СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка тренинга для учителей " Совместная групповая работа. Методика проведения работы в группах".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для учителей " Совместная групповая работа. Методика проведения работы в группах". учителя проанализируют методику проведения работы в группах, сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Разработка тренинга для учителей " Совместная групповая работа. Методика проведения работы в группах".»


Дата: 4.10.2016

Тренер Шереметьева И.И.

Место проведения

КГУ « Переваловская СШ»

Тема

Занятие1:Совместная групповая работа. Методика проведения работы в группах.

Занятие 2:Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесений изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся.

Цель

Учителя проанализируют методику проведения работы в группах, сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве.

Результат обучения

Учителя создадут модели работы в малых группах с учетом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах, обоснуют необходимость внесения изменений в методику преподавания и учения.

Ключевая идея

Качество организации первого занятия совместной работы учителей друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения обучения. В этой связи важно начать работу с разминки и привести примеры методики организации работы в малых группах посредством создания соответствующей модели на основе используемых на занятиях подходов в преподавании и учении. Формирование у учителей понимания новых требований к учащимся в условиях динамично меняющего мира. Рекомендации школам инновационных профессиональных навыков и знаний для подготовки их учеников к успешному функционированию и обеспечению их конкурентоспособности в жизненных условиях.

Ход тренинга

1 занятие

1ч 30мин




































































































































Групповая работа 15 -20 мин






Просмотр видеоролика




физминутка



















ГР 10мин



































Подведение итогов.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие коллег и проведение игры, чтобы установить благоприятную обстановку в классе и доброжелательные, доверительные отношения между участниками тренинга.



В жизни можно по - разному жить.

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.



«Я рада Вас видеть! Вы сегодня все прекрасно выглядите!».



2. игра активизатор

Прием « Цепочка » предлагается участникам занятия по цепочке произнести фразу «Я –учитель» с разными интонациями - задумчиво, с удовольствием, с гордостью. (интонация задается при помощи карточки с названием чувств.)

3. Деление на группы.

Каждый из вас должен вытянуть листочек.

Тот кто вытянул одного человечка садитесь за первый стол, двух человечков – за второй и т. д. ( образовалось 2 группы)

4. задание для групп: за 1 минуту написать слова ассосации к термину «Групповая работа».

5. Теория. Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения мы должны сформировать у школьников основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Каждый вид работы должен иметь свою цель, групповая работа в том числе.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

-Активизация познавательной деятельности.

-Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

-Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

-Совершенствование межличностных отношений в классе.

Принципы групповой работы:

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  • Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

  • Учитывать особенности состава группы.

  • Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

  • Распределять роли между участниками группы. ( спикер, хранитель времени,и т.д)

  • Разработать правила работы в группе

  • Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

  • Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.



Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.



1. По желанию.



Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.

  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других.

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.



6. Работа в группе (15 минут).

Прочитайте текст о видах групповой работы( 1 группа), и поведении учителя при организаци ГР ( 2 группа). Самостоятельное прочтение, затем обсуждение прочитанного в группе.

Используя полученную информацию, составьте схему, рисунок данной темы на постерах. Выступление спикеров групп. Защита постера. Взаимооценка постера по методу «Две звезды и пожелание».



7. Просмотр видеоролика «Муравьи»

-Какие впечатления вы получили от просмотра видеоролика.

-В чем заключается суть этого мультфильма?

Вывод о том, что «когда мы вместе – мы сила, все задачи нам по плечу…»





Физминутка «Австралийский дождь».

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники встают в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся легкий ветер. (Ведущий трет ладони).

Ветер усилился ( трет ладошки быстрее)

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по коленям).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по коленям).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).



8. Задание: Создать памятку учителю по групповой работе. Не более 10 пунктов.

Обменяться группами и написать комментарий.

9. Плюсы и минусы групповой работы. ( слайды) обсуждение в виде беседы.

- Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.


Плюсы и минусы групповой работы.

-Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Улучшается психологический климат в классе.


Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учите





Стратегия «Кубик Блума»


На гранях кубика написано начало вопросов: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? Лидер каждой группы по очереди бросает кубик. Группа формулирует вопрос по содержанию тренинга по той грани, на которую выпадет кубик. Вопросы задаются по цепочке, от одной группы к другой. На заданный вопрос группа даёт ответ.



Подведение итогов:

групповая работа требует обязательного принятия правил работы

• работа в группе- действенный способ обучения, который позволяет

сотрудничать в группе: слушать друг друга, взаимодействовать, обмениваться мнениями, что позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке.


что работа в группе – необходима и актуальна на современном этапе развития образования. Составляют логическую цепочку: группа -- общение -- сотрудничество -- взаимодействие -- адаптированная личность -- коммуникативная компетентность -- критическое мышление….



13. Обратная связь

Стратегия «Чемодан. Корзина. Мясорубка»

А) Чемодан. Что вам понравилось и что вы возьмёте с собой

Б) Корзина. Что ещё не совсем понятно и к чему вернётесь

В) Мясорубка. Что не понравилось или не понятно