Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
МДК.05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов
СООБЩЕНИЕ
Разработка требований к электронным средствам учебного назначения
Выполнила:
студентка группы 3 «А»
_________ Еремицкая А.А.
Проверил:
преподаватель МДК 05.01
__________ Сергалиева Н.С.
Астрахань, 2022
Основные этапы разработки электронных средств учебного назначения:
1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении.
2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:
* предъявление нового учебного материала, хранящегося в базах данных, системах гипермедиа и мультимедиа;
* компьютерная визуализация учебной информации, моделирование протекания различных процессов и явлений;
* имитация работы изучаемых объектов, машин;
* автоматизация процессов расчета, контроля, управления учебной деятельностью и др.
3. Изучение и анализ передового опыта, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов или разработка авторских педагогических приложений.
4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения.
5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям:
психолого-педагогическим требованиям;
техническим требованиям;
эргономическим требованиям;
эстетическим требованиям;
требованиям к оформлению документации.
Психолого-педагогические требования включают в себя дидактические и методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения.
Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программно-аппаратных средств, защиты от несанкционированных действий.
Эргономические требования учитывают возрастные особенности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, определяют требования к изображению информации и режимам работы.
Основные функции компонентов процесса обучения информатике с применением электронных средств учебного назначения:
функциональное назначение электронного средства учебного назначения..
функциональное назначение базы знаний учебного назначения.
Требования к построению электронного учебника
При построении электронного учебника необходимо обеспечить следующее:
1) Учебный материал кадра должен иметь некоторый завершенный смысл, но в тоже время не быть перегружен информацией.
2) Для основного учебного материала, размещенного в кадре, не следует использовать текстовые окна с прокруткой текста. Продвижение по тестовому материалу должно осуществляться путем покадрового предъявления.
3) Текстовый материал, размещенный в кадре должен сопровождаться иллюстративным материалом. Иллюстративный материал предназначен облегчить восприятие и усвоение учебной информации, и в соответствии с этим должны выбираться его содержание, тип и способ воспроизведения в кадре.
4) В кадре должны присутствовать только те иллюстрации, которые связаны с текстом, присутствующим в кадре. Не связанные друг с другом иллюстрации не должны одновременно присутствовать в кадре, а должны вызываться учащимся в кадр поочередно с помощью соответствующих элементов пользовательского интерфейса по мере продвижения по текстовому материалу.
5) Применение иллюстративного материала должно быть исключительно функциональным (облегчение восприятия и усвоения учебного материала).
6) Текстовый материал электронного учебника не должен полностью повторять тексты бумажного учебника. При продвижении по тексту электронного учебника должны вводиться элементы различных технологий развивающего обучения, реализуемые путем организации интерактивного диалога учащегося с электронным учебником. Исключением являются некоторые гуманитарные дисциплины, для которых целостность завершенного по смыслу текстового фрагмента не нарушается.
7) По ходу изучения учебного материала должны вводиться задания, стимулирующие самостоятельность и развивающие мышление.
8) Электронный учебник должен иметь встроенную справочник, позволяющий в любой момент оперативно получать справочную информацию об основных понятиях, терминах, определениях и т.п., используемых в учебном материале. Вход в справочник должен обеспечиваться с любой страницы электронного учебника.
9) Электронный учебник должен иметь встроенную тестирующую систему, предназначенную в первую очередь для самоконтроля учащегося в рамках текущего и итогового контроля. Моменты обращение учащегося к тестам должны быть определены в педагогическом сценарии.
Источники
1) Проектирование и разработка электронных средств образовательного назначения (этапы, программные средства)
https://studwood.ru/1985043/informatika/proektirovanie_razrabotka_elektronnyh_sredstv_obrazovatelnogo_naznacheniya_etapy_programmnye_sredstva
2) Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ
https://superinf.ru/view_article.php?id=416