Разработка учебно – методических комплексов нового поколения
В настоящее время идет активная подготовка к реализации проекта «Информатизация системы образования и внедрение новых ФГОС», направленные на поддержку Концепции модернизации Российского образования.
Основными задачами проекта являются обеспечение доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в системе общего среднего и начального профессионального образования.
Условно есть три направления деятельности проекта, три компонента: создание учебно – методических материалов нового поколения, разработка системы подготовки и переподготовки работников образования всех уровней и создание сети центров, обеспечивающих методическую и организационную поддержку внедрения ИКТ в учебный процесс. Основными задачами этих трех направлений являются:
Создание устойчивого потенциала в области производства высококачественных и доступных для системы образования учебных материалов нового поколения, отвечающих современным требованиям компетентностного подхода;
Разработка системы подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникативных технологий в практику образования;
Создание сеть ресурсных центров для поддержки информатизации школ и обеспечения доступа к образовательным услугам, а также распространения на практике нового опыта педагогической работы.
Одной из важнейших задач проекта ИСО является разработка учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения, построенных с учетом современных педагогических и цифровых информационных технологий. Создание подобных комплексов по различным предметам и предметным областям позволит достичь целей, выдвигаемых модернизацией образования РФ в массовой школе. Конечно утверждение, что данные требования недостижимы без активного использования ИКТ, некорректно. Однако модернизация образования только на основе традиционных педагогических технологий существенно менее эффективна и вряд ли полностью достижима.
Современный учебно-методический комплект является логичным развитием традиционных учебно-методических комплектов, обогащенных использованием современных информационных технологий, и рассчитанным на открытую систему образования. При этом возможно создание УМК, полностью представленных в цифровом виде.
В состав учебных модулей необходимо включить:
Цели и задачи данного УМК;
Программы по данному предмету или предметной области;
Описание педагогических и организационных условий применения данного УМК;
Подробное описание методики реализации, результатов обучения, форм и методов организации занятий;
Учебные материалы на цифровых носителях;
Материалы для работы учащихся в школе и дома;
Комплекты информационных источников и моделей, используемых в учебном процессе в рамках УМК;
Инструменты учебной деятельности;
Комплект методических материалов для учителя;
Варианты поурочного планирования;
Методики организации уроков и занятий;
Способы использования информационных технологий и цифровых ресурсов в учебном процессе;
Библиотеки информационных ресурсов и готовые презентационные материалы для организации урочной и внеурочной деятельности.
Разработка электронных учебно-методических комплексов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения.
Во – первых, создание электронного учебника – труд творческий и коллективный.
Поэтому для решения этой задачи необходимо привлекать как минимум следующих специалистов:
- специалиста в предметной области, который определяет содержание учебника;
- психолога;
- методиста;
- дизайнера, художника, аниматора;
- программиста по разработке программных средств реализации проекта;
Любой электронный учебно-методический комплекс должен содержать электронный учебник, основой которого является текстовая информация.
Электронные учебники (учебные пособия) должны представлять особым образом организованный многоуровневый гипертекст, позволяющий осуществлять изучение различных аспектов предмета с установлением разных логико-симантических отношений. В отличие от бумажных носителей электронные учебники должны дополниться уникальными возможностями виртуального обучения, в частности использования средств мультимедиа (анимация, звуковые эффекты, видео и т.д.).
Создание электронных учебников – учителю технологии, который является обычным пользователем ПК, дело довольно сложное. Для этого рекомендуется использовать более «легкие» программы СТ М – Тест Редактор (свободно распространяемые для школ РБ).
Создатели электронного издания должны:
Иметь представление об основных подходах, концепциях и этапах создания электронных изданий;
Подготавливать тестовый учебный материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к электронным текстам;
Освоить практические приемы улучшения структуры и восприятия учебного текста;
Формировать с помощью системы ссылок гипертекстовую структуру текста и разрабатывать навигацию;
Создавать разнообразные сценарии и эскизы для различных иллюстрационных приложений;
Разрабатывать различные типы текстовых заданий;
Иметь представление о теоретических основах визуального дизайна;
Владеть основными терминами и понятиями, используемых при проектировании электронных изданий;
Более сложной и «продвинутой» технологией считается создание не просто демонстрационных программ, а предложений, позволяющих пользователю участвовать в процессе обучения и управлять им. Это так называемые интерактивные системы – виртуальные лабораторные работы.
Одной из важных задач является создание текстового комплекса, в котором за определенное количество правильных ответов выставляется соответствующая оценка. Для этого можно использовать программу СТ М – Тест Тестирование. Существуют системы проверки знаний, которые содержат определенную базу вопросов и в случайной последовательности формируется уникальный неповторяющийся вариант тестирования.
Сложнейшей задачей при построении электронного учебно-методического комплекса, является создание интеллектуально – обучающих систем. Одной из самых сложных, но в то же время интересных систем является разработка обучающих систем проверки знаний – это новые технологии в образовательном процессе, позволяющие отслеживать степень успеваемости, контролировать обучаемого и корректировать знания или не знания на нужный этап. Программные продукты такого рода содержат как минимум следующие режимы:
Режим Электронного учебника
Режим ввода и редактирования вопросов и ответов
Режим настройки (уровень сложности, количество вопросов и т.д.)
Учебно-пробный режим
Экзаменационно - проверочный режим
Режим отчетности
Режим работы над ошибками
Такие системы проверки знаний содержат элементы искусственного интеллекта, реализующиеся с помощью программных средств. Для облегчения самостоятельной работы необходимо проводить списки рекомендованной литературы, адреса Интернет сайтов. А также разработать словарь терминов и понятий (глоссарий) ко всему курсу.
Использование возможностей, представляемых новыми информационными и телекоммуникационными технологиями, ведет к преодолению многих принципиальных проблем развития содержания образования, связанных с резким ростом объема преподаваемого материала, его обновлением, с трудностями подготовки образовательных текстов и развитием образовательной среды. Новый технологический уровень развития содержания образования обеспечивает новое качество обучения.
Выступление подготовила: Корытова Т.В. учитель технологии