1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с преподавателем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблем.
4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Этап урока | Время (мин.) | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Организационный | 1 мин. | Проверка готовности обучающихся, эмоциональный настрой на работу | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные УУД 1.Оценивают свои возможности для учебной деятельности |
Проверка домашнего задания | 5 мин. | Проверка освоения учащимися пройденного материала и его закрепление | 1.Задания на составление логических цепочек. Фронтальный опрос, за каждый верный ответ – 1 балл. 2.Задания на определение типа скрещивания (Слайд 6) 3.Задания на знание законов Г.Менделя (Слайд 7) Учащиеся выполняют задания индивидуально в тетрадях, затем один из учеников сверяет свои ответы с ответами одноклассников. Подсчет правильных ответов. 4.Задания на соответствие (Приложение 1).Работа в парах, сверка ответов, подсчет правильных ответов. Итоговый подсчет набранных баллов. | 1.Фронтальный опрос. Вовлечение учащихся в работу на уроке. | 1.Составляет цепочки из предложенных терминов 2.Выполняет тестовые задания, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку | Регулятивные УУД 1.Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 6 мин. | Подведение детей к формулированию тему и постановке задач урока. Составление плана работы. | Демонстрация слайдов презентации Слайд № 8 «Большинство доказательств в пользу хромосомной теории наследственности получены на основе опытов с дрозофилой. Т.Морган установил, что самцы и самки отличаются по одной паре хромосом. От кого зависит, пол будущей особи? Слайд № 8 «Всезнающая статистика удостоверяет, что у раздельнополых организмов (в том числе и у человека) соотношение полов обычно составляет 1:1. если правило гласит – численность представителей разных полов одинаково – то должны быть причины этого. Какие причины определяют пол развивающегося организма?» Слайд № 9 «Император Александр III возражал против брака своего сына Николая и принцессы Алисы по причине, что родственники принцессы по мужской линии не доживали до преклонного возраста. Как ген императрицы Александры Федоровны отразился в истории России? –Какую проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке? Версии обучающихся. Выбор лучшей формулировки. Проблема: Как определяется генетически пол и от кого он завит. Как наследуются признаки, сцепленные с полом, и влияют на жизнедеятельность организма. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует изучаемые понятия. Формулирует тему и задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя, называют правило, на которое опирались при выполнении задания. | Регулятивные УУД 1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
Освоение нового материала | 20 мин | Выявление обучающимися изучаемого явления, развитие умений, подведение детей к самостоятельному выводу по теме. | Работа с опорным конспектом. 1.Составление кластера «Классификация хромосом организма» 2. Работа со схемой «Расщепление по признаку пола у дрозофилы» Отвечаем на вопросы: -Какой пол называют гомогаметным? -Какой пол называют гетерогаметным? 3.Работая со схемой хромосомного определения пола человека, отвечаем на вопросы схемы: - Какова вероятность появления в семье мальчиков и девочек? - Какова вероятность появления каждого из вас в ваших семьях? - От кого зависит пол будущего ребенка? - Что вы можете сказать о генотипе родителей? 4. Работа в парах с приложением 2. Какие еще способы определения пола существуют в природе? 5.Составляем схему. -Работа с учебником в парах, параграф 3.10 стр. 115-117 – прочитать и заполнить схему в конспекте «Хромосомное определение пола» Работа с приложением 3. -По какой линии ген гемофилии получил цесаревич Алексей? -У кого изначально возникла мутация гена влияющего на свертываемость крови? -Почему император Александр III был против брака сына Николая с принцессой Алисой? -Как личная трагедия царской семьи повлияла на исторический путь России -Заполнить в опорном конспекте пункт о гемофилии Слайд 12 Предлагается посмотреть на слайд и пройти тест. -Какую болезнь можно определить при прохождении данного теста? -В опорный конспект записать определение дальтонизма. -Посмотреть на доску и по схеме скрещивания определить с какой вероятностью дальтонизм наследуется у женщины, а с какой у мужчины? Отметить в опорном конспекте. | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Работают с приложением и учебником. Заполняют опорный конспект. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД 1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД 1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с о слайдами –анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с преподавателем, выполнение продуктивных заданий |
Самосто ятельное приме нение знаний. | 5 мин | Осознание обучающимися степени овладения новым материалом и способностью применять его на собственном опыте. | Работа в парах. Вопросы для обсуждения (минута на обсуждение и версия от пар учеников) 1. Почему гемофилией болеют мальчики? 2. Первые люди появились в Африке, были совсем немногочисленны, а все мы произошли от них. И, тем не менее, почти во всех странах мира запрещены или не рекомендованы близкородственные браки. Почему? 3. В книге Е. Пчелова «Романовы. История династии» имеется следующий текст: «Цесаревич унаследовал гемофилию от матери Александры Федоровны. Эта болезнь передается только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин». Какие ошибки допустил автор? (Ответ. Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %) 4. Приведите доводы «за» и «против» существования русалок? .(Доводы «за» - у человека есть гены, отвечающие за развитие рыбьей чешуи и перепонок на руках; «против» - этот человек может быть только мужчиной, а не женщиной, так как гены ихтиоза расположены в У – хромосоме; так что если и существуют, то не русалки, а русалы) | Предлагает групповое задание. Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку. | Решают вопросы в группе. Производят самопроверку, рефлексию. | Коммуникативные УУД 1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в пар |
Итог урока. Рефлексия. | 3 мин | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Обмен мнениями по заданиям –Сделайте вывод по уроку с помощью синквейна. Правила написания синквейна. В синквейне 5 строк. 1. понятие (одно слово) 2. прилагательные (два слова) 3. глаголы (три слова) 4. предложение из 4 слов 5. существительное (одно слово). Выставление оценок за урок Рефлексия Домашнее задание Попробуйте составить свою родословную (предварительно составьте план своих действий). § 3.10 Задача. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У–хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом. | Задает вопросы о выполнении задач урока. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Дает комментарии к домашнему заданию. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Регулятивные УУД 1.Сформировать умение в диалоге с преподавателем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 2.Сформировать Умение составлять индивидуально план выполнения проекта. 3.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно |