- развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки;
- воспитывать эстетический вкус учащихся посредством музыки и живописи.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский, слова А. Плещеева «Осень», П.И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года» «Осенняя песнь. Октябрь», В. Николаев, слова И. Сусидко «Песенка об осеннем солнышке», Е. Поплянова, слова Н. Пикулевой «Эхо», Звуки природы – шум дождя.
Дополнительный материал: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» (фрагмент), И. Левитан «Золотая осень. Слободка», И. Левитан «Буря. Дождь», И. Левитан «Хмурый день», И. Левитан «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», В. Поленов «Золотая осень» репродукции.
Метапредметные и межпредметные связи – литература, естествознание, культурология
Этап урока/время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг.момент (3 минуты) | Добрый день! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой «Песенкой об осеннем солнышке», послушаем произведения великого русского композитора П. И. Чайковского. Напомните мне, пожалуйста, кто такой композитор? Молодцы, правильно | Это человек, который сочиняет музыку. |
2. Вводная часть (4 минуты) | «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…» А.С. Пушкин. Ребята, скажите, о каком времени года говорит поэт? Какая осень бывает? | Осень. Золотая, ранняя, поздняя, дождливая, грустная, урожайная. |
3. Основная часть 3 минуты | Сегодня мы отправимся в осенний лес. Давайте на мгновение закроем глазки и представим, что за окном ясная погода, светит солнышко, которое греет нас последним своим теплом. Хоть за окном и нет дождика, но на прогулку мы возьмём с собой зонтик, вдруг дождик пойдёт. (Левитан «Золотая осень. Слободка») Итак, вы готовы идти в поход? | |
6 минут | В дороге наш помощник песня поможет скоротать путь. | Разучивание песни В. Николаева «Песенка об осеннем солнышке». |
6 минут | Вы внимательно послушаете «Песенку об осеннем солнышке», которую я вам спою, и постараетесь услышать ответ на мой вопрос: Изменяется ли настроение в песенке или нет? Какое настроение в запеве? А в припеве? Почему, как вы думаете? Какой изображена осень в песне? Наконец мы пришли в осенний лес На фоне звучания романса П.И. Чайковского, на слова А. Плещеева «Осень» показ В. Поленов «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», И. Левитан «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень», И. Левитан «Буря. Дождь», И. Левитан «Хмурый день») Какой изображена осень П.И. Чайковским? Изменилось ваше настроение? Почему? Каким оно стало? Вот и в нашем лесу начал накрапывать грустный осенний дождик. Давайте вспомним, какие дожди и дождички существуют в природе. | Отработать трёхдольность в упражнении: сильная доля – хлопок в ладоши, две слабые – удары по коленям. «…от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и река казалась больше, потому что берега оголели, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь…» Грусть об уходящем лете, музыка следует за словами. |
Физкультминутка 2 минуты | Упражнение «Грибной дождь». | Дети встают, лёгким потряхиванием плечей и рук освобождают их от напряжения, слегка закидывают назад голову, подставляя лицо под «моросящий тёплый дождь», и слушают запись шума дождя. Мышцы лица расслабляются, легонько улыбаются губы, полуприкрыты глаза. Нет никакого напряжения. Дождик тёплый и приятный. Лицо выражает удовольствие и наслаждение… |
6 минут | У каждого на парте лежат листочки, нам нужно их «оживить», сделать осенними. А чтобы работать было легче, вам поможет музыка П.И. Чайковского «Осенняя песнь», она подскажет краски осени. Пока звучит музыка, вы должны разукрасить каждый свой листочек. Поднимите вверх все свои осенние листочки и посмотрите, какой красивый лес у нас получился. Скажите, какие цвета преобладают в нашем лесу? Получился у нас осенний лес? Кто желает рассказать какую осень он изобразил и почему? | На фоне звучания фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песнь. Октябрь» дети рисуют осень на заготовках. |
1 минута | Пока мы с вами рисовали осенний лес, закончился дождик, небо просветлело. Солнышко выглянуло, позолотило верхушки деревьев. Всё в лесу заиграло, повеселело. Даже листья под ногами веселее зашуршали. А ваше настроение каким стало? Пора возвращаться домой. | |
Итог урока 3 минуты | Часто ли у вас на уроке менялось настроение? Почему? Оказывается, музыка может изменять наше настроение. Как же можно услышать музыку? Скажите, так кто же такой композитор? А художник это кто? Правильно, и осень мы тоже можем назвать художницей, т.к. она разрисовала листочки на деревьях. С какой песней мы сегодня познакомились? Мы услышали, что душой музыки является мелодия, музыка живёт внутри человека. | Музыка разная была. Внимательно слушать, не разговаривать. Это человек, который сочиняет музыку. Тот, кто рисует картины. «Песенка об осеннем солнышке». |
Домашнее задание 1 минута | вспомнить какие песни про осень вам известны. | |
Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение, 2007. – С. 28-32
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке: Голос нот. – СПб.: Каро, 2009. – С. 15-18
ВоронцовА.Б., Воронцова В.М. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. –С. 121-129
Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – С. 45-46
Затямина Т.А. Современный урок музыки. –М.: Глобус, 2011. – С. 24-29
ЗолотохинаЭ.Н., ЖуковаЖ.В., ПавловаО.В.Музыка. Технология. 1 класс: рабочие программы по системам учебников «Перспектива» и «Школа России». - Волгоград: Учитель, 2012. – С. 12-17
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 36-41
Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – С. 8-11
Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М.: Просвещение, 2007. – С. 74-80
Подуровский В.М. Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 28-36
Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-7 классе: Книга для учителя. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – С. 82-83
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008. – С. 91-95
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/
Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра. Интернет-сайт:http://fcior.edu.ru/