У р о к № 1. Смешанные числа
Основная дидактическая цель урока: познакомить с понятием «смешанное число», учить выделять целую часть из неправильной дроби.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
1. Вычислите.
(5, 1000.)
2. Фронтальная работа.
На доске дробь
– Что означает эта дробь?
– Чему равен её числитель?
– Чему равен её знаменатель?
– Что означает черта дроби?
– Правильная ли это дробь?
– Как записать её в виде частного?
– Чему равно делимое?
– Чему равен делитель?
3. Работа в паре.
Заполните таблицу:
Частное | Делимое | Делитель | Числитель | Знаменатель | Дробь |
4 : 20 | | | | | |
| 20 | 100 | | | |
| | | 16 | 36 | |
| | | | | |
III. Работа по теме урока
Поделите поровну 5 апельсинов между тремя мальчиками: Вовой, Колей, Васей.
1‑й способ: каждый апельсин поделить на 3 части, всего получится 15 частей и каждому достанется 15 : 3 = 5 частей или
Показать наглядно (разрезать эти апельсины и поделить.)
2‑й способ: каждому мальчику положить по одному целому апельсину, а оставшиеся 2 поделить на 3 равные части каждый, всего 6 частей 6 : 3 = 2, то есть у каждого мальчика 1 +
– смешанное число, где 1 – целая часть,
– дробная часть.
Дробная часть всегда правильная дробь.
Вспомним, что сначала у каждого было
апельсинов, а при втором способе
, значит,
=
.
– Как перейти от неправильной дроби к смешанному числу?
Для этого вспомним, что черта дроби означает деление, поделим 5 на 3.
Запись в тетради:
= 5 : 3 = 1 (ост. 2).
=
.
Пример:
= 37 : 5 = 7 (ост. 2).
=
.
IV. Работа по учебнику
1. С. 42–43 (работа по статье учебника).
2. С. 44, № 5.245 (устно).
3. С. 44, № 5.246.
4. С. 44, № 5.247.
5. С. 44, № 5.250.
– Сколько килограммов картофеля израсходовала столовая за апрель?
– Сколько дней в апреле?
– Решите задачу.
– Прочитайте ответ.
920 : 30 =
(кг)
(В среднем в один день столовая расходовала
кг картофеля.)
6. С. 44, № 5.251.
– Как найти скорость?
– Решите задачу.
– Прочитайте ответ. (Скорость шмеля 3
м/мин.)
V. Повторение изученного материала
С. 46, № 5.266 (работа в паре).
Пусть во втором контейнере находится x г теста. Тогда в первом контейнере будет 4x г.
В трёх контейнерах вместе песочного теста (x + 4x + 700) г.
По условию в трёх контейнерах 4 кг 200 г = 4200 г.
Значит, можем составить уравнение:
x + 4x + 700 = 4200
5x + 700 = 4200
5x = 4200 - 700
5x = 3500
x = 3500 : 5
x = 700
Значит, 700 г теста во втором контейнере.
700 ・ 4 = 2800 (г) – теста в первом контейнере.
Ответ: в первом контейнере 2 кг 800 г теста, а во втором 700 г.
VI. Работа в рабочей тетради
С. 12, № 1, 2, 3.
VII. Тест
1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть:
1) правильной дробью
2) неправильной дробью
3) любой
2. В числе
целая часть равна:
1) 2 2) 7 3) 13
г) Смешанное число
записано в виде неправильной дроби:
1)
VIII. Рефлексия
– О каких числах вы сегодня узнали?
– Придумайте свои примеры.
Домашнее задание
С. 46, № 5.270, 5.271; с. 47, № 5.275.