной в огороде. Помощь маме.

4

730.

Летом. В деревне, в лесу. Беседа о соблюдении правил безопасности.

2

731.

Правила безопасного поведения летом.

2

732.

Игрушки, из чего они сделаны. Их виды.

2

733.

Мои любимые игрушки.

1

334.

Повторение изученного

3














Хозяйственно – бытовой труд

68 часов


п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Тело человека. Гигиена тела.

1

2.

Уход за телом.

1

3.

Уход и гигиена рук.

1

4.

Уход за полостью рта. Чистка зубов.

1

5.

Волосы. Уход за волосами.

1

6.

Одежда. Виды одежды.

1

7.

Упражнения в одевании и раздевании.

1

8.

Типы застёжек. Пуговицы и молнии.

1

9.

Расстёгивание и застёгивание пуговиц.

1

10.

Застёгивание и расстёгивание молний

1

11.

Уход и аккуратное отношение к одежде.

1

12.

Обувь. Виды обуви. Упражнения в одевании обуви.

1

13.

Шнуровка обуви.

1

14.

Уход за обувью осенью.

1

15.

Уборка помещения. Предметы и средства для уборки.

1

16.

Уборка комнаты.

1

17.

Вытираем пыль.

1

18.

Повторение.

1

19.

Моя комната.

1

20.

Отопление, проветривание.

1

21.

Кухня. Кухонная мебель.

1

22.

Правила поведения за столом.

1

23.

Мытьё рук перед едой.

1

24.

Столовые приборы.

1

25.

Посуда, Виды посуды.

1

26.

Сервировка стола к чаю.

1

27.

Сервировка стола к обеду.

1

28.

Уборка стола.

1

29.

Инструменты для уборки снега, техника безопасности при использовании их в зимний период.

1

30.

Уборка снега зимой.

1

31.

Правила поведения в общественных местах.

1

32.

Оформление квартиры к Новому году. Изготовление поделок к Новому году.

1

33.

Мебель. Виды мебели.

1

34.

Уход за мебелью.

1

35.

Мебельный магазин. Работа с картинками.

1

36.

Мытьё столов и стульев.

1

37.

Зимняя одежда.

1

38.

Одевание зимней одежды.

1

39.

Одевание и раздевание зимней одежды без помощи взрослых (с помощью взрослых).

1

40.

Уход за зимней одеждой.

1

41.

Зимняя обувь. Уход за зимней обувью.

1

42.

Обувание и раздевание без помощи взрослых (с помощью взрослых).

1

43.

Постельные принадлежности.

1

44.

Гигиена постели.

1

45.

Уборка постели.

1

46.

Ноги. Уход за ногами.

1

47.

Общая гигиена.

1

48.

Комнатные растения.

1

49.

Уход за комнатными растениями.

1

50.

Пересадка комнатных растений.

1

51.

Уборка и мытьё подоконников.

1

52.

Уборка комнаты.

1

53.

Весенняя одежда.

1

54.

Уход за весенней одеждой.

1

55.

Весенняя обувь.

1

56.

Особенности ухода за весенней обувью.

1

57.

Уборка комнаты.

1

58.

«Наш дом».

1

59.

Помощь взрослым в уборке помещений.

1

60.

Приготовление пищи. Работа по картинкам.

1

61.

Основные продукты питания.

1

62.

Режим питания.

1

63.

Кухня. Кухонная посуда.

1

64.

Уход за кухонной посудой.

1

65.

Помощь в мытье посуды.

1

66.

«Откуда хлеб пришёл».

1

67.

Бережное отношение к хлебу.

1

68.

Итоговый урок.

1