Содержание контрольно - методического среза на определение уровня сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков
по теме «Внешняя политика Александра II»
1. Анализ
Укажите два из пяти перечисленных направлений внешней политики Александра II.
1) Участие России в борьбе с наполеоновской агрессией в Европе.
2) Выход России из международной изоляции и восстановление роли России как великой державы.
3) Создание Священного союза.
4) Отмена унизительных для России статей Парижского мирного договора.
5) Участие России в работе Венского конгресса.
Ответ: 2,4
Какие генералы командовали русскими войсками на Кавказе в период войны 1817-1864 гг.?
1) А.П. Ермолов
2) М.И. Кутузов
3) А.И. Барятинский
4) П.И. Багратион
5) М.Д. Скобелев
Ответ: 1,3
Каковы причины расширения влияния России в Средней Азии? Укажите две из пяти предложенных.
1) Средняя Азия — источник сырья для российской промышленности.
2) Возможность для русской промышленности расширить сферу торговли.
3) Укрепление отношений с Англией.
4) Желание Александра II укрепить государственность и самобытность развития народов Средней Азии.
5) Стремление России продемонстрировать свою военную мощь.
Ответ: 1,2
Установите соответствия между именами государственных и военных деятелей России и событиями, связанными с каждым из них.
ДЕЯТЕЛИ | СОБЫТИЯ |
А) А.И. Барятинский | 1) Установление границы с Китаем по реке Амур |
Б) А.М. Горчаков | 2) Пересмотр Парижского мирного договора |
В) Н.Н. Муравьев | 3) Завершение Кавказской войны |
Ответ: А-3,Б-2,В-1 | 4) Завоевание Средней Азии |
Установите соответствие между войнами и их результатами.
ВОЙНЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
А) Крымская (Восточная) война (1853—1856) | 1) Получение Россией Бессарабии, Карса, Баязета, Ардагана, Батума |
Б) Кавказская война (1817—1864) | 2) Россия приобрела устье Дуная, восточное побережье Черного моря |
В) Русско-турецкая война (1877—1878) | 3) Вхождение горских народов в состав России |
Ответ: А-4,Б-3,В-1 | 4) Черное море объявлялось нейтральным. Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот и прибрежные укрепления |
Кому посвящены следующие стихи Ф. И. Тютчева?
Да, Вы сдержали Ваше слово:
Не сдвинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
а) А. И. Барятинскому; б) А. М. Горчакову; в) М. Г. Черняеву.
Ответ: б
О каком событии в них идет речь:
а) об окончании Кавказской войны;
б) об основании порта Владивосток;
в) об отмене нейтрализации Черного моря?
Ответ: в
2. Синтез
О чем идет речь? Бобровый промысел, 7,2 млн.долларов, США, 1867г (Ответ: продажа Аляски)
Заполни пропуски в тексте:
Министром иностранных дел России был выпускник Царскосельского лицея, выдающийся дипломат Александр Михайлович Горчаков. После Крымской войны главные его усилия были направлены на поиск союзников в Европе, выход из изоляции и развал антирусского блока, в который входили Франция, Англия , Австрия. В 1859 году с Францией был подписан договор о французско-русском сотрудничестве. Улучшились отношения с Австрией. В итоге Россия вышла из международной изоляции.
В октябре 1870 г, в разгар войны между Пруссией и Францией, Россия объявила об отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора. В 1871 году на Лондонской международной конференции Парижский мир был пересмотрен.
Заполните пропуски в тексте.
В августе 1856 г. Александр II назначил наместником Кавказа и главнокомандующим кавказской армией князя А.И. Барятинского. Он начал с разработки широкой программы административных преобразований в крае и одновременно активизировал военные операции против горцев. 25 августа 1859 г. русской армии сдался Шамиль. В ноябре 1859 г. сложил оружие его соратник Мухамед Аминь. Последний крупный очаг сопротивления горцев - урочище Кбааде - был взят русскими войсками в 1864 г. Многолетняя война, которую вела Россия с целью покорения Кавказа, была закончена. Имея в тылу относительно спокойный Кавказ, Россия могла активизировать свою политику в Средней Азии.
Проведите линии в схеме «Дальневосточная политика России».
Сахалин признан принадлежащим России,
а Курильские острова - Японии
1855
Пекинский договор
Установление границы с Китаем по реке Амур
Петербургский
договор
1858
1860
Уссурийский край вошел в состав России
Айгунский договор
Курильские острова к северу от Итурупа признаны российским владением
Симодский договор
1875
1855 - Симодский договор - Курильские острова к северу от Итурупа признаны российским владением
1858 -Айгунский договор - установление границы с Китаем по реке Амур
1860 -Пекинский договор - Уссурийский край вошел в состав России
1875 - Петербургский договор - Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова - Японии
Заполните пропуски в таблице «Завоевание Средней Азии». (жирным выделены пропуски)
Дата | Событие | Значение |
1865
1868 1873 1875 1881 1884 | взятие Ташкента
взятие Самарканда взятие Хивы взятие Коканда взятие Геок-Тепе и Ашхабада депутация мервцев | Ослабление Кокандского ханства и укрепление позиций в регионе Вассальная зависимость Бухарского эмирата Зависимость Хивинского ханства Ликвидация Кокандского ханства Присоединение Туркмении Присоединение Мерва и завершение русской экспансии |
3. Сравнение
Какие последствия имели завоевания Россией Средней Азии:
1) Для народов Средней Азии
2) Для народов России
4. Логика
Расположите в хронологическом порядке следующие события.
А) продажа Аляски
Б) Берлинский конгресс
В) Парижский мирный договор
Г) падение Плевны
Ответ: ВАГБ
Какое условие Парижского мирного договора лишнее в перечне?
1) Гарантировалась независимость и целостность Османской империи
2) Черное море объявлялось нейтральным
3) Турция была обязана выплатить России контрибуцию за причиненный ущерб
4) Россия лишалась права иметь на Черном море военный флот и крепости
Ответ: 3
5. Вывод
На основе схемы подведите общий итог внешней политики России в 60-70-х гг. XIX в.

Прочитайте текст учебника на стр 195 и назовите причины продажи Аляски. Укажите не менее трех причин.
Содержание контрольно - методического среза на определение уровня сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков
по теме «Внешняя политика Александра III»
Анализ - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы.
Задание № 1. Соотнеси понятия и их значения:
-
| Мобилизация | -
| совокупность секретных соглашений между Россией, Германией и Австро-Венгрией, заключенных в 1873, 1881 и 1884 гг. и фактически оформивших образование военного блока. |
-
| «Союз трех императоров» | -
| перевод вооруженных сил из мирного состояния в боевую готовность |
-
| Сепаратный мир | -
| военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918). |
-
| «Тройственный союз» | -
| мир, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников. |
Ответ: 1-б, 2-а,3-г, 4-в |
Задание №2. Какие из перечисленных положений определяли основные задачи русской внешней политики в 1880-х -начале 1890-х гг.? Укажите четыре верных ответа из семи предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам.
Укрепление влияния на Балканах
Поддержание добрососедских и мирных отношений со всеми странами
Продемонстрировать свою военную мощь
Поиск надежных союзников, установление мира и границ на юге Средней Азии
Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.
Борьба с Францией за лидерство в Европе
Пересмотр условий Парижского мирного договора
Ответ: 1,2,4,5
Синтез - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа.
Задание №3. О чем идет речь?
Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк, посол России П. А. Сабуров, посол Австро-Венгрии Л. Сегени
Ответ: «Союз трех императоров» 1884 г.
Задание№4. О ком идет речь?
Он был изобретателем кирзовых сапог. Все дело в его пристрастии к спиртным напиткам. Он был женат на принцессе Дагмаре из датского королевского дома, несколько представителей которого умерло от алкоголизма, она на дух не переносила спиртного и приходила в тихое бешенство, когда видела супруга подшофе.Он был заботливым и любящим супругом и не хотел оскорблять чувства жены, но справиться со своей пагубной привычкой не мог. Выход он нашел в создании сапог с широким голенищем, куда бы легко помещалась фляжка с горячительным. Чтобы фляжка не давила на ногу, с одной стороны ее делали вогнутой.
Ответ: Император Александр III
Сравнение - логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них.
Задание №5. Заполни таблицу
Вопросы для сравнения | Внешняя политика Александра II | Внешняя политика Александра III |
1. Главные направления | | |
2. Какие средства использовались для достижения целей | | |
3. Общие итоги внешней политики | | |
Логика
Задание №6. Расположите внешнеполитические события в хронологическом порядке.
А) Разрыв дипломатических отношений между Россией и Болгарией (1886)
Б) Подписание русско-французской военной конвенции (1892)
В) Оформление Тройственного союза (1879-1882)
Г) Установление окончательных границ России с Афганистаном (1895)
Ответ: ВАБГ
Какие территории вошли в состав Российской империи в 1880—1890-х гг.?
Вывод
Задание №7. Современники называли Александра III царем-миротворцем. Приведите не менее трех примеров.
Задание №8 на определение сформированности навыка смыслового чтения
Прочтите отрывок из военной конвенции между Россией и Францией и кратко ответьте на вопросы
«Франция и Россия, одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:
1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию.
2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав, Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам.
3. Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России — от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу на востоке и на западе.
4. Генеральные штабы обеих стран будут все время совещаться друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер. Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны им, или будут им известны. Пути и способы сообщений во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.
5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете».
Вопросы:
В каком году был подписан этот договор?
Назовите цели его подписания.
Какие страны определены в этом договоре как противники России и Франции?
Перечислите основные условия этого договора.
Содержание контрольно - методического среза на определение уровня сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков
по теме «Реформы П.А.Столыпина»
1. Анализ
Укажите три из пяти положений, которые относится к аграрной реформе Столыпина?а,б,в
выход крестьян из общины с землей
переселение крестьян на новые земли за Урал
выделение крестьянам части помещичьих земель
обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей
Установите соответствия между термином и его определением
Определение | Термин |
А) артель Б) хутор В) отруб Г) реформа Д) крестьянская община Е) надел Ж) кооператив З) фермер И) модернизация К) национализация | 1) земельный участок, предоставляемый помещиком в пользование крестьянам за различные повинности 2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок 3) переход средств производства из частной собственности в государственную 4) крестьянин-предприниматель, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. 5) усовершенствование в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем 6) производственная или торгово-закупочная организация, созданная для совместного ведения хозяйства несколькими участниками или организациями 7) единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. 8) объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью 9) изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами 10) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Назовите положения, отражающие цели аграрной реформы П.А.Столыпина б,г,д
сохранить крестьянскую общину
погасить социальную напряженность
конфисковать помещичьи землевладения
решить проблему малоземелья крестьян Центральной России
создать социальную опору самодержавия – крестьян-собственников
национализировать землю – передать ее в собственность государства
Выберите положения, являющиеся последствиями аграрной реформы П.А.Столыпина а,в,д
рост сельскохозяйственного производства и улучшение культуры землепользования
была разрушена крестьянская община
рост свободной рабочей силы за счёт выхода крестьян-бедняков из общины
земля перешла в собственность к крестьянам
развитие предпринимательства сельской буржуазии
удалось создать широкий слой крестьян-фермеров
Выберите положения, не относящиеся к аграрной реформе П.А.Столыпина б,д
переселенческая политика
конфискация помещичьего землевладения
разрушение крестьянской общины
создание крестьянского Банка для поддержки зажиточного крестьянства
была полностью решена проблема малоземелья крестьян
2. Синтез
О чем идет речь? Во время второго антракта спектакля «Сказка о царе Салтане», он разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к нему приблизился Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти его спас крест Св. Владимира. После он перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо произнес: «Счастлив умереть за Царя» (Ответ: Убийство П.А.Столыпина)
3. Сравнение
Сравните программы преобразования России, выдвинутые этими государственными деятелями. Что вы видите в них общего? В чем их принципиальное различие?
Витте проводил крупные экономические реформы, укреплявшие государственные финансы и ускорившие развитие России. Столыпин старался помочь обществу, создавая новые законопроекты, тем самым направляя свои силы на облегчение жизни народа.
Витте
Столыпин
4. Логика
Расположите в хронологическом порядке следующие события. а,г, в,б
введение военно-полевых судов
убийство П.А.Столыпина
указ о разрешении выхода крестьян из общины
опубликование правительственной программы о проведении аграрной реформы
5. Вывод
Прочитайте текст учебника и назовите причины проведения реформ. Укажите не менее трех причин.
Дайте оценку реформ Столыпина.