СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урочного занятия, на котором используются задания на развитие функциональной грамотности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урочного занятия, на котором используются задания на развитие функциональной грамотности»

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Кафедра социально - гуманитарного образования

















ИТОГОВАЯ РАБОТА

Разработка урочного занятия, на котором используются задания на развитие функциональной грамотности



Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)

Тема: «Читая, размышляй».









Подготовила:

Маренкова Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района











2023 год

Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Форма: литературная игра
Цели:

- углубить понимание идейно - художественного богатства романа;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
- воспитывать нравственные качества у учащихся,

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

Ход урока:


1. Оргмомент.


2. Сообщение темы и целей урока.

Итак, мы прочли большое произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Как вы думаете, чем мы займемся на сегодня на уроке? Дети отвечают.

-повторим все;

- обобщим.

- Что значит – обобщить? (углубить наши знания, вспомнить, повторить)

Стишки для запоминания

Он лопату смастерит

И канаву углубИт.

УглубИм мы наши знания,

Чтоб найти своё призвание.

- А как вы думаете, все ли мы с вами узнали об этом произведении?

И на сегодняшнем уроке мы сыграем с вами в литературную игру, которая поможет нам обобщить все, что мы узнали об этом произведении

Слово учителя

Сегодняшний урок поможет нам увидеть, что это произведение поистине неисчерпаемо. Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. Нам придется активно работать с текстом произведения и с другими текстовыми источниками, исследовать, делать выводы и обобщения, где-то подключать смекалку и творческое воображение. За все правильные ответы вы будете получать карточки - очки. Каждый из вас собирает полученные карточки. А в конце игры мы определим, кто имеет большее количество очков. Но главное для нас все-таки не количество набранных баллов, а еще одна возможность соприкоснуться с творчеством великого русского писателя. Слушайте внимательно, обращайте внимание на все, что будет говориться и делаться на уроке, потому что в каждом слове сегодня на уроке будет таиться для вас загадка, которую нужно разгадать.

3. Стадия вызова интереса

Откроем тетради и запишем число, классная работа, в качестве эпиграфа к уроку запишите слова известного французского писателя, философа Вольтера:

"Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете читая,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало"



- Ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой практический совет, «совет на каждый день» дает нам Вольтер?»

Обсуждение – 2 мин.

- Кто первый ответит полно и оригинально?

Вывод: читать надо размышляя, думая над прочитанным, читать лучше медленно, вдумываясь в каждое слово. Автор считает, что процесс познания бесконечен. (Сформулированный учащимися вывод записывается в тетрадь).

Повесть была написана сто восемьдесят пять лет тому назад, в эпоху мрачного николаевского царствования. Стоит лишь мысленно представить себе те всеобъемлющие перемены, которые произошли с того времени, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас, современников космической эры, от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева, тем больше загадок таит в себе это произведение.

- Кто меня внимательно слушал, сможет сейчас высчитать и назвать точно год завершения работы над произведением. (2021-185=1836 год). То есть повесть была написана за год до смерти А.С.Пушкина.

Откройте произведение и посмотрите, какая дата завершения работы указана? (19 октября)

- Что это за дата, как она связана с жизнью Пушкина? (19 октября — день лицейской годовщины, день открытия Царскосельского лицея, где учился писатель. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная, двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин)



Это не простое совпадение. Почему эта дата – день открытия Царскосельского лицея - так важна для Пушкина? И как это отражается на повести? При ответе вам может помочь отрывок из стихотворения «Разлука», написанного в 1817 году – год выпуска из лицея.

Разлука (1817 год – год выпуска из лицея)

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

(Лицей для Пушкина – это содружество друзей, лучших умов России.

Этот день стал днем встреч выпускников лицея, размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. Значит в повести тоже изложены итоги философских размышлений Пушкина о жизни, о ее смысле, о судьбе России и т.д.)

4. Народная песня

Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия. К нашему же уроку следующий  эпиграф: роман о чуде, совершаемом любовью (слайд). В начале занятия только об одном скажем – кто подразумевается под этими словами? (Петр Гринёв и Маша Миронова).

Определите главу, эпиграфом к которой являются следующие отрывки из песен:

Сторона ль моя сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да конь меня завёз...  (Глава II «Вожатый».)

 

Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года...  (Глава VII «Приступ».)

 

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек...  (Глава XII «Сирота».)

 

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём... (Глава III «Крепость».)

Послушайте фрагменты следующих народных песен: «Из-за острова на стрежень...», «Степь да степь кругом...», «Не шуми, мать зелёная дубравушка...».

1. Какую из этих песен пели разбойники на Совете? Какое впечатление произвела эта песня на героя? («Не шуми, мать зелёная дубравушка...» «Невозможно рассказать, какое впечатление произвела на меня эта песня...».) (глава 8- «Незваный гость»)

2. Какую из этих песен Пугачёв назвал своей любимой? В каком произведении Пушкина герои поют эту же песню? («Не шуми, мать зелёная дубравушка...»; «Дубровский».)

5. Блиц - опрос

(за правильный ответ-карточка). Кто знает - поднимает руку и получает дополнительное очко.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2. Отец служил ли при графе... (Минихе)

3. Сколько детей было в семье Гриневых? (9)
4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)
5. Для обучения Петруши был нанят француз (мосье Бопре)
6. ... который в Отечестве своем был (парикмахером).
7. ... в Пруссии (солдатом)
8. На каком уроке батюшка застал Бопре спящим невинным сном? (географии)
9. В это время Петруша… (прилаживал мочальных хвост к мысу Доброй Надежды)
10. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» (Мотать до повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон)
11. Шаматон - это... (бездельник, шалопай)
12. Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый.... (честный и добрый человек)
13. слова Гринева: «В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку)
14. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стихов подари ей...» (пару серег)


6.Стадия реализации смысла

(активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания)

И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу отобрать из придуманных дома по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Данный прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Верно ли ...?

Мог ли..?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?


7. «Встречают по одёжке…»

«Встречают по одёжке, а провожают по уму», - гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об «одежке».

Задача соревнующихся – узнать персонажей повести «Капитанская дочка» исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим, и чужим, и т. п. Эти сведения я читаю последовательно.

1

Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;

был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице». (Савельич

2

Эта героиня одевалась по обыкновению « просто мило»;

в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендацию сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;вопреки правилам придворного этикета, была одета на приёме у императрицы «в дорожное платье», так как, по именному повелению, должна была «ехать во дворец в том, в чем её застанут». (Маша Миронова

3

Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;

беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да  веник, да  алтын денег»

(Василиса Егоровна)

4

Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»; получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Пугачев)

5. Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;

уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев;

предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д. Ливицким на портрете.

(Екатерина 2)

6.

Этот герой во время воинского учения одет совсем не по - командирски, не по-военному: в колпаке и китайчатом халате»;

настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с «дворянского» на «крестьянский»;принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. (Капитан Миронов)

8. «Допиши словечко»

- дописать недостающие слова

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась. (недорослем) (16)

2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».(100 рублей)

3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..» (заячий тулуп)

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………(пару серег)

5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но узенькие глаза его сверкали …………

6) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!» (дядюшка, вор и самозванец)

9. «Иллюстрация»



Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Верно ли ...?

Мог ли..?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?


Глава 1. «Сержант гвардии». «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно».

Глава 1. «Сержант гвардии». «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Глава 2. «Вожатый». «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?»

10. В творческой лаборатории

(задание проецируется на интерактивную доску)

Подумаем над вариантами рукописи. Чем вы объясните разницу в первоначальном и окончательном текстах?



Первоначальный вариант

Окончательный вариант

Где Марья Ивановна?

Что Марья Ивановна?

(слова Гринева, гл. 8)


Ради бога! Где Марья Ивановна?

Я схватил ее (записку) с сердечным трепетом и стал читать, не трогаясь с места.

(гл. 10)

Я развернул ее и стрепетом прочел следующие строки…

Скорее соглашусь умереть, - закричал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину…

(слова Гринева, гл. 10)

Скорее соглашусь умереть, - сказал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину…


Пугачев сидел под образами…

(гл. 11)

Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…

Сердце мое изнемогало. Я думал также и о страшном избавителе…

(гл. 11)

Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба…

11. «Мозговой штурм»

- Одним из главных действующих лиц, является Гринев. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же, по-вашему, повесть называется «Капитанская дочка»?

Давайте теперь вместе "расшифруем" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека.

Пишем на доске два слова: капитанская и дочка. Затем предлагаем записать к каждому слову ассоциации. Вот что получилось у нас:

Капитанская


честь
отечество
долг
служба (служение)
присяга

дочка


семья
мать
любовь
честь
понимание
верность

преданность
сочувствие
уважение

Вывод: в самые важные моменты герои делали свой выбор, исходя из общечеловеческих ценностей: любовь, дом, семья, счастье близких. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим людям, спасают их. Ведь именно поэтому Петр Гринев считает необходимым отблагодарить вожатого, а тот его не только милует, но и помогает стать счастливым; герой, пренебрегая воинским долгом, обращается за помощью к самозванцу, чтобы спасти Машу, а Пугачев возмущен тем, что его подчиненные обижают сироту (что в народе считается великим грехом); Екатерина II не судит Гринева (по закону он преступник), а милует. Семейное здесь существеннее исторического.

И смысл эпиграфа теперь мы можем трактовать по-другому: характер человека, его отношение к людям и понятие о чести и долге формируются в семье (мы ничего не знаем о семье Швабрина, например, но можем догадываться о том, какой она была, если его не научили быть честным и порядочным человеком).

12. Исторические личности

Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба интересны Пушкину.

Но мы с вами выделим сейчас двух героев: Екатерина II и Пугачев.


- А теперь давайте решим проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?


А для того, чтобы решить эту проблему, давайте вспомним 2 эпизода:
1. «Освобождение Гриневым и Пугачевым Маши Мироновой »
2. « Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»

- Похожи ли эти эпизоды? Чем?
(Да. Гринев говорит Пугачеву о сироте, которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых . «Государь - в одном случае самозванец, в другом «маска». Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени, значит, в этой и другой сцене общим является и обман)
- Так кто же больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?

Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к , узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастью .
А императрица свое милосердие связывает не с несчастьем влюбленных, а с Марьей Ивановной прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.
- Скажите, каким помогает нам видеть Пугачева Пушкин?
(Он помогает нам увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека верного дружбе, благородного, великодушного).

13. Стадия рефлексии.

- Какой основной вопрос был поставлен в романе?
(Один из самых сложных вопросов - вопрос о зависимости жизни людей от хода истории)

адать жизненные загадки . Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним , бытовым лицом жизни- человеческую , мудрую суть происходящих событий , разг

-Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? (Письмо по кругу)
Загадки жанра произведения, характеристики героев: Маши Мироновой, Пугачева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простатой.
Таким образом, загадки романа- это загадки жизни , которую Пушкин учит нас видеть и понимать .