СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка систем домашнего задания как одна из форм развития учебно-познавательного интереса учащихся в школе I вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе  учебно – воспитательной работы в коррекционной школе важное значение имеет подготовка уроков. Во время приготовления домашних заданий учащиеся повторяют и закрепляют изученный  на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного  учебного труда, умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями.

В процессе  учебной работы у детей формируется  любознательность, трудолюбие, инициатива, умение самостоятельно  добиваться  поставленной цели,  чувства ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка систем домашнего задания как одна из форм развития учебно-познавательного интереса учащихся в школе I вида.»


КГОБУ «Коррекционная школа – интернат I вида»













РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ



Сообщение на педсовете.




Учитель:

Дорошенкова Т.И.


















Владивосток

2017 – 2018 учебный год

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ

В ШКОЛЕ I ВИДА.


В системе учебно – воспитательной работы в коррекционной школе важное значение имеет подготовка уроков. Во время приготовления домашних заданий учащиеся повторяют и закрепляют изученный на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного учебного труда, умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями.

В процессе учебной работы у детей формируется любознательность, трудолюбие, инициатива, умение самостоятельно добиваться поставленной цели, чувства ответственности.


ОСНОВЫ САМОПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ.


Проведение самоподготовки в школе для детей с нарушениями слуха приобретает важное значение, так как у детей с патологий отмечается недостаточная готовность к обучению.

В связи с этим проведение самоподготовки имеет ряд особенностей.

Общим требованием к подготовке домашних заданий является непременная связь с уроком, так как многие этапы урока имеют непосредственное отношение к выполнению домашнего задания:

*проверка того, что задано,

*самостоятельная работа учеников на уроке, связанная с содержанием домашнего задания,

*работа с учебником,

*задавание уроков на дом.

Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания. Очень важно, чтобы при выполнении домашнего задания были чётко разграничены функции учителя и воспитателя.

Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он же, и контролирует качество приготовленных домашних заданий.

Только под руководством воспитателя самоподготовка становится формой учебных занятий, на которых у школьников формируется умение самостоятельно работать над учебным материалом.

В функции воспитателя входит:

*формирование учебно- познавательной деятельности детей.

*развитие речи, слухового восприятия и коррекция психических процессов у детей,

*обучение навыкам самостоятельной работы,

* привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки.

*оказание индивидуальной помощи школьникам,

*обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми учащимися.

Для успешной работы воспитатель должен выбрать оптимальную структуру занятий по самоподготовке, оптимальные формы дифференцированного подхода, методы контроля за выполнением, создать благоприятную обстановку для проведения самоподготовки.


РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ.


Воспитатель должен знать индивидуальные и слухоречевые особенности каждого ребёнка (только тогда можно найти эффективные приёмы и методы работы), знать содержание учебных программ, требования, которые предъявляются к умениям и навыкам учащихся.

Успех внеурочной деятельности зависит от согласованности в работе воспитателя и учителей – предметников, которые предупреждают воспитателя о трудностях в предстоящей домашней работе.

Связь учителя и воспитателя осуществляется через специальную тетрадь взаимосвязи, в которой учитель даёт конкретные рекомендации. А воспитатель оставляет запись, сообщая учителю об итогах проведения самоподготовки, указывая, какие трудности возникали у того или иного ученика, что явилось причиной невыполнения домашних заданий.

Основной формой связи учителя и воспитателя является взаимное посещение уроков и самоподготовки.

Посещение самоподготовок помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала, выявить трудности, возникающие у учащихся при самостоятельной работе.

Посещение уроков даёт возможность воспитателю глубже вникнуть в методику работы учителя, выделить трудные для детей разделы по учебным предметам.

Важная задача воспитателя – не превратить самоподготовку в обычный урок с повторным объяснением материала. Работа воспитателя требует чёткого планирования и тщательной подготовки к проведению очередного занятия, надо знать решение задачи или примера, содержание текстов для чтения по различным предметам, надо подготовить вопросы, чтобы контролировать усвоение детьми учебного материала.

Перед началом учебного года воспитателю необходимо познакомиться с учебными программами и объяснительными записками, ознакомиться с учебниками.

В ежедневном плане воспитатель указывает последовательность приготовления домашней работы по учебным предметам, отмечает, кому именно необходимо оказать индивидуальную помощь и в какой форме, обращает внимание на коррекцию речи.

Организация деятельности школьников при выполнении домашней работы включает:

*использование схем – памяток, обеспечивающих активную самостоятельную работу на всех этапах,

*работу группами,

*осуществление взаимоконтроля и самоконтроля,

*рациональное расходование учебного времени,

*самоанализ результатов своей работы.

При оказании индивидуальной помощи необходимо учитывать возрастные особенности восприятия учебного материала, протекание психических процессов (степень работоспособности, характер памяти, устойчивость внимания и проявление речевого дефекта у каждого ученика).


Воспитатель должен добиваться эффективности в развитии и обучении каждого ученика, помогая преодолеть чувство неуверенности. Поэтому помощь должна быть вариативна, дифференцированной, соответствовать индивидуальным и речевым особенностям школьника.

Формы помощи могут быть различны: показ приёмов выполнения домашних заданий, индивидуальные консультации, замечания, использование памяток, схем, таблиц, алгоритмов .

Например, при индивидуальной проверке домашнего задания сильному ученику может быть сделано замечание типа: »У тебя есть ошибки, найди их и исправь» или «Решено неправильно». Или «посмотри на схему». Среднему ученику предлагает найти ошибку в определённой части работы, слабому – указывает ошибку и последовательность учебных действий, позволяющих её исправить.

Оказывая дифференцированную помощь учащимся с учётом речевого развития и индивидуальных особенностей, можно обеспечить продвижение всех учеников.

Одна из форм индивидуальной помощи – организация взаимопомощи (но только при условии уже выработанного у учащихся навыка самоконтроля).

При проверке письменных заданий может быть использована работа с консультантами. Консультант задает вопросы после прочтения правила, условия задачи и т. д. Когда всё разобрано, приступают к выполнению задания. Затем всё проверяется с учётом требований учителя.

При выполнений заданий по русскому языку следует уточнить задание к упражнению, значение незнакомых слов, а при необходимости дать образец выполнения.

При проверке устных заданий воспитатель может предложить читать параграф по очереди вслух, а после этого каждый ученик отвечает на 1 -2 вопроса, затем материал пересказывается по частям.

Такая организация самоподготовки, когда каждый ученик имеет конкретное поручение, вырабатывает добросовестное и ответственное отношение к делу.

Учащиеся до начала самоподготовки просматривают задание по предмету, обращаются к педагогу в случае затруднения.

Важно использовать дифференцированный подход. Например, при одинаковой сложности задания воспитатель даёт одним карточки – консультации, в которых указывается план выполнения задания, другому помогает найти подход к решению при помощи рисунка, третьему с помощью схемы…

Все перечисленные случаи с помощью педагога облегчают выполнение домашнего задания, не снижает программных требований, и все ученики усваивают учебную программу на уровне своих возможностей.

После 40 -50 минут самостоятельной работы можно разрешить объём мнениями. Учащиеся могут попарно рассказывать друг другу выученные уроки.

Кроме того, необходимо представить краткую характеристику дефекта. Так, одному из учащихся следует расширять словарный запас, другому важно работать над уточнением значения слов и умением выбрать нужное.

При подготовке домашних заданий воспитатель должен учить детей строить предложения различной грамматической конструкции, уметь устанавливать связь слов с помощью вопросов. Причём коррекция и развитие грамматического строя речи и произношения должны идти на всём протяжении выполнения домашнего задания, следует требовать от учащихся правильного произношения.

Готовя урок по чтению, надо работать над уточнением значения слов, разъяснить текст и добиться его понимания. Только после предварительной работы можно разрешить приступить к выполнению задания.

С самого начала учебной деятельности у ребёнка важно формировать порядок выполнения любого задания.

Прежде чем приступить к выполнению задания, ученики готовят своё рабочее место, убирают лишние предметы. Педагог коротко беседует с детьми об их учебных успехах.

Таким образом, работа, которая проводится в часы самоподготовки, имеет существенное значение для закрепления знаний, полученных на уроках, оказывая немаловажное влияние на развитие личности ребёнка и его способности самостоятельно учиться.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.


В старших классах основной формой выполнения домашнего задания является самостоятельная работа учащихся. Воспитатель лишь направляет работу школьников, проверяет готовность, помогает устанавливать последовательность выполнения заданий, нормирует время на выполнение каждого предмета.

Воспитатель должен учитывать, что однообразная деятельность понижает работоспособность учащихся, ухудшает усвоение материала. Поэтому неправильно предлагать учащимся сначала выполнить все письменные работы, а затем все устные и наоборот. Организовать подготовку уроков следует так, чтобы различные виды чередовались.

Воспитатель не обязывает всех придерживаться одного порядка, но убеждает, что начать каждый из них должен с того, что является для него самым трудным.

Воспитатель следит за тем, как учащиеся готовят материал. Нельзя, чтобы вся работа сводилась к механическому запоминанию урока. Даже когда нужно заучить материал, многократное чтение его даёт меньший эффект, чем чередование чтения с активным и сознательным воспроизведением текста. Поэтому ученикам следует указывать, что нужно не просто бесконечно читать, а рассказывать с закрытой книгой то, что прочитал. При этом ученик сам поймёт, что он хуже запомнил. И при последующем прочтении и рассказывании обратит на них особое внимание.

Часто ученику кажется, что он всё знает, но при попытках рассказать материал, он испытывает затруднения, иногда забыв одно слово, глухой школьник не может рассказать дальше. И все свои усилия он направляет на то, чтобы вспомнить потерянное слово, а не передать основное содержание.

Воспроизведение материала способствует сознательному его усвоению и является средством самоконтроля учащихся.

Запоминанию материала способствует также разделение усваиваемого материала на определённые логические части и выделение основной логической мысли в каждой из них.

В формировании навыков самостоятельного выполнения домашних заданий помощь ученикам могут оказать правила (памятки), которые должны соблюдаться на самоподготовке.

Основной формой общения воспитателя с учениками является словесная речь в различных её видах (устном, дактильном, письменном). Все инструкции , объяснения воспитателя , как и вопросы учащихся, даются в процессе подготовки уроков в словесной форме.

Старшеклассники умеют уже пользоваться часами, поэтому при планировании работы уместно спросить их о том, сколько они будут затрачивать времени на изучение предметов.

Трудность воспитателя заключается в приёмах оказания помощи по разным предметам. Поэтому необходима тесная связь с учителями – предметниками.

Перед выполнением домашних заданий проводится предварительная беседа, где уточняется, по каким предметам задание, с какого предмета и почему ученик хочет начать выполнение урока, сколько времени потребуется на выполнение .

Дети старшего школьного возраста не должны говорить односложно, однообразно. Следует требовать варианты ответов, и кратких, и развернутых.

Речевой запас детей достаточно обогащён, поэтому на плакатах пишутся лишь те фразы, которые дети затрудняются употреблять в своих высказываниях.

Педагогу следует научить старшеклассников приёмам организации учебного труда: работе с газетой, учебником, словарём, справочником.

В старших классах воспитатель не должен дублировать учителя и превращать самоподготовку в урок, но и не предоставлять учеников самим себе.

Домашнее задание по литературе, географии, истории после выполнения желательно закрепить взаимопроверкой. Игровые приёмы тоже имеют место в старших классах. Например, можно организовать игры, способствующие повышению уровня общего развития и грамотности, обогащению речи и развитию мышления: «Дежурная буква», «Словесная цепочка», «Назовите произведение автора», …

Настольные игры по предметам обогащают словарь детей и способствуют расширению представлений детей о географии, биологии, ботанике и т. д.

Речь старшеклассников должна быть связной, логически завершённой, состоять из 9 -12 предложений.

Таким образом, в старших классах могут быть использованы различные приёмы закрепления знаний, в том числе и игровые. Индивидуальные формы работы преобладают над коллективными.

Главная задача воспитателя – организовать учащихся так, чтобы они могли рационально распределять время, выполнять задание рационально и качественно.

Итак, основным компонентом внеурочного времени является самоподготовка – один из важнейших видов деятельности учащихся.

Соответственно каждый воспитатель должен уделять этому должное внимание, так как воспитанникам интерната необходимо прививать ответственное, сознательное отношение к учебным занятиям, вырабатывать у них умения и навыки самостоятельно и систематически заниматься учебным трудом, самообразованием, формировать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, критического отношения к результатам своей учебной деятельности.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.


Я обязательно продумываю домашнюю работу, чтобы понять, как дети усвоили тему. Обычно упражнения, которые я задаю по русскому языку, типичны тем, которые выполнялись на уроке. Если же подобное не выполнялось, то обязательно в классе разбирается заданное упражнение.

Поскольку учебниками практически пользоваться невозможно (в старших классах) из – за большой сложности конструкций, самого материала (трудные тексты, предложения), поэтому я готовлю плакаты с написанными предложениями.

Мне важно, чтобы ученики выполняли домашнюю работу, но не просто переписали карточку, а выполнили задание, поэтому я практикую выставление отметок за домашнюю работу в журнал (причём, никто заранее не знает, кому будет поставлена оценка).

Ученикам я объясняю, что выполнение домашней работы – это показатель ваших знаний. В классе вы переписали с доски, поэтому часто получаете хорошую отметку. А вот домашнюю работу надо выполнить каждому самостоятельно. Я чётко вижу, если работы переписаны друг у друга. Я вижу, кто усвоил тему, кто нет. Если домашняя работа вызвала трудность у всего класса, значит, надо вернуться к данной теме ещё раз.

В слабом классе практикую следующее:

записываем число, домашняя работа, упражнение и задание. Задание разбирается, затем записывается первое предложение и выполняется задание, как образец.

Очень важно добиться, чтобы учащиеся не только написали, но и выполнили задание.

На следующем уроке я спрашиваю, кто не выполнил и почему. Если нужно, то задание разбирается вслух, ребята исправляют ошибки. Тетради я собираю каждый день, поэтому увильнуть не удаётся.

В 11 классе бывает, что ребята не могут правильно поставить знаки препинания или начертить схему. Но у них настолько выработано чувство ответственности, что они сбрасывают по смартфону свои варианты. Или если возникли сомнения у воспитателя Марины Эдуардовны, она звонит мне, и мы обсуждаем правильное выполнение.

С литературой намного сложнее, потому что очень большие и трудные тексты, а уроков немного. Мы должны уложиться в Программу.

Я делаю следующее:

  1. Весь текст учащимся непонятен в силу ограниченности словарного запаса. Я адаптирую тексты, поэтому каждый ученик получают сокращённый текст, который передаёт основное содержание. На уроке невозможно прочитать весь текст, поработать, обсудить, дать характеристику и свою оценку.

  2. Поэтому я даю домой прочитать отдельную главу или главы, а затем ответить на вопросы (вопросы напечатаны к каждой главе).

  3. В классе мы проводим аналитическое чтение, поэтому сразу видно, было ли выполнено домашнее задание. Если домашнее задание выполнено, то на уроке проводятся запланированные виды работ.

Для усвоения школьной программы очень важна помощь и работа воспитателя. Без выполнения домашнего задания программный материал не будет усвоен.






8