«Как прекрасен этот мир, расскажи…» - беседа, в рамках проекта "Часы мира и добра"
Цель: Расширить представление детей о доброте и добрых делах.
Целевая аудитория: участники, посетители мероприятия: ученики 1 класса.
Главная зона: СБ п. Восход.
Ведущая: Сегодня я предлагаю поговорить о доброте, но уже опираясь на прекрасное: поэзию, музыку, живопись.
В замшелой избе,
На задворках села,
Ульяна Петровна
Бесшумно жила.
Пять кур у Петровны,
Коза да овца,
Да прялка,
Да сена стожок
У крыльца,
Да погреб с колодцем,
Да сад-огород,
Да кадка с водой
У скрипучих ворот.
Под старость Петровна
Согнулась дугой.
Мальчишки её
Называли Ягой.
А Васька Федулов,
По прозвищу Хват,
Честил её ведьмой,
Пугая ребят.
Мальчишки, известно, -
Разбойный народ.
К ней часто врывались
Они в огород.
И сад красовался –
Себе на беду.
Чуть вечер – трещали
Деревья в саду.
От буйства мальчишек
Он мог бы пропасть,
Когда б с вожаком их
Беда не стряслась.
Он, Васька Федулов,
Отпетый пострел,
Средь белого дня
В этот сад залетел.
На яблоню влез.
Первосортный анис!
Но треснул сучок,
И налётчик повис.
И надо ж беде
Приключиться такой –
Внизу появилась
Петровна с клюкой.
У Васьки в глазах
Затуманился свет,
И дрогнуло сердце:
«Спасения нет!»
Но бабка Ульяна
Спросила не зло:
- Ой, как тебя, мальчик,
Туда занесло?
Уж ты потерпи.
Не оставлю – спасу.
Вот лестницу только
Сюда принесу.
И вскоре на травке,
В росе-серебре,
Топтался Васёк,
Как на жарком костре,
Готовый по-заячьи
Юркнуть в кусты,
И хныкал протяжно:
- Бабуся, прости!
А та, рубашонку
Снимая с него,
Руками всплеснула:
- Дыра-то – ого!...
Однако, чтоб мать
Не гневилась, зашью!
Пожалуй, касатик,
В избушку мою.
Потупился Васька:
«Вот это дела!»
Плетётся за бабкой:
«Была – не была!»
Мальчишка
Вздыхает тоскливо
И ждёт:
«Когда же ругать
Меня бабка начнёт?
Другая давно бы
Со света сжила –
Травила б собакой,
Крапивой бы жгла,
А эта – как с гостем
Со мной говорит.
Да кто ж её знает?
Быть может, хитрит?»
А бабка, достав
Из печурки кулеш,
Распевно сказала:
- Касатик, поешь!
Поешь! – повторила. –
Что мнёшься в углу? –
И тут же с улыбкой
Взялась за иглу.
Мальчишка, хоть был он
Совсем не в себе,
Шагнул к кулешу –
Покорился судьбе.
Очистил тарелку –
Спасибо сказал
И прятать от бабки
Глаза перестал.
Глотая Петровнин
Лекарственный квас,
Спросил её: - Были
Родные у вас?
Кивнула: - Да, да,
Не безродная я.
Жила здесь когда-то
Большая семья.
Жила, да пропала,
Как летошний снег.
Война унесла её,
Мил человек.
Три сына. Да муж.
Да две дочки. Да зять.
Семь бед в один узел
Пришлось мне связать.
Связала. Подпёрла
Поклажу горбом –
Да так вот и маюсь
Под этим узлом.
А что мне, касатик,
Всех тягот больней?
Не слышу я внуков
В избушке своей.
В таком-то безлюдье
И свет мне не мил.
Хоть ты бы почаще
Ко мне заходил.
Я стала бы внуком
Тебя называть,
И было бы легче
Мне век вековать.
Не шутит Петровна –
Толкует всерьёз,
Стирая платочком
Горошины слёз.
А Васька молчит,
Подбирая слова.
Печально поникла
Его голова.
Волной состраданья,
Ознобом стыда
Вошла в его сердце
Чужая беда.
И Васька старушке
Чуть слышно сказал:
- Простите, я репу
У вас воровал.
И дёргал морковь.
И редиску. И лук.
Такой никого
Не обрадует «внук».
- Да что ты, дружок?
Бог соврать мне не даст:
Те овощи я
И растила для вас!
И яблокам сорванным
Счёт не веду:
Люблю, когда детям
Вольготно в саду.
Да будь я мальчишкой –
Хоть нос мне расквась,
Сама б раньше всех
В этот сад забралась!
Улыбочка Васькин
Раздвинула рот.
Она означала:
«ну, бабка даёт!»
А бабка прочла
По ребячьим губам:
«Теперь-то тебя
Я в обиду не дам!»
В один из сентябрьских
Не пасмурных дней
Четырнадцать внуков
Нагрянули к ней.
Четырнадцать внуков –
Вся Васькина рать:
- Поможем Петровне
Картошку убрать!
Растрогал Петровну
Ребячий порыв.
Сидит она, плечи
Шубейкой прикрыв.
И горько, и сладко
Петровне от слёз.
Ах, Вася, какой ты ей
Праздник принёс!.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (высказывания детей)
- Что вы можете сказать о мальчике?
- Как сначала относился Васька к бабке Ульяне?
- Что Василия заставило изменить своё отношение к ней?
- Какие чувства Василий испытал, когда пошёл к ней в дом?
- Кто является главным героем произведения?
- Каким сначала был Васька?
Вывод.
- Что заставило мальчика изменить своё отношение к старой женщине?
- Какой важный вопрос можно задать по этому произведению?
- Чему оно учит?
А. Лесных
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
- Известная поэтесса А. Барто в своём стихотворении «О человечестве» написала тоже об одном мальчике.
О человечестве.
Готов для человечества он многое свершить.
Но торопиться нечего, зачем же так спешить?
Пока ещё он подвига себе не приглядел,
А дома, что поделаешь, нет подходящих дел?
Дед от простуды лечиться, лекарства дать велит.
Но он не человечество, он старый инвалид.
С утра Наташа мается, гуляйте с ней с утра.
Она не человечество, а младшая сестра.
Когда судьбой назначено, вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую по скверику пасти.
Пока ещё он подвига себе не приглядел,
А дома, что поделаешь, нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом, в углу ревёт сестра…
Я тоже человечество и мне гулять пора.
- Говорят, что доброта - единственный язык, понимаемый всеми.
Показ и раздача буклетов.
Итоги мероприятия.
Добро
Ты твори по жизни лишь одно добро…
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады…
Ведь добро все любят люди и цветы…
Будет плодоносить, множиться добро…
Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно…
Без добра, как видно и его тепла…
Не поёт от счастья, не живёт душа.
Почаще сейте вы добро,
Его запомнят свыше где-то.
Потом вернется к вам оно,
Как надежды лучик света.
Использованные материалы:
Документы фонда (63, 84 отделы).
Интернет ресурсы.
Составила: заведующий сельской библиотекой п. Восход ____М.А. Безушко
10