Государственного учреждения
дополнительного профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Республиканский центр развития образования»
Тренинговый семинар
на курсах повышения квалификации по очной форме обучения
с практическими психологами системы образования
Тема:
Формирование безопасного
(ответственного) поведения
Подготовил: преподаватель высшей категории, психолог Монастырный Николай Михайлович
г. Луганск
2019 год
Сессия I (1-я пара) Упражнение «Три мушкетёра». (10 минут)
Представление темы и регламента работы. (5 минут)
Правила. (5 минут)
Мозговой штурм на тему: «Девиантное поведение как социальное явление». (5 минут)
Информационное сообщение «Девиантное поведение» (10 минут).
Работа в группах «Профилактика девиантного поведения» (20 минут).
Психогимнастика: Упражнение на наблюдательность (5 минут).
Мозговой штурм «Безопасное и виктимное поведение» (5 минут)
Упражнение «Приключение молодой женщины» (10 минут)
Анкетирование по ВИЧ/СПИД (5 минут)
Информационное сообщение «Профилактика ВИЧ/СПИД среди подростков» (10 минут)
Упражнение «Умей сказать НЕТ» (20 минут)
«Вертушка» (5 минут)
Сессия II (2-я пара) Упражнение «Молекула ДНК» (10 минут)
Мозговой штурм: «Факторы, влияющие на социальное поведение» (5 минут)
Информационное сообщение «Психологические аспекты повышения социальной компетентности подростков» (10 минут)
Упражнение «Тест Гилфорда» (20 минут)
Информационное сообщение «Активное слушание» (10 минут).
Упражнение «Аудиалу никто не пишет» (10 минут)
Информационное сообщение «Тренинговые занятия как способ формирования поведения»
Завершающее анкетирование (5 минут)
«Вертушка» (5 минут)
Формирование безопасного
(ответственного) поведения
Сессия I
Упражнение «Три мушкетёра». (10 минут)
Примечания для тренера:
Упражнение описано в приложении 1. Во время проведения упражнения желательно раздать бейжики, на которых участники пишут свои имена, что позволит улучшить общение.
Альтернативное упражнение «Взаимное интервью»: участники объединяются в пары и интервьюируют друг друга, а потом в большом кругу представляют своего коллегу.
Представление темы и регламента работы. (5 минут)
Тренер оглашает тему семинарского занятия, знакомит с его структурой (2 сессии).
Информационное сообщение: Позитивное мышление
Вместо «Профилактика девиантного поведения» – «Формирование безопасного, ответственного поведения».
Вместо «Разбиваемся на группы» - «Объединяемся в группы».
Вместо «Беседы по профилактике самоубийств» - …
Правила. (5 минут)
Примечания для тренера:
В целях экономии времени правила желательно оформить заранее (например, в виде слайда или записать на листе большого формата). Участники просто обсуждают эти пункты, уточняют их смысл и либо соглашаются с ними, либо исключают из списка.
Цель данного упражнения – установить условные рамки поведения, сформировать доброжелательную атмосферу, раскрепостить участников.
Ценить время
Говорить по очереди
Говорить коротко и не часто, по теме
Правило «Здесь и сейчас»
Говорить только от своего имени
Быть позитивным к себе и другим (Быть +, Правило наполовину наполненного стакана)
Правило дополнения (Я+Ты+Мы)
Правило гендерного уважения (к своему и противоположному полу ♀♂)
Правило добровольной активности
Правило конфиденциальности
Мобильники на вибро!
Мозговой штурм на тему: «Девиантное поведение как социальное явление». (5 минут)
Участники в большом кругу высказывают своё мнение на предложенные вопросы:
Что мы относим к девиатному поведению подростков?
Какие из форм его проявления наиболее актуальны для школы?
Какие из этих форм наиболее резонансные?
Для наглядности основные идеи записываются на доске, для чего тренер выбирает себе помощника – фасилитатора.
Информационное сообщение: Позитивное мышление
Девиантное поведение
Определения
Классификация
Психологические подходы к изучению девиантного поведения
Работа в группах «Профилактика девиантного поведения».
Слушатели объединяются в 3 группы, каждая из которых рассматривает один из аспектов проблемы в течение 10 минут:
- Родители и проблемный ребёнок;
- Педагог и трудный ученик;
- Психолог (социальный педагог) и учащийся с девиантным поведением.
Обсуждение в большом кругу (10 минут).
Психогимнастика: Упражнение на наблюдательность.
Инструкция:
В течение одной минуты найдите и запишите себе как можно больше объектов (предметов) на букву…
Мозговой штурм «Безопасное и виктимное поведение» (5 минут)
Упражнение «Приключение молодой женщины» (10 минут)
Анкетирование по ВИЧ/СПИД (5 минут)
Информационное сообщение «Профилактика ВИЧ/СПИД среди подростков» (10 минут)
Упражнение «Умей сказать НЕТ» (20 минут)
«Вертушка» (5 минут)
Приложения
Приложение № 1 Упражнение «Три мушкетера»
1 Длительность: 10-15 минут
Автор идеи: Вильям Крайдлер (Крайдлер В., 1984, с.158)
Материалы: лист-анкета А-3 формату из расчёта 1 на троих участников, маркеры.
Порядок проведения: объединяемся в группы по 3 человека. Каждая группа получает лист-анкету.
Инструкция:
«Все мы чем-то отличаемся один от другого, в то же время есть определённое общее между нами.
Для знакомства мы предлагаем каждой группе заполнить предложенную анкеты в течение 4-5 минут. Ответы должны содержать не только второстепенную, поверхностную информацию, а и что-то существенное, которое поможет нам больше понять один другого. Например, «Мы все любим играть в футбол», «Мы все не любим мыть посуду», «Меня зовут N и я отличаюсь от других тем, что я знаю эстонский язык».
При этом каждый член группы должен быть согласен со всеми общими ответами.»
По окончанию результаты работ групп оглашаются в большом кругу. Листки анкет с ответами можно вывесить на стене, чтобы все участники при желании имели возможность спокойно их прочитать.
Вопросы для обсуждения:
Как Вы думаете, зачем мы предложили Вам это упражнение? Какова его цель?
Достигли ли мы цели?
Были ли в этом упражнении для Вас сюрпризы?
Что неожиданного Вы услышали?
Анкета «Три мушкетёра»
В этом мы отличается друг от друга:
Имя ____________________________________ Я отличаюсь от других тем,
что _______________________________________________________________
Имя ___________________________________ Я отличаюсь от других тем,
что _______________________________________________________________
Имя ____________________________________ Я отличаюсь от других тем,
что _______________________________________________________________
Вот три вещи, которые мы все любим:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Вот три вещи, которые мы все не любим:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
________________________________________________________
Приложение № 2 Модель цикла обучения
на основе опыта
Приложение № 3 Модель изменения поведения
Приложение № 4 Приключения молодой влюбленной женщины Молодая женщина, муж которой уехал из дома, решила вечером пойти к своему любовнику, живущему в нескольких километрах от нее, на другом берегу реки. Она вышла из дома и остановила машину. Подъехав к мосту, шофер попросил ее оплатить переезд через мост. И вдруг она замечает, что забыла деньги дома. Недовольный шофер высадил ее перед мостом, заплатил сам налог и поехал дальше. Молодая женщина бросилась умолять служащего:
- Пожалуйста, пропустите меня! Уже ночь, а у меня ни копейки в кармане. Мой друг ждет меня и уже, наверное, волнуется!
Все бесполезно: служащий неумолим. И молодая женщина решает попытать счастья дальше: в двух километрах вниз по течению есть паром. По дороге к нему она натыкается на нищего в лохмотьях, который просит дать ему несколько копеек. Разнервничавшись, она резко отвечает ему, что у нее нет никаких денег. Тон разговора повышается, мужчина тоже начинает нервничать, вытаскивает нож и ... снимает с нее все, не оставляя даже рубашки. Затем он уходит. Бедная женщина торопится к парому. Здесь она рассказывает удивленному паромщику о своих несчастьях, а он ей отвечает:
- Я с удовольствием вас перевезу, только это будет не бесплатно... вы понимаете? Если вы будете со мной очень ласковой...
И молодая женщина вынуждена покориться. Перебравшись на другой берег, она замечает, что ночь уже наступила и что она совсем продрогла от холода, а ей еще нужно пройти через лес. Ей нужно поторопиться. Оказавшись в середине леса, она встречает отшельника, который очень удивлен, увидев ее здесь, посреди леса, ночью, совсем одну, да еще и так легко одетую. Она рассказывает отшельнику о том, что с ней приключилось.
- Бедная, - говорит он. - Заходите в мою хижину, я приготовлю для вас горячего супа, вы отдохнете, а завтра утром оденете одно из моих пальто из бараньей кожи!
Счастливая таким участием, она соглашается. Суп вкусный и горячий, в хижине тепло и уютно и в ней так уютно... к тому же молодой отшельник такой милый и симпатичный, и то что, что должно было случиться, случилось...!
Рано утром, одетая в теплое кожаное пальто, она ушла к своему любовнику. Он волновался, и она рассказала ему все, что с ней случилось, ничего не упустив. Но любовник воспринял это не очень хорошо:
- Что? Ты занималась любовью четыре раза и после этого заявилась ко мне? Вот это наглость! Вон отсюда, я больше не хочу тебя знать!
Плача, молодая женщина решает вернуться к мужу.
Задание: Прочитав рассказ и поплакав над несчастьями бедной женщины, вы должны расставить персонажи истории в порядке «от лучшего - к худшему», затем обсудить это в группе и прийти к общему мнению о расстановке персонажей (и ценностей?). Обоснуйте ваш выбор.
Приложение № 5 Умей сказать «НЕТ» А1. Ты, зная о вреде употребления алкоголя – любитель попить слабоалкогольные напитки с друзьями. Твоя задача – уговорить своего одноклассника выпить пару баночек пива.
А2. Твой хороший товарищ предлагает тебе после уроков попить пива с его друзьями. Ты, помня о безопасном поведении, хочешь отказаться, но при этом не хочешь испортить отношения со своим одноклассником.
Б1. Ты, зная о вреде, употребляешь легкие наркотики. Твое задание – уговорить своего приятеля попробовать употребить наркотик.
Б2. Твой хороший приятель уговаривает тебя попробовать «покурить травку». Ты, помня о безопасном поведении, хочешь отказаться, но при этом не хочешь испортить отношения со своим приятелем.
В1. Ты предлагаешь своему другу сказать его родителям, что утерял деньги, которые они дали на приобретение учебников. А в место этого пойти в компьютерный зал поиграть.
В2. Твой друг предлагает тебе обмануть твоих родителей, сказать им, что утерял выделенные ими на учебники деньги. Ты, помня о безопасном поведении, хочешь отказаться, но при этом не хочешь испортить отношения со своим другом.
Приложение № 6 Вопросы к тексту Участники прослушивают или читают один раз небольшой смысловой текст, затем в специальных анкетах отвечают на вопросы по тексту, самостоятельно подсчитывают полученные результат, затем сравнивают и обсуждают их. Наряду с индивидуальными различиями памяти, смыслового и слухового восприятия, в результате данного теста выявляется присущее большинству людей представление (стереотип) – категоричность суждения и взглядов, стремление избегать сомнений и неопределённых ответов.
В действительности представления направлены на защиту от изменений своих ценностей, идеалов, стереотипов. Собственные переживания и мысли позволяют более изменять свои представления, нежели приказ или принуждение. Одна из задач упражнения – научиться своевременно избавляться от негативных, психологически и нравственно неоправданных представлений.
Текст
Когда Георгий, наконец, пришёл домой, его отец держал письмо в руке с уже сжатыми губами. Только перед тем, как он что-то смог сказать, мать закричала из кухни, что она хочет сначала спокойно поесть. «Никакого аппетита», - пробормотал Георгий уже на лестнице. В Верхней комнате он схватил телефон и сказал, что лучше пойти в кино, чем делать бессмысленное домашнее задание.
Анкета
| Вопросы утверждения | Да «+» | Нет «-» | Неопределенно «?» |
1 | Георгий пришел поздно домой | | | |
2 | Отец встретил Георгия прямо возле двери | | | |
3 | Письмо, которое пришло из школы, было причиной недовольства отца | | | |
4 | Мать прервала отца | | | |
5 | Она хотела отказаться от противостояния | | | |
6 | Прежде чем Георгий мог, что-то сказать, мать позвала к столу | | | |
7 | Георгий позвонил своему другу | | | |
8 | Георгий отказался от обеда | | | |
9 | Георгий собирался идти в кино | | | |
10 | Георгий хотел бросить школу | | | |
Итого количество ответов | | | |
Обсуждение в группе:
1. Что вы ощутили при проверке ответов?
2. Почему вы получили такой результат?
3. Возможны ли такие ошибки вовремя выполнения профессиональной деятельности?
4. Как избежать этого?
Приложение № 7 Игровое упражнение „Молекула ДНК” (15 мин.)
Участники встают. Тренер предлагает одному из них на некоторое время побыть в коридоре или другом помещении.
Интрукция:
«Давайте возьмёмся за руки так, чтобы у нас получилась цепь. Эта цепь изображает молекулу ДНК, а два крайних участника – её начало и конец. Как это часто бывает, ДНК сворачивается во всевозможные кольца – «запутывается».
(Тренер помогает «ДНК» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «началу» цепочки. В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «начало» и «конец» ДНК могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки не должны).
Когда ДНК запуталась, тренер приглашает участника, находящегося за дверью, и предлагает ему распутать «ДНК». При этом ему можно сообщить, что у неё есть «начало» и «конец». Процесс распутывания иногда занимает немало времени, участник, который пытается это сделать, может ссылаться на то, что задача невыполнима. В этом случае тренер побуждает его к продолжению работы, утверждая, что решить эту задачу можно, предлагая попробовать ещё.
Данной упражнение предполагает тесный физический контакт, способствует сближению группы. Кроме того, при обсуждении результатов упражнения могут появляться идеи о необходимости ориентации в ситуации, постоянной включенности в процесс её разрешения, что способствует продвижению группы в содержательном плане.
Приложение № 8 Анкета
На какой вопрос, проблему Вы нашли ответ на этом занятии-семинаре? ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
На какие, важные для Вас, вопросы не найден ответ? ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Какие новые вопросы возникли у Вас во время нашего семинара?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Насколько информация по теме семинара может быть полезной в Вашей практической деятельности? Как Вы планируете её использовать, вернувшись к своей работе?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Здесь Вы можете написать свои предложения и пожелания
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
1 Валке Д. Тренинг… с.57-58