СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка творческого экологического урока в 3 классе. Тема: "Балтийское море". УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка творческого экологического урока в 3 классе. Тема: "Балтийское море".

Просмотр содержимого документа
«Разработка творческого экологического урока в 3 классе. Тема: "Балтийское море". УМК "Школа России"»



















Творческий экологический урок

в

3 Е классе

Тема: «Балтийское море»

МАОУ СОШ №46 с УИОП

Учитель начальных классов:

Эпштейн Ирина Юрьевна









Калининград 2020-2021 уч.год

Творческий урок окружающего мира «Балтийское море»

Цель: познакомить обучающихся с характерными особенностями Балтийского моря, фауной, растительностью, полезными ископаемыми.


Планируемые результаты:

1. Предметные:

Минимум - должны знать характерные особенности моря, уметь находить и показывать на карте. Понятие: море.


Максимум - должны иметь чёткое представление о том, что такое море, знакомство с обитателями Балтийского моря, ; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; развивать умение детей работать с текстом; формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.

2. Метапредметные:

а) личностные – осознание необходимости учения, формирование умения самостоятельно формулировать и выражать свои мысли;

умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

б) регулятивные – определять тему и цели урока, планировать свою деятельность; контролировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания;

в) познавательные – работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, выполнять действия по образцу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться на развороте учебника;

г) коммуникативные – работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение.


3. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность; умение критически оценивать свою работу и себя, развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели: развитие эстетических представлений и художественного вкуса.

4. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.



Ход урока:

- Ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть. Думаю, и вы тоже рады видеть друг друга! Я надеюсь, что вы сегодня будете все активными и внимательными! Слайд 1

- Ребята! Я сегодня получила письмо. Давайте мы его вместе прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Серёжа. Я никогда не был на Балтийском море, но очень хотел бы про него узнать. Помогите мне, пожалуйста. Буду ждать вашего ответа.» Слайд 2

- Нас просят о помощи. Что будем делать? Поможем мальчику Серёже узнать о нашем море?

- У каждого человека есть Родина, это место, где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?

- Мы живём в Калининградской области, это наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

-Как называется наше море? Правильно, Балтийское море. Балтийское море- самое необычное море в мире. Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Нам с вами повезло жить у моря! Так давайте расскажем и покажем Серёже, какое оно- Балтийское море! Слайд 3

1 ученик

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днём
А просторе морском
Стальные идут корабли.



-Сегодня мы отправляемся в путешествие по Балтийскому морю, а на чем можно путешествовать по морю? (на корабле) Слайд 4

- Правильно! Сегодня на научно исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, какое оно- наше море? Какую пользу оно приносит человеку.

Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.

-Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами.



Двум ученикам предлагаются карточки:

1 карточка

Расскажи, как происходит круговорот воды в природе?

Дополнительный вопрос: назовите главную реку нашей области

2 карточка

Что ты знаешь о значении воды для человека?

Дополнительный вопрос: чем озеро отличается от реки?

3 карточка

В каких трёх состояниях вода находится в природе?

Дополнительный вопрос: что такое море?

Вопросы ко всему классу:

Почему в реке вода течёт круглый год и никогда не выливается до конца? Куда впадают реки?

– Ну, что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса – юнги.

– Ну что ж, корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. (На доске написаны слова. Термины объясняются с опорой на личный опыт и знания детей). Слайд 5, 6

  1. Камбуз – корабельная кухня.

  2. Капитан – командир судна.

  3. Кок – повар на судне.

  4. Кубрик – жилое помещение для матросов на корабле.

  5. Штиль – тихая погода на море.

  6. Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.

  7. Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

– Ну а теперь всё готово! Слушай команду: полный вперёд! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!



– Каким же цветом может быть море? Слайд 7

– Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, представим слово исследователям воды!



1 ученик:

– каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

2 ученик:

– Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня свинцово-синим,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом.

3 ученик:

– Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.



– А можно ли пить морскую воду? Почему? 

-Да, действительно морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 г. В одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку.

(Демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солено – горьковатый вкус и запах йода.

-Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

А кто из вас знает, почему вода в море соленая?

А какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды?

А что если всю воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это делать или нет?



Наша экспедиция продолжается.

А теперь с докладом выступит научный сотрудник исследовательского центра, занимающийся изучением морских растений. Слайд 8

1 ученик:

Подводный мир растения так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни.

Сегодня мы поговорим о водорослях.

Ребята, а что вы знаете о водорослях?

 



2 ученик:

Водоросли активно используются человеком. У нас в магазинах продаются консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека.

Капитан:

Даже в соль, которая продается в магазинах, добавляется йод.



3 ученик

На побережье морей на Дальнем Востоке и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.



-А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксерскими перчатками?

Иногда для набивки боксерских перчаток используется морские водоросли.

А еще из водорослей получают йод, который применяется в медицине.



 

На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн, видеоизображением погружения).

-А сейчас слово группе, которая занимается изучением морских обитателей.

Кто на этот раз попался в наши сети? Слайд 9

1 ученик:

Тюлень. довольно крупные животные серых, желтоватых, коричневатых оттенков . Тело тюленей вытянутое, шея короткая и толстая , морда вытянутая с большими выразительными, темными глазами, ушные раковины отсутствуют вместо них на голове располагаются клапаны, которые защищают уши от попадания воды.

2 ученик

Кальмары. У кальмара десяток щупалец – рук. И все десять прикреплены к голове. На руках у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелкие рыб и креветок.

3 ученик:

Креветка. являются одним из наиболее полезных продуктов питания. Эти ракообразные распространены по всем морям и океанам, их можно найти даже в водоемах с пресной водой. 

4 ученик:

Катрана. - небольшая акула с шипами на плавниках, она не опасна для человека. К российским берегам она не подплывает, живет в датских проливах, где Балтийское море соединяется с Северным.

5 ученик:

Маллюски. в балтийских водах обитают моллюски, кальмары, мелкие ракообразные и донные рыбы. Очень редко встречается мохнаторукий краб, который появился здесь относительно недавно. В Балтийском море встречаются и медузы

Ребята, каких обитателей моря вы еще знаете?

-Есть еще так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это корюшка, сельдь, скумбрия, треска, морской окунь, камбала, бычок, угорь и др.

В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берется кислород?

-А сейчас слово «экологам» Слайд 10

1 ученик:

Шел по морю лайнер.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу,
Сквозь грохот и гул
Услышал старпом
За бортом «караул»

Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?

-«Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул» кричит море.

2 ученик:

За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например. Плыл по морю огромный танкер, вез в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась на поверхности воды. Слайд 11

-Какие свойства нефти вы знаете?

3 ученик:


Что же происходит после этого? В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, поэтому что нефть склеила их перья, и гибнут. Слайд 12

4 ученик:

Тонкая нефтяная пленка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становиться нечем дышать и они погибают.

5 ученик:

В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов). Слайд 13

Однажды у далеких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

-Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах? Молодцы. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты. Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать.

- А если мы будем беречь море, то мы его сохраним вот таким красивым. (Показ слайдов)

Слайд 14

Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..


И хочется, чтоб оно было красивым и чистым всегда! Давайте послушаем стихотворение, которое написано очень-очень давно, посвящено оно Балтийскому морю. Люди всегда восторгались его красотой, и если мы будем его беречь, то, наверное, еще не одно стихотворение будет создано в его честь!

 


Видно, север стосковался
По горячим южным краскам –

Не узнать сегодня моря, не узнать сегодня волн...
Зной над морем разметался

И под солнечною лаской
Весь залив до горизонта синевой прозрачной
полн.
На песке краснеют ивы,
Греют листья, греют прутья,

И песок такой горячий, золотистый, молодой!

В небе облачные нивы
На безбрежном перепутье
Собрались и янтарятся над широкою водой.


В этом стихотворении встретилось слово «янтарятся». От какого слова образовался данный глагол? Слайд 15, 16

- Правильно, янтарь. Наш край ещё называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега балтийское море. Послушайте рассказ об этом удивительном камне.

Учёными установлено, что янтарь-это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.

Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.

Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землёй. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.

Янтарь- ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы. Браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.


- В наше лаборатории тоже есть янтарь. (дети рассматривают камни, обсуждают).


Продолжаем наше путешествие. А теперь посмотрите вдаль.

- На берегах и в водах балтийского моря очень много кораблей. Есть рыболовецкие суда, которые ловят рыбу. А ещё на море расположен наш Балтийский флот- это наши военные корабли, подводные лодки, они обеспечивают защиту нашей страны, охраняют наши берега.


Впереди морские дали… Слайд 17

И моряки все клятву дали

Верно Родине служить,

Крепкой дружбой дорожить.

В море вышли моряки

И отважны, и крепки,

И по морю повели

В путь далёкий корабли!


Мы хорошо поработали. И сейчас на камбузе полным ходом идет подготовка к обеду. Но прежде мы должны обобщить результаты нашей экспедиции.

  • Что такое море?

  • В чем отличие морской воды?

  • Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать?

  • О каких интересных обитателей моря вы узнали?

  • Чем дышат обитатели моря?

  • Как попадает в море кислород?

  • Как в янтарь оказался в море?

  • Почему нужно охранять моря и океаны?

-Ну, а сейчас слово нашим поварам.

1 ученик:

У меня вопрос. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря? Слайд 18

2 ученик:

Море поставляет к нашему столу множеству полезных для здоровья продуктов. Из этих продуктов человек научился делать очень вкусные блюда. Назовем и покажем некоторые из них.

-Команда! Равняйсь смирно!

Поздравляю с успешным выполнением задания!

Итог урока:

Итак, ребята наш урок - экспедиция подходит к концу.

- Я думаю, мальчику Серёже понравилось наше путешествие и он многое узнал о Балтийском море. Ребята, любите и берегите свой край!

Что мы сегодня повторяли на уроке?

На какой вопрос ответили?