СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 1 класс "Слово и его значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: К уроку русского языка по теме: «Слово и его значение» Данный урок русского языка разработан для 1 класса при изучении темы «Слово и его значение» по учебнику Л.Ф Климанова , С.Г.Макеева (УМК Перспектива) Тип урока – комбинированный. Данная структура выбрана не случайно, так как сочетает различные виды деятельности, сопровождаемый просмотром видеофрагмента, презентацией, беседой, игрой . Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Воспитательная направленность урока способствует формированию культуры речевого общения, речевого этикета.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 1 класс "Слово и его значение"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА .

Сценарий урока

«Слово и его значение»

Русский язык 1 класс



УМК «Перспектива»



Учитель начальных классов:

Нехаенко Екатерина Александровна.

Педагогический стаж – 4 года

Фамилия Имя Отчество

Нехаенко Екатерина Александровна

Предмет, класс

Русский язык : Климанова Л.Ф. , Макеева С.Г.- 1 класс

Тема урока

«Слово и его значение»

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

  • уточнение и расширение знаний учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице.

Задачи урока

  • уточнить и расширить словарный запас по теме «Слово и его значение»;

  • учить классифицировать слова по вопросам (Кто? Что? Что делает? Какой? )

  • развивать навыки языкового анализа и синтеза;

  • воспитывать умения - слушать других, культуры речи, общения; управлять собой, своим поведением.

Используемые формы, методы и приёмы:

Форма: игра-путешествие, работа в парах, групповая работа.

Интерактивные методы: метод эвристических вопросов.

Интерактивные приёмы: «Кто больше», «Моделирование», приём незаконченных предложений.

Планируемые результаты:

  • личностные       

формирование умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать.

  • Метапредметные

Регулятивные: освоение способов речевого общения.

Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

  • Предметные

Формирование умения внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Оборудование
(при необходимости)

Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь.

Методическое пособие. Школьный толковый словарь

Раздаточный материал. ( карточки)

Тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Презентация


Содержания урока

    1. Организационный момент

Цель – мотивировать детей на начало урока.

Видео фрагмент «Почему мы так говорим» (Слайд №2)2.м45с.

Ребята вы посмотрели фильм. Что вас удивило?

Можно так разговаривать? Можно ли назвать такого ученика грамотным? Образованным? Культурным?

Кто из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным? Что для этого вам потребуется? Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок русского языка.

Девиз урока : Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

    1. Самоопределение в деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.

Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока (Слайд № 3)

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нет.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

- Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?

- О словах?

- Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?.

Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить?

III. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические задания

1. Слово и его роль в нашей речи

Цель – формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице.

Задание 1(П). Игра «Пойми меня»

Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь

- Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Даша, подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет.

-Я не могу этого сделать

- Почему?

- Я не знаю какой предмет вы загадали

- Как же быть ребята? ( назвать этот предмет)

- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет?

( слово)

- Я называю его? Клубок, подай мне его, пожалуйста.

- Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать)

- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком?

- А что можно сделать со словом? ( произнести, прочитать, услышать)

- Чем отличается слово от предмета? ( с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)

Задание 2 (З). «Минутка чистописания» (Слайд № 4)

- Назовите первый звук в этом слове .Какой буквой он обозначается?

- Запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться.

Показ написания буквы К к, дети пишут первую строчку. Показ учителем соединений в слове, написание слова

- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)

- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь, а по пути давайте попробуем выполнить задание на стр.15, упр.28

Задание 2 (З). «Моделирование».

Учебник, с. 15, № 28.

- Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово.

- Слово состоит из звуков и букв.

Задание 3 (П)

- Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя.

- При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда.

Давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала в конце прошлого урока. Итак, является ли «кукарямба» словом? (Слайд № 5)

- Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

-Отправимся в небольшое путешествие по стране Слов. Наша первая остановка «Лесная полянка». Нужно собрать цветы, но только те, в которых написаны слова (Слайд № 6)

- Теперь поработаем по группам. Перед вами карточки со словами.

Каждая группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой?_

-Что обозначает каждая группа названных вами слов?

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.
















































Слова на карточках: Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит



2. Слово и его значение

Цель — учить выбору точного слова как средства выражения мысли.

Задание 2(З) «И снова в путь».

Следующая остановка – волшебная река (Слайд7), для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующие задания.

Подбери слово - предмет

Учебник, с. 16, № 29.

- Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке.

Учебник, с. 16, № 30.

- Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.

Задание 4 (ЗП) «Игра со словами». (Работа в парах)

Карточки.

- Какое слово надо вставить в каждое предложение?

Задание 3 (ПУ) Работа в рабочих тетрадях с.10, №5

- Какое слово допишете по смыслу?

Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами










Карточки

Миша собирает...

На полке стоит …

На дереве висит …

Мама печёт …

Папа вешает …

Вставь: пар ки мар

мартыш ка книж

бли ны карти

IV. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы;

закрепить представления о слове как двусторонней языковой единице.

-Волшебную реку мы с вами переплыли и оказались в стране слов (Слайд8). Необходимо объяснить смысл пословицы. Вспомним, что такое пословица?

На слайде пословица.

Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.

- О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?

У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
 Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п.

- Запишите пословицу в  тетрадь

V. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания.

«Кто больше» (Слайд 9)

-Проверим, кто хорошо сегодня работал на уроке. Поиграем в игру «Кто больше». Нужно ответить на вопросы, представленные на слайде. Постарайтесь дать как можно больше ответов на каждый вопрос.

Вопросы: О чем мы говорили сегодня? Что вы узнали о словах? Какую роль они выполняют?

- Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

VI. Рефлексивно-оценочная деятельность

Цель – учить анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Давайте вспомним просмотр видеофрагмента.

Можно ли назвать такого ученика грамотным? Образованным? Культурным?

Кто доволен своей работой на уроке?

Закончите предложение (Слайд 10):

Я запомнил….

Я научился….

У меня были трудности с …