СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка тематического классного часа " Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час " Добро и зло"

Просмотр содержимого документа
«Разработка тематического классного часа " Добро и зло"»

Конспект классного часа на тему «Добро и зло»



Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, пословицы, маленькие сердечки на весь класс, большое солнце .

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека;

-формировать важнейшие нравственные ценности: добро, уважение, любовь;

-способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

-развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

-воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Задачи:

- расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

- формировать потребность совершать добрые дела;

- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;



Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Умение вести диалог.

Ход мероприятия.

1.Оргмомент.  Здравствуйте, ребята.

- Поприветствуйте друг друга: соседу справа - пожмите руку, соседу слева - дайте пять. Надеюсь, вам понравится наш классный час

2.Определение темы мероприятия.

-Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего классного часа?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

«Сильнее Я» -твердит одно,

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

-О чём идёт речь в этом стихотворении? (О добре и зле)

(Ответы детей)

-Сегодня мы будет говорить о том, к чему должен стремиться каждый человек, о добре, о добрых делах.

3.Ассоциации.

-Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО? (Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

-Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?

(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

- Ребята , а теперь изобразите на альбомных листочках Добро и Зло. На одной половине листа изобразите Добро ,на другой половине изобразите Зло ( Листочки лежат на парте).

-Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Игра «Добрый сказочный герой». ( Слайды)

-Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый , вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит).

- А на какого персонажа вы хотели бы быть похожим ? Почему? (Ответы детей).

-Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине , красоте.

-Каждая сказка заканчивается победой добра над злом.

Добру, вежливости, порядочности нас учат и пословицы.

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

остальные будут болельщиками. Участники выходят к доске.

Ваша задача: прочитать пословицы и выбрать из них только о добре, доброте

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердц

4. Работа в группах

Игра «Собери пословицу».


-Сейчас мы разделимся на 3 команды, по 4 человека в каждой команде. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем.

За добро-

добром платят.


Добра желаешь-

добро и делай.


Доброе дело

два века живёт.


Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.

1 группа

2 группа



Добрый человек

добру учит.


Худо тому,

кто добра не делает никому.


Доброе слово

и железные ворота открывает.



3 группа



Жизнь дана

 

на добрые дела.

Добро всегда

приносит радость.


Доброе слово лечит,

а злое калечит.


(Собирают все пословицы, каждая группа объясняет смысл).

-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Ребята, а какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)

Дети с каждой группы называют добрые слова и за каждое слово получают жетоны .

5. Физминутка с мячом.

Слайд №6.

-Давайте поиграем. Поймавший мяч добавляет в строчки вежливые слова:

1.Зазеленеет старый пень, когда услышит : добрый день.

2.Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь: здравствуйте.

3.Растает ледяная глыба от слова теплого : спасибо.

4.Если больше есть не в силах , скажем маме мы : спасибо.

5.Когда нас бранят за шалости , говорим мы : простите, пожалуйста.

6.И во Франции и в Дании , на прощанье говорят : до свидания.


Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания).

азеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

азеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

азеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

азеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

азеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания


Учитель. Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность , согреть душу. Согласитесь , что приятно слышать добрые слова, комплементы.

 -Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова? ( Ответы детей )

Добрыми должны быть не только слова , но и поступки. Вы, знаете много добрых слов . Давайте проверим всегда ли вы поступаете правильно.

вселить уверенность, согреть душу. Согласитесь, что приятно слышать добрые и

вежливые слова, комплименты.

6. Игра «Учитесь делать добрые дела» . ( Работа в группах)

Учитель. Давайте рассмотрим ситуации, с которыми вы можете встретиться каждый день.. Как вы поступите в данной ситуации?

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» 

1. Дам списать, чтоб выручить товарища.

2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.



Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» 

1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2. Поддержу друга.



Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт» 

1. Скажу всем, что это неправда.

2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания

Оценивание поступков.

-Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

- Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Знаю ли я своего друга?»

Вы должны описать своего друга , рассказать какой он не называя его имени. А остальные дети попробуют угадать о ком идет речь.

7. Подведение итогов

- Подведём итоги нашего классного часа.

- Что полезного вы узнали сегодня? ( Ответы детей)

- Какого человека вы считаете добрым? ( Ответы детей)

- Можете ли вы себя назвать добрым? ( Ответы детей)

- Ребята , вы сегодня все хорошо поработали. Молодцы !

- Посмотрите-ка ,ребята, удивительное солнце заглянуло к нам в оконце. Чтобы почувствовать его тепло, давайте украсим солнышко добрыми пожеланиями для своих одноклассников. На ладошке напишите самое доброе пожелание для своих друзей, своей семьи и прикрепите ладошки к солнышку. Пусть тёплое солнышко всегда обогревает лучиками доброты всех нас.

( Вырезанные ладошки лежат перед каждым учеником).

- Возьмите друг друга за руки и пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.

8. Рефлексия

Вручение каждому ученику -сердечка.

- Наш классный час подходит к концу. Как символ доброты я вручаю вам сердечки, потому что сердце доброе и горячее способно к милосердию , к доброте. Вы ещё дети и впереди вас ждёт много славных дел. Каждый ваш добрый поступок - это частица, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Помните, что в жизни, как и в сказке, добро всегда должно побеждать зло!

(Звучит песня “Дорога добра”.)