Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте. | Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока (Слайд № 3) Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нет. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома, Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. - Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? - О словах? - Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?. Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить? |
Цель – формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице. | Задание 1(П). Игра «Пойми меня» Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь - Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Даша, подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет. -Я не могу этого сделать - Почему? - Я не знаю какой предмет вы загадали - Как же быть ребята? ( назвать этот предмет) - Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? ( слово) - Я называю его? Клубок, подай мне его, пожалуйста. - Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать) - Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком? - А что можно сделать со словом? ( произнести, прочитать, услышать) - Чем отличается слово от предмета? ( с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести) Задание 2 (З). «Минутка чистописания» (Слайд № 4) - Назовите первый звук в этом слове .Какой буквой он обозначается? - Запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Показ написания буквы К к, дети пишут первую строчку. Показ учителем соединений в слове, написание слова - Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги) - Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь, а по пути давайте попробуем выполнить задание на стр.15, упр.28 Задание 2 (З). «Моделирование». Учебник, с. 15, № 28. - Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. - Слово состоит из звуков и букв. Задание 3 (П) - Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя. - При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда. Давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала в конце прошлого урока. Итак, является ли «кукарямба» словом? (Слайд № 5) - Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке? -Отправимся в небольшое путешествие по стране Слов. Наша первая остановка «Лесная полянка». Нужно собрать цветы, но только те, в которых написаны слова (Слайд № 6) - Теперь поработаем по группам. Перед вами карточки со словами. Каждая группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой?_ -Что обозначает каждая группа названных вами слов? Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир. | Слова на карточках: Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит |
Цель — учить выбору точного слова как средства выражения мысли. | Задание 2(З) «И снова в путь». Следующая остановка – волшебная река (Слайд7), для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующие задания. Подбери слово - предмет Учебник, с. 16, № 29. - Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке. Учебник, с. 16, № 30. - Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом. Задание 4 (ЗП) «Игра со словами». (Работа в парах) Карточки. - Какое слово надо вставить в каждое предложение? Задание 3 (ПУ) Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 - Какое слово допишете по смыслу? Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами | Карточки Миша собирает... На полке стоит … На дереве висит … Мама печёт … Папа вешает … Вставь: пар ки мар мартыш ка книж бли ны карти |
Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы; закрепить представления о слове как двусторонней языковой единице. | -Волшебную реку мы с вами переплыли и оказались в стране слов (Слайд8). Необходимо объяснить смысл пословицы. Вспомним, что такое пословица? На слайде пословица. Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра. - О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова? У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п. - Запишите пословицу в тетрадь |