Предмет | ИЗО |
Класс | 5 |
Тема урока | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
№ урока | 6 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | формировать у учащихся представление об особенностях образного языка народной (крестьян- ской) вышивки, разнообразии трактовок традиционных образов. |
Задачи урока | • Образовательные: - отрабатывать навык работы с фломастерами, навыки работы с аппликацией; соблюдать технику безопасности; - закрепить навык работы в составлении орнамента; - совершенствовать знания об окружающем мире (символика цвета в древней вышивке, знаки-символы) - формировать представления о композиции и о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными способами и приёмами, цветом, расположением узора в симметрии; • Развивающие: - развитие моторики рук; - развивать логическое и образное мышление, память, внимание через практическую работу; - развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной деятельности; - развивать эстетический и художественный вкус. • Воспитательные: - воспитывать любовь к Родине и ее культуре, толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество; - формирование чувства радости от результатов коллективной деятельности; - воспитывать усидчивость, аккуратность. |
Форма работы обучающихся | индивидуальная, фронтальная, парная -«я – словечко, ты – словечко, будет песенка» (диалог) -«я говорю, а ты молчишь» (монолог). |
Планируемые результаты (предметные ПР) | -владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками: правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; - создание художественного образа в декоративной композиции; - навыки работы в технике аппликации; -знать определение понятия: орнамент, -применять художественные умения, знания, полученные на уроках в процессе выполнения художественно- творческих работ, используя средства ИКТ |
Личностные (ЛР) | -освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах; -воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства; -- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, товарищами, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли; работать в парах, развивая способность к сотрудничеству. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач; умение прогнозировать, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Русская вышивка, ее особенности. Роли вышивки вообще и вышивки на полотенцах в частности в народной культуре. Рушник, ритм, орнамент, симметрия |
Критерии оценивания устных ответов обучающихся | «Отлично» - на уроке учащийся активно поднимает руку, дает правильные ответы, без затруднения приводит аргументы по теоретическим вопросам. «Хорошо» - учащийся не может свободно, без затруднения ориентироваться в причинно следственных связях материала домашнего задания «Удовлетворительно» - учащийся испытывает затруднения при ответе на основные вопросы темы, не отвечает на дополнительные вопросы. «Неудовлетворительно» - учащийся не владеет понятийным аппаратом по теме, не понимает задание. |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи русской инструментальной музыки, на доске - выставка репродукций вышитых полотенец. |
Материалы | белая и цветная (красная) бумага, фломастеры, клей-карандаш, ножницы |
Ресурсы | Книгопечатная продукция: Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская., Москва, Просвещение,2015г., В.И. Коваленко «Художественное конструирование из бумаги», 2011г.. Презентация в Power Point |
Этап урока | Цель | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат этапа |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Время: 2 минуты | Обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию. Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний | Приветствие детей. - Прозвенел звонок у нас Всех ребят позвал он в класс. Проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Проверим на месте ли… - Инструмент бывалый- Не большой, не малый. У него полно забот Он и режет, и стрижет. - Разноцветные листы, Вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки Серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги Из листов … - Чтобы два листа скрепить, Ты его не пожалей, Нужно на листок налить Липкий канцелярский … | Здороваются с учителем. Проверяют правильность расположения художественных принадлежностей. Дают ответы на вопросы учителя 1.Ножницы 2.цветной бумаги 3.клей | Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. |
2. Актуализация знаний, мотивация. Время: 4 минуты | Актуализировать опорные знания и умения, выявить возможные затруднения, помочь их ликвидировать; развивать творческие способности обучающихся | - Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом занятии. Слайд 2. - Какие древние образы в народном искусстве вы знаете? - Какое значение имеет каждый символ? - Чем для русского человека являлись древние символы и знаки? Демонстрация презентации: Проверь себя Слайд3. | Дают ответы на вопросы учителя с использованием презентации и таблиц из учебника. 1.Мать-земля, древо жизни, конь – лось – олень, птица, солнечные знаки, водяные знаки. 2.Плодородие; счастливое продолжение рода; освобождение весны от зимы; приносит весну, счастье; жизнь. 3.Для русского человека древние символы и знаки являлись оберегами. | Обучающийся должен знать: древние образы в народном искусстве и их значение уметь: узнавать эти образы на предметах декоративно-прикладного искусства. Понимать условность художественного образа |
3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала Время: 4 минуты | Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности | -Ребята, кто знает, что такое орнамент? Ритм? Слайд 4. - Из каких элементов может составляться орнамент? -Орнамент можно сравнить с ниткой бус, в которой чередуются бусы разной величины и формы. 2. Понятие «Вышивка» -И в давние времена, и сейчас настоящие русские люди никогда не оставались без дела. Слайд 5. -Она шила, красна девица, Все по плису и по бархату, По узорной красной ленточке, Она шила, красна девица, Всё приданое немалое ( из народной песни). -Назовите древнее русское занятие людей, связанное с украшением одежды. - Какой русской пословице соответствует этот рисунок? Почему нельзя спешить? | Дают ответы на вопросы учителя и проверяют их правильность, используя презентацию. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов. Ритм - частота повторения элементов (мотивов) орнамента. Орнамент составляться из любых элементов: геометрических фигур, изображения растений, животных. Ответ: вышивание. Вышивание - рукодельное искусство украшать узорами ткани и материалы. «Поспешишь, людей насмешишь» | Обучающийся должен уметь объяснить понятия «орнамент», «ритм», «вышивка», «образ», «мотив». Осваивание навыков декоративного обобщения. |
4. Постановка учебной задачи. 2 минуты | Помочь учащимся сформулировать проблему, познавательную цель и тему урока и выбирать конкретные средства ее достижения. | -Как вы думаете, ребята, что мы будем изучать на уроке, какова тема урока? - Что мы будем делать практически? - Можем ли мы сразу приступить к творческой работе? Почему «нет»? Слайд 6 Все ли вам понятны слова? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Обучающиеся перечисляют элементы вышивки Образ - обобщённое изображение действительности в конкретной форме. Мотив - характерный элемент, постоянно используемый в каком-либо произведении (изображении), например, в вышивке, орнаменте. | Постановка цели урока детьми, объяснение понятий темы |
5. Усвоение новых знаний Время:12 минут | Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний об особенностях русской вышивки и символическом значении полотенца. Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем | - Отгадайте загадку: Есть у каждого в квартире, И побольше, и пошире. После ванны, после душа, Вас обнимет и просушит. - В каких еще домашних вещах встречалась вышивка? Ответы можно найти в учебнике на стр. 44 Слайд 7 - Почему вышивали на полотенцах? - Ответы на вопросы самостоятельной работы (Приложение 1)вы найдете на стр. 45, 46 - А теперь проверим, как вы справились с заданием. Кто не справился? Почему Слайд 8 - Рассмотрите рисунок «Встреча весны», стр.45 1. Какие фигуры и как изображены в центре вышивки? 2. Какие символы вы видите на узких полосках – лентах? - Изображение не похоже на действительность, можно только догадаться. Это условное изображение. - С чем созвучно слово «узор»? Слайд 9 (яркость света в узорах) - Как проявляется симметрия в орнаменте? Слайд 10 | Дают ответы на вопросы учителя, работая с учебником Полотенце ответы: праздничная одежда, скатерти-столешники, подзоры (края покрывал) Работают в парах с тестом учебника. Самопроверка Ответы обучающихся: 1.Женская фигура с поднятыми вверх руками – приход весны. Всадники, которые прогнали зиму. 2.Солярные, земные, водные знаки. Птицы. Слово «узор» созвучно со словами «зарево», «зарница» Одинаковые элементы как в зеркале с двух сторон. | Самостоятельный поиск и отбор информации. Анализ и синтез. Работа в паре Работа с рисунком: наблюдение, обобщение. Анализ и понимание особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. |
| | - Каковы же особенности русской вышивки? Слайд 11 - Ребята, а вы знаете, что невеста в приданое готовила больше 100 вышитых полотенец. Как вы думаете, почему? Слайд 12 Виды полотенец: Остановиться на рассказе одного вида полотенца. (Приложение 2) обыденные - "рукотер", "утиральник" нарядные - в праздники ими украшали избы ритуальные - "крестильное", "венчальное", "похоронное", "свадебное" Элементы полотенца. Слайд 13 1. ленточный орнамент - это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту 2.Центральный узор - это узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции 3. Кружево - обрамляло конец полотенца. | Работают с презентацией. Особенности русской вышивки – это природный характер Условность и символичность Разнообразие образов Силуэтный узор (линия-шов) Преобладание красного цвета | |
Физкультминутка (зарядка для глаз) (Приложение 3) 1 мин |
6.Первичное закрепление новых знаний. Время:12 минут | •Закрепить в памяти обучающихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. •Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Постановка художественной задачи. Слайды 14, 15, 16 - Будем работать в парах. Перед вами разлинованный лист бумаги. Широкая часть центрального узора заполняется аппликацией одним учеником, а узкие полоски второй ученик заполняет ритмичным, повторяющимся рисунком. Затем вместе соберите аппликацию. Готовые работы вывешиваем на доску. Кто успеет, может вырезать и кружево из салфетки. Прежде чем начнем работать давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем. (Приложение 4) Показ приемов вырезания из бумаги повторяющегося или симметричного узора (бумагу складываем гармошкой) -Любое женское рукоделие издревле дополнялось пением. Кто захочет может нам спеть, а мы с вами поработаем под русскую народную музыку | Отвечают на вопросы учителя. Сегодня на уроке мы узнали, что такое орнамент, вышивка, полотенце. Надо самим придумать эскиз вышивки на полотенце; распределить роли по виду деятельности в паре. Выполняют практической работы в паре Общие рекомендации: Соблюдайте осторожность Работайте аккуратно Работайте дружно Творческая мастерская. Самостоятельная работа обучающихся. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. 1.Выполнение ленточного орнамента с помощью графического рисунка. 2.Использование знаков-символов 3. Выполнение аппликации с повторяющимися элементами центрального узора в технике аппликации. |
7. Оценка. Время: 3 минуты | Формировать умение анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся | - Молодцы! Ребята, посмотрите, какие замечательные работы вы сегодня создали. - Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу? - А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу? | На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся. Учащиеся осуществляют самооценку своих работ и совместно с учителем оценивают качество выполненных работ сверстников, учитывают аккуратность и правильность выполнения работы, высказывают свое мнение. | Оценивание собственной художественной деятельность и деятельности своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
8. Домашнее задание. 2 минуты | Формировать и развивать ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов | Слайд 17. Дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей учащихся: - Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам - Узнайте у своих родителей, бабушек и дедушек, есть ли в вашем доме особые вещи - с историей. Сделайте сообщение. | Работа с презентацией, запись домашнего задания | Запись домашнего задания в дневник |
9.Рефлексия Время: 2 минуты | | Слайд18 Беседа по вопросам: -Что понравилось на уроке? - Чему новому научились? - Какие новые слова узнали? - У меня получилось… Спасибо за внимание! Вы молодцы! Слайд 19 | Игра «Закончи предложение». Сегодня на уроке я узнал…. Больше всего мне понравилось… | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |