Мотивация к деятельности. Цель этапа: Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока. | Прочитайте и скажите из какого стихотворения взяты эти строки? - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Какому важному историческому событию посвящено стихотворение? Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Верно, мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова. А что вы знаете о нем? В этом году 15 октября мы отмечали дату 2020 года со дня рождения М. Ю. Лермонтова Давайте с вами определим цели и задачи нашего урока. | Это стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" и "Парус". Посвящено Бородинскому сражению. О Лермонтове. Ответы обучающихся. Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Попробовать понять, почему поэт был гоним. Задачи урока: 1) выразительное чтение стихотворения, 2) анализ стихотворения, 3) сделать выводы. | Фронтальная индивидуальная. | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к личности и творчеству писателя. Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. |
Открытие нового материала. Цель этапа: создание условий, способствующих ознакомлению обучающихся с новым материалом; решение устных задач проекта ее решения. | Давайте прочитаем теоретический материал на странице 159. Возьмите в руки карандаш и ,читая, делайте пометки. V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно. Обсуждение того, что получилось. Какие стихотворения его вы знаете? Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта? Кто из писателя интересовал юного Лермонтова? Какие предметы изучал поэт в пансионе? А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения - живописные. Посмотрите на экран. Посмотрите на странице 161 автопортрет. Каким изобразил себя Лермонтов? Посмотрите на портрет писателя Какие слова, образы, мысли возникают у вас при произнесении слова Лермонтов? Что вы видите? Что ощущаете? Что чувствуете? Вывод: Имя Лермонтова связывается у нас с мотивами грусти, печали, тоски, одиночества. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах. Бабушка очень любила его и заботилась, дала хорошее образование. Его кумиром был А. С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение "Смерть поэта", за которое был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается - снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. И перед отъездом на Кавказ во второй раз и было написано стихотворение "Тучи", которое мы с вами сегодня будем изучать. | Читают, обсуждают результаты Ответы обучающихся. Для обучения будущего поэта бабушка пригласила гувернера-француза, бонну-немку, учителя англичанина, чуть позже - А. Н. Зиновьева (грамматика, география, астрономия, история, математика), А. С. Солоницкого (рисование), А. Ф. М. Мерзлякова, С. Е. Раича. Юного поэта интересовал А. С. Пушкин и Байрон. Изучал языки, историю искусств, математические и словесные науки, этикет. Смотрят картины Лермонтова. Он в военной форме, на плечо наброшена бурка, фоном служат горы Кавказа. Но самое главное, что обращает, на себя внимание - это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах. Ответы обучающихся. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
III. Чтение и анализ произведения. Цель этапа: организовать работу с текстом, литературную беседу по произведению, проблемный анализ. | Прочитаем стихотворение "Тучи". Теперь прочитайте только первое четверостишье. Какая картина предстает перед вами? В первой строфе нарисована чудесная, прекрасная, замечательная картина; поэт употребляет ласковые слова - тучки, называет север милым. Но, одно слово нарушает эту картину? Какое? С каким словом оно рифмуется? Кто такой странник? Кто такой изгнанник? С чьей судьбой сравнивается судьба туч? В чем Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с "судьбой" тучек"? Но какие различия есть в судьбе поэта и тучек? Почему холодный и суровый север Лермонтов называет "милый", а теплый, ласковый юг у поэта просто "южная сторона"? Читаем второе четверостишие. В чем их особенность? Что такое риторические вопросы? Кому задает поэт эти вопросы? Ждет ли он ответа на них? Какая из причин изгнания кажется вам наиболее горькой? И почему? Теперь прочитайте третье четверостишье. Что происходит здесь? Почему в первом четверостишье автор называет тучи изгнанниками, а в третьем четверостишье говорит, что им нет изгнания? Итак, давайте сделаем с вами вывод. Каким настроением проникнуто стихотворение? | Читают стихотворение. Ответы обучающихся. Изгнанники Странник Странник - странствующий человек, путешественник, не имеющий определенной цели своего путешествия Изгнанник - тот, кто находится в изгнании и лишен возможности жить на родине. Судьба туч сравнивается с судьбой поэта. Поэт обращается к тучкам с чувством грусти, видя в них таких же странников как и он сам. Лермонтов называет их "вечные странники", потому что у тучек нет дома, нет родины. Тучи - "вечные странники" "вечно холодные" вечно "свободные" у них нет "родины" и поэтому они не знают "изгнания" им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт напротив живет в человеческом обществе и подчиняется его законам, у него есть Родина. поэту очень жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья. Их особенность в том, что состоит из риторических вопросов. Вопросы, на которые не требуется ответов. Поэт обращается к тучам, а на самом деле задает эти вопросы самому себе. Поэт, задавая эти вопросы, не ждет на них ответы. Или друзей клевета ядовитая. друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему. В этом четверостишье противопоставляется судьба тучек и судьба поэта. Тучкам чужды страдания им просто скучно. У них нет родины, значит, они не могут быть изгнанниками. А поэт изгнанник , он покидает любимую родину не по своей воли. Стихотворение проникнуто чувством тоски и одиночества. Поэт-изгнанник размышляет о своей судьбе. Лирический герой одинок, отвержен, несчастен, гоним и разочарован. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: развитие умение рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и "незнания", |
Закрепление материала Цель этапа: обобщить и систематизировать знания по новой теме | Давайте с вами составим "Синквейн". Прочитайте на экране этапы его выполнения. Что нового вы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова? Какие чувства у вас вызвало стихотворение "Тучи"? Итак, мы сегодня узнали о замечательном поэте М. Ю. Лермонтове, познакомились с его стихотворением "Тучи, выделили основной мотив творчества поэта. Каков основной мотив творчества поэта? | Тучки Холодные, свободные Скучают, путешествуют, мчатся Нет родины - нет изгнания. Свободные. Поэт Изгнанный, несчастный Уезжает, страдает, любит Тяжело жить без родины Одиночество. Ответы обучающихся. Мотив одиночества. | Фронтальная | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: построение речевого высказывания. |
Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. Выставление оценок за работу на уроке. | Раздаю листочки с рефлексией, но не всем. Тем, кому листочки не раздала выполняют рефлексию "Три М". Обучащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. | | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |