СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урка "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". 5 класс ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урка "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". 5 класс ИЗО. Презентация, технологическая карта, приложеня

Просмотр содержимого документа
«Разработка урка "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". 5 класс ИЗО»

Технологическая карта урока


Предмет

ИЗО

Класс

5

Тема урока

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

№ урока

6

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

формировать у учащихся представление об особенностях образного языка народной (крестьян- ской) вышивки, разнообразии трактовок традиционных образов.

Задачи урока

• Образовательные:

- отрабатывать навык работы с фломастерами, навыки работы с аппликацией; соблюдать технику безопасности;

- закрепить навык работы в составлении орнамента;

- совершенствовать знания об окружающем мире (символика цвета в древней вышивке, знаки-символы)

- формировать представления о композиции и о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными способами и приёмами, цветом, расположением узора в симметрии;

• Развивающие:

- развитие моторики рук;

- развивать логическое и образное мышление, память, внимание через практическую работу;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной деятельности;

- развивать эстетический и художественный вкус.

• Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине и ее культуре, толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество;

- формирование чувства радости от результатов коллективной деятельности;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Форма работы обучающихся

индивидуальная, фронтальная, парная

-«я – словечко, ты – словечко, будет песенка» (диалог)

-«я говорю, а ты молчишь» (монолог).

Планируемые результаты (предметные ПР)

-владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками: правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

- создание художественного образа в декоративной композиции;

- навыки работы в технике аппликации;

-знать определение понятия: орнамент,

-применять художественные умения, знания, полученные на уроках в процессе выполнения художественно- творческих работ, используя средства ИКТ

Личностные (ЛР)


-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

-- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог с учителем, товарищами, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли;

работать в парах, развивая способность к сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач;

умение прогнозировать, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Русская вышивка, ее особенности. Роли вышивки вообще и вышивки на полотенцах в частности в народной культуре.

Рушник, ритм, орнамент, симметрия

Критерии оценивания устных ответов обучающихся

«Отлично» - на уроке учащийся активно поднимает руку, дает правильные ответы, без затруднения приводит аргументы по теоретическим вопросам.

«Хорошо» - учащийся не может свободно, без затруднения ориентироваться в причинно следственных связях материала домашнего задания

«Удовлетворительно» - учащийся испытывает затруднения при ответе на основные вопросы темы, не отвечает на дополнительные вопросы.

«Неудовлетворительно» - учащийся не владеет понятийным аппаратом по теме, не понимает задание.

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи русской инструментальной музыки, на доске - выставка репродукций вышитых полотенец.

Материалы

белая и цветная (красная) бумага, фломастеры, клей-карандаш, ножницы

Ресурсы

Книгопечатная продукция:

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская., Москва, Просвещение,2015г., В.И. Коваленко «Художественное конструирование из бумаги», 2011г..

Презентация в Power Point




Ход урока


Этап урока

Цель

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент


Время: 2 минуты

Обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию.

Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний

Приветствие детей.  

- Прозвенел звонок у нас

Всех ребят позвал он в класс.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

 

Проверим на месте ли…

 

- Инструмент бывалый-

Не большой, не малый.

У него полно забот

Он и режет, и стрижет. 


- Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов …

 

- Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский


Здороваются с учителем. Проверяют правильность расположения художественных принадлежностей.


Дают ответы на вопросы учителя




1.Ножницы







2.цветной бумаги




3.клей

Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе;

быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.


2. Актуализация знаний, мотивация.
Время: 4 минуты

Актуализировать опорные знания и умения, выявить возможные затруднения, помочь их ликвидировать; развивать  творческие способности обучающихся

 - Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом занятии. Слайд 2.



- Какие древние образы  в народном искусстве вы знаете?


- Какое значение имеет каждый символ?


- Чем для русского человека являлись древние символы и знаки?


Демонстрация презентации:

Проверь себя Слайд3.

 Дают ответы на вопросы учителя с использованием презентации и таблиц из учебника.

1.Мать-земля, древо жизни, конь – лось – олень, птица, солнечные знаки, водяные знаки.

2.Плодородие; счастливое продолжение рода; освобождение весны от зимы; приносит весну, счастье; жизнь.

3.Для русского человека древние символы и знаки

являлись оберегами.

Обучающийся должен знать: древние образы  в народном искусстве и их значение

уметь: узнавать эти образы на предметах декоративно-прикладного искусства.

Понимать условность художественного образа

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Время: 4 минуты

Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности




-Ребята, кто знает, что такое орнамент? Ритм?

Слайд 4.

- Из каких элементов может составляться орнамент?

-Орнамент можно сравнить с ниткой бус, в которой чередуются бусы разной величины и формы.




2. Понятие «Вышивка»

-И в давние времена, и сейчас настоящие русские люди никогда не оставались без дела. Слайд 5.

-Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Всё приданое немалое

( из народной песни).

-Назовите древнее русское занятие людей, связанное с украшением одежды.

- Какой русской пословице соответствует этот рисунок? Почему нельзя спешить?

Дают ответы на вопросы учителя и проверяют их правильность, используя презентацию. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов.

Ритм - частота повторения элементов (мотивов) орнамента.

Орнамент составляться из любых элементов: геометрических фигур, изображения растений, животных.








Ответ: вышивание.


Вышивание - рукодельное искусство украшать узорами ткани и материалы.


«Поспешишь, людей насмешишь»

Обучающийся должен уметь объяснить понятия «орнамент», «ритм», «вышивка», «образ», «мотив».


Осваивание навыков декоративного обобщения.















4. Постановка учебной задачи.

2 минуты

Помочь учащимся сформулировать проблему, познавательную цель и тему урока и выбирать конкретные средства ее достижения.


-Как вы думаете, ребята, что мы будем изучать на уроке, какова тема урока?

- Что мы будем делать практически?

- Можем ли мы сразу приступить к творческой работе? Почему «нет»?

Слайд 6

Все ли вам понятны слова?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Обучающиеся перечисляют элементы вышивки

Образ - обобщённое изображение действительности в конкретной форме.

Мотив - характерный элемент, постоянно используемый в каком-либо произведении (изображении), например, в вышивке, орнаменте.

Постановка цели урока детьми, объяснение понятий темы


5. Усвоение новых знаний



 Время:12 минут

Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний об особенностях русской вышивки и символическом значении полотенца. Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем


- Отгадайте загадку:

Есть у каждого в квартире,

И побольше, и пошире.

После ванны, после душа,

Вас обнимет и просушит.

- В каких еще домашних вещах встречалась вышивка? Ответы можно найти в учебнике на стр. 44 Слайд 7

- Почему вышивали на полотенцах?

- Ответы на вопросы самостоятельной работы (Приложение 1)вы найдете на стр. 45, 46

- А теперь проверим, как вы справились с заданием. Кто не справился? Почему Слайд 8

- Рассмотрите рисунок «Встреча весны», стр.45

1. Какие фигуры и как изображены в центре вышивки?

2. Какие символы вы видите на узких полосках – лентах?

- Изображение не похоже на действительность, можно только догадаться. Это условное изображение.

- С чем созвучно слово «узор»? Слайд 9

(яркость света в узорах)

- Как проявляется симметрия в орнаменте?

Слайд 10

Дают ответы на вопросы учителя, работая с учебником



Полотенце


ответы: праздничная одежда, скатерти-столешники, подзоры (края покрывал)




Работают в парах с тестом учебника.


Самопроверка



Ответы обучающихся:

1.Женская фигура с поднятыми вверх руками – приход весны.

Всадники, которые прогнали зиму.

2.Солярные, земные, водные знаки.

Птицы.




Слово «узор» созвучно со словами «зарево», «зарница»


Одинаковые элементы как в зеркале с двух сторон.

Самостоятельный поиск и отбор информации. Анализ и синтез. Работа в паре


Работа с рисунком: наблюдение, обобщение.

Анализ и понимание особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.











- Каковы же особенности русской вышивки?

Слайд 11

- Ребята, а вы знаете, что невеста в приданое готовила больше 100 вышитых полотенец. Как вы думаете, почему? Слайд 12

Виды полотенец: Остановиться на рассказе одного вида полотенца. (Приложение 2)

  • обыденные - "рукотер", "утиральник"

  • нарядные - в праздники ими украшали избы

  • ритуальные - "крестильное", "венчальное", "похоронное", "свадебное"

Элементы полотенца. Слайд 13

1. ленточный орнамент - это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту

2.Центральный узор - это узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции

3. Кружево - обрамляло конец полотенца.

Работают с презентацией.

Особенности русской вышивки – это природный характер

Условность и символичность

Разнообразие образов

Силуэтный узор (линия-шов)

Преобладание красного цвета












Физкультминутка (зарядка для глаз) (Приложение 3) 1 мин


6.Первичное закрепление новых знаний.



 Время:12 минут

•Закрепить в памяти обучающихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

•Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.


Постановка художественной задачи. Слайды 14, 15, 16

- Будем работать в парах. Перед вами разлинованный лист бумаги. Широкая часть центрального узора заполняется аппликацией одним учеником, а узкие полоски второй ученик заполняет ритмичным, повторяющимся рисунком. Затем вместе соберите аппликацию. Готовые работы вывешиваем на доску. Кто успеет, может вырезать и кружево из салфетки.

Прежде чем начнем работать давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем. (Приложение 4)

Показ приемов вырезания из бумаги повторяющегося или симметричного узора (бумагу складываем гармошкой)

-Любое женское рукоделие издревле дополнялось пением. Кто захочет может нам спеть, а мы с вами поработаем под русскую народную музыку

 Отвечают на вопросы учителя.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое орнамент, вышивка, полотенце.


Надо самим придумать эскиз вышивки на полотенце;

распределить роли по виду деятельности в паре.


Выполняют практической работы в паре


 

Общие рекомендации:


  • Соблюдайте осторожность

  • Работайте аккуратно

  • Работайте дружно




Творческая мастерская.  Самостоятельная работа обучающихся.

 Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

1.Выполнение ленточного орнамента с помощью графического рисунка.

2.Использование знаков-символов

3. Выполнение аппликации с повторяющимися элементами центрального узора в технике аппликации.

7. Оценка.



Время: 3 минуты

Формировать умение анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся

- Молодцы!  Ребята, посмотрите,  какие замечательные работы  вы сегодня создали.

- Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу? 

- А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу?


На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся осуществляют самооценку своих работ и совместно с учителем оценивают качество выполненных работ сверстников, учитывают аккуратность и правильность выполнения работы, высказывают свое мнение.

Оценивание

собственной художественной деятельность и деятельности своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

8. Домашнее задание.

2 минуты

Формировать и развивать ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов

Слайд 17.

Дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей учащихся:

- Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам

- Узнайте у своих родителей, бабушек и дедушек, есть ли в вашем доме особые вещи - с историей. Сделайте сообщение.

Работа с презентацией, запись домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник

9.Рефлексия 

Время: 2 минуты


Слайд18

 Беседа по вопросам:

-Что понравилось на уроке?

- Чему новому научились?

- Какие новые слова узнали?

- У меня получилось…

Спасибо за внимание! Вы молодцы! Слайд 19

 Игра «Закончи предложение».   Сегодня на уроке я узнал…. 

Больше всего мне понравилось…  

 Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.