СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного занятия по физике на тему: "Явление инерции. Неинерциальные системы отсчета."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке учебного занятия обозначены: 

1) Цели обучения по двум критериям - знания и опыт деятельности (умения). 

2) Дидактическая структура занятия. 

3) Учебные задачи для домашней работы. 

4) Приложение. 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия по физике на тему: "Явление инерции. Неинерциальные системы отсчета."»


1. Тема учебного занятия: Явление инерции. Неинерциальные системы отсчета.

2. Форма учебного занятия: урок изучения нового материала.

3. Класс, профиль, специфика обучения: 10 класс, общеобразовательный

4. Цели:

  • обучения:

1. Усвоение новых элементов содержания обучения

знания

опыт деятельности (умения)

  1. Факты:

  • Любое тело стремится сменить свою скорость.

  • В системе отсчета, связанной с Землей, ускорение тела определяется только действием на него других тел.

  • В неинерциальных системах отсчета основное положение механики о том, что ускорение тела вызывается воздействием на него других тел, не выполняется.

  1. Эмпирические понятия:

  • Инерция

  • Инерциальная система отсчета

  • Неинерциальная система отсчета

  1. Физические теории (гипотезы):

    • Аристотель: при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться, а для того, чтобы тело двигалось с постоянной скоростью, нужно, чтобы на него непрерывно действовало другое тело.

    • Галилей: при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно.

  1. Информация, отражающая социокультурную ценность физической науки:

    • Историко-культурная информация о Галилее и Аристотеле.

  1. Объяснять и предсказывать явления природы: решать качественные задачи-упражнения на применение знаний о понятиях «инерция» и инерциальных систем отсчета.

  2. Умения экспериментальные: формулировать гипотезу, наблюдать за явлением, фиксировать результаты работы рациональным способом, анализировать результаты, систематизировать данные опыта, формулировать вывод.

  3. Работа с компьютером:

  • Умение анализировать видеофрагменты.

  • Умение работать с компьютерными моделями физических явлений.



  • воспитания:

  1. формирование культуры речи учащихся на примере ответа в соответствии с пунктами ОП;

  2. формирование интереса к самостоятельному наблюдению явлений природы путем привлечения внимания учащихся к просмотру демонстрационного опыта;

  3. воспитание аккуратности при предъявлении требований к оформлению записей в тетрадях;

  4. формирование умения воспринимать информацию на слух, воспитание культуры отношений к отвечающему.

  • развития:

  1. развитие памяти учащихся при повторении пройденного материала;

  2. развитие внимания в процессе выполнения учителем демонстрационного эксперимента;

  3. развитие мышления учащихся при работе над смыслом физических понятий, при установлении причинно-следственных связей.


5. Учебные задачи занятия:

  1. Рассказать о явлении инерции по ОП..

  2. Просмотреть демонстрационный эксперимент: «Явление инерции».

  3. Проанализировать видео фрагмент «Инерция покоя и движения».

  4. Решить качественные задачи на определение инерциальных систем отсчета.

6. Дидактическая структура занятия:


Этап занятия,

время в мин.


Методы обучения

Приемы обучения

Организационный момент

(1 мин)

  1. Методы воспитательного воздействия.

1) учитель приходит за 1-2 мин до начала урока

2) установка на внимание

3) создание благоприятной психологической атмосферы

Вступительная часть

(9 мин)


      1. Устный выборочный контроль усвоения содержания физических понятий системы отсчета, материальная точка, относительность движения (рассказы учащихся)


      1. Рассказ о теме урока, задачах урока.

1) установка на внимательное прослушивание с целью выполнения последующего задания:
      • продолжить ответ;
      • дополнить ответ;
      • исправить ответ;
2) корректировка стиля ответов учащихся;


Изучение нового материала

(28 мин)


    1. Рассказ о явлении инерции, инерциальных системы отсчета









    1. Организация учебного исследования: демонстрация существования явления иинерции – включение учащихся в частично–поисковую деятельность: выдвижение гипотезы, проведение опыта, фиксирование результатов, формулировка вывода


    1. Организация учебного исследования по анализу видеофрагмента инерция покоя и движения - частично–поисковая деятельность


    1. Организация деятельности в типовой ситуации: решение качественных задач-упражнений на применение знаний о понятии инерциальные системы отсчета


1) использование компьютерной презентации «Явление инерции. Инерциальные системы отсчета» (№1-№ 10);

2) использование ОП изучения физического явления,

запись в тетради и на доске

3) элементы беседы, использование СНВ


1) использование компьютерной презентации «Явление инерции. Инерциальные системы отсчета» (№4-№ 5);

2) использование ОП изучения физического явления;

запись в тетради и на доске

3) элементы беседы, использование СНВ





1) использование ЭУИ

«Открытая физика 2.5 часть 2»

2) элементы беседы, использование СНВ




1) использование СНВ

2) элементы беседы

3) поощрение отметкой

Предъявление домашнего задания

(1 мин)

    1. Рассказ о содержании домашнего задания.

дополнительные задания по работе с ЭУИ и Интернет-ресурсами (реферативные работы).

Заключительная часть

(1 мин)

    1. Рассказ об итогах урока (выполнение учебных задач, оценка качества работ учащихся).

элементы беседы.



7. Диагностика результативности обучения:

  1. Уметь рассказать об открытии явления инерции.

  2. Раскрыть содержание явления инерции.

  3. Уметь использовать оборудование для проведения эксперимента, демонстрирующего явление инерции

  4. Определять какая из систем является инерциальной в заданных условиях.

  5. Решать типовые задачи на применение определения инерциальных систем отсчета

  6. Приводить примеры, связанные с явлением инерции в быту.


8. Проект содержания и оформления записей на доске и в ученической тетради:

на доске: число Явление инерции. Инерциальные системы отсчета.


в тетради: число Явление инерции. Инерциальные системы отсчета.



  • Демонстрация явления инерции.

Оборудование:

  • Тележка легкоподвижная

  • Деревянный брусок.

        1. Поставить на тележку брусок, расположив его вертикально. Резким толчком привести тележку в движение.

До взаимодействия: После взаимодействия:



        1. Вернуть тележку в исходное положение и вновь установить на нее брусок. Плавно разогнать тележку вдоль стола резко остановить.

До взаимодействия: После взаимодействия:



        1. Вывод: Любое тело стремится сменить свою скорость. Инерция- это явление сохранения скорости тела, если на него ничего не действует или действия других тел уравновешены.

        • В системе отсчета, связанной с Землей, ускорение тела определяется только действием на него других тел. Подобные системы отсчета называют неинерциальными.

        • Если относительно какой-нибудь системы отсчета тело движется с ускорением, не вызванным действием на него других тел, то такую систему называют неинерциальной.

        • В неинерциальных системах отсчета основное положение механики о том, что ускорение тела вызывается воздействием на него других тел, не выполняется.


9. Учебные задачи для домашней работы:

    • 115, 116 в сборнике задач по физике А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич.

    • самостоятельно прсмотреть учебный материал и проработать модель «Момент инерции», ООО Физикон/ Механика/ Момент инерции. Представить устный ответ.

    • Просмотреть видео фрагмент «Инерция», Пинский, подготовить устный ответ

Дополнительное задание

  • подготовить рассказ о жизни и творчестве Исаака Ньютона (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ньютон,_Исаак);

  • подготовить рассказ о жизни и творчестве Галилео Галилея (http://www.krugosvet.ru/articles/04/1000443/1000443a1.htm);

  • привести примеры явления инерции, встречающиеся в жизни (быту).

10. Дидактические средства:

    1. Демонстрационный эксперимент.

Цель: демонстрация явления инерции

Оборудование: тележка легкоподвижная, деревянный брусок;

    1. Видео фрагмент «Инерция покоя и движения», Пинский/ 10 класс.


    1. Презентация в Power Point


11. Литература для учителя:

  1. Оспенникова Е. В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие/ Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2002.

  2. Оспенникова Е. В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч. Монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.

  3. Касьянов А. В. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

  4. Мякишев Г. Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. – 10-е изд. – М.: Просвещение ,2003.

Приложение:

  • СНВ к рассказу о явлении инерции, инерциальных системах отсчета:

1. Как будет двигаться тело, если на него будут действовать другие тела?

2. Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?

3. При каких условиях тело движется с постоянной скоростью?

4. Что такое система отсчета?

5. Какие системы, на ваш взгляд, можно назвать инерциальными?

6. имеется ли принципиальное отличие системы отсчета, связанной с Землей, от системы отсчета, связанной с самолетом, делающим вираж?

  • СНВ к демонстрации явления инерции:

1. Как вы предполагаете, что произойдет с бруском, если движущуюся тележку остановить?

2. В какую сторону упадет брусок? По направлению движения тележки или против? Предположите почему?

3. Как вы думаете, что произойдет с бруском, если покоящуюся тележку плавно толкнуть?

4. В какую сторону упадет брусок? По направлению движения тележки или против? Предположите почему?

5. Какой вывод можно сделать из данного опыта?

  • СНВ к видеофрагменту «Инерция покоя и движения»

1. почему при быстром выдергивании листа из под шарика последний остался на месте?

2. почему лед продолжает двигаться, после столкновения с задней стенкой тележки?

3. в результате чего кусок льда остановился?

4. какой вывод можно сделать из данного видео фрагмента?