СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА ИМЕНИ А.Ф. ДЬЯКОВА»



«Рассмотрено»

Заведующая кафедрой общественных наук

________ В. А. Фенухина

Протокол № 1

от 30.08. 2018 г.

«Согласовано»

Методист

МБОУ ЮРЛК и НК

________С. В. Скрынникова

Протокол № 1

30.08. 2018 г.






ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

7 КЛАСС


ТЕМА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ АФРИКИ



учителя географии

Костицыной Натальи Николаевны




Категория на соответствие занимаемой должности









2018/2019 учебный год


Дата:

Класс: 7 «Б»

Тема: Внутренние воды Африки

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: формирование представления о внутренних водах Африки и значении вод для жизни людей

Планируемые результаты:

Предметные: выявить зависимость типа питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа; составлять по плану описание рек и озёр Африки; оценивать значение вод для жизни и хозяйственной деятельности населения материка;

Познавательные: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Регулятивные: работать по плану, при необходимости самостоятельно исправлять ошибки;

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта Африки, климатическая карта Африки, атласы, учебники, слайдовая презентация к уроку

Используемые технологии: здоровьесбережения, развивающего, разноуровневого обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, составления опорных конспектов, личностно ориентированные.

1. Обучающиеся смогут показать уровень своих знаний по теме;

2. Обучающиеся закрепят умения составлять характеристику климата территории, анализировать закономерности распределения основных элементов климата, разовьют умение высказывать свою точку зрения, сопоставлять, оценивать;

3. Обучающиеся смогут проанализировать взаимосвязи климата, рельефа и внутренних вод материка;

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля, практический

Знать: основные речные системы, озера материка Африка

Уметь: показывать внутренние воды на карте, выявлять основные закономерности их размещения.




Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели деятельности учителя

1.Образовательные: формирование представления о внутренних водах Африки и значении вод для жизни людей;

2.Развивающие: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

3.Воспитательные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,

  • совершать логические операции, сравнивать, обобщать;

  • учить использовать полученные знания в практической деятельности;

  • воспитывать культуру общения.

Методы и формы обучения

Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля, практический

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Речная система; режим рек, питание рек, озерная котловина; сточные и бессточные озера

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Выявить зависимость типа питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа; составлять по плану описание рек и озёр Африки; оценивать значение вод для жизни и хозяйственной деятельности населения материка;

.

Регулятивные:

Работать по плану, при необходимости самостоятельно исправлять ошибки; Познавательные:

работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

Коммуникативные:

-строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

Умение управлять своей познавательной деятельностью.




ХОД УРОКА

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

совзаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация

учебной деятельности (3 мин)

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Задачи: организация внимания и внутренней готовности учащихся; создание атмосферы доброжелательности и психологического комфорта; обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни учащихся.

Методы: словесный, наглядный

Мотивация: метод эмоционального стимулирования, постановка с помощью учащихся целей и задач по изучаемой теме, осознание личной значимости учебного материала в жизни учащихся.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроения учащихся к работе на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

(Слайд №1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим занимательное путешествие по внутренним водам Африки. (Слайд №2)

В процессе работы вы узнаете о крупнейших речных и озерных системах материка; научитесь определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа, узнаете много нового и интересного о материке Африка. Я хочу, чтобы наше путешествие прошло увлекательно и интересно. А для этого улыбнёмся друг другу и пожелаем счастливого пути!


Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: подготовиться к работе на уроке; эмоционально настроиться на учебную деятельность; познакомиться с темой.


Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

(7мин)

Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала, определить исходный уровень знаний по теме «Климат Африки»; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Задачи этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми обучающимися;

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности обучающихся и определить причины их возникновения. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Методы: индивидуальные и групповые, задания проблемно-поискового характера, создание рабочих групп, компьютерная презентация.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: степень подготовленности обучающихся, ответы на вопросы.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: актуализация и корректировка опорных понятий, использование компьютерной презентации, постановка наводящих вопросов.

Актуализация опорных знаний. (Слайд №3)

I вариант признаки экваториального климатического пояса, II вариант - тропического климатического пояса.

Какие утверждения верны: 1. Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.

3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50° С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годичные кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе

Ключ для самоконтроля (выводится на экран): (Слайд №4)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I вариант

+

-

+

-

-

-

+

+

-

-

II вариант

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

Вопрос классу «Докажите, что Африка самый жаркий материк».

Фронтальный опрос в форме дискуссии.

  1. Что такое климат? Каков климат в Африке?

  2. На всех материках климат разный. Даже на одном материке в разных его частях климат неодинаков, от каких климатообразующих факторов зависит климат любой территории?

  3. В каких климатических поясах находится Африка?

  4. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков?

  5. Почему суровая пустыня Намиб образовалась на побережье Атлантического океана?

  6. Почему п-ов Сомали один из самых сухих территорий в Африке?

  7. Где в Африке была зарегистрирована самая высокая t° воздуха?

  8. Как рельеф влияет на климат?

Работа с картой (учащийся на карте, карточками с помощью магнитиков устанавливает географические объекты (крайние точки, горы, плоскогорье, нагорье, моря, проливы, залив и т.д.).

Слушают и отвечают на вопросы

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: учащиеся смогут повторить, что относится к внутренним водам, вспомнить характеристики климатических поясов.


Описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса: работа в парах, группах, рецензирование обучающихся, самоконтроль, похвала.

Мотивация: постановка с помощью учащихся целей и задач по изучаемой теме; методы учебного поощрения, предъявления учебных требований. Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса: разъяснение критериев оценок, правильность, полнота, логичность, глубина знаний, гибкость и оперативность при ответе на дополнительные вопросы.

Устные ответы

III. Изучение нового материала

(20 мин.)

Работа с текстом

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: создать условия для изучения темы, организовать деятельность обучающихся по изучению внутренних вод Африки.

Задачи этапа: Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное запоминание учащимися изучаемо­го материала;

содействовать усвоению учащи­мися способов, средств, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению);

формировать коммуникативные компетенции; создать условия взаимопомощи.

Изложение основных положений учебного материала: изложение учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания, межпредметные связи (беседа).

Зависимость рек от климата. Зависимость рек от рельефа. Заполнение схемы. Сравнительный анализ географических карт: «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки», «Климатическая карта Африки».

Проблемное изложение материала (дискуссия), опережающее задание, способствующее развитию самообразовательных умений обучающихся (сообщения турагентов).

Описание форм и методов изложения: самостоятельная групповая работа по сопоставлению и анализу тематических карт; индивидуальная работа, парная, групповая.

Описание основных форм и методов организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа с картой, отвечают на вопросы преподавателя, сравнивают, обобщают, сопоставляют имеющиеся знания по данной теме и новый учебный материал, участвуют в дискуссии, демонстрируя умение аргументировать собственную точку зрения, проводят сравнительный анализ карт, работая в группах, оказывают помощь товарищам. Описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебного материала: наводящие и проблемные вопросы. Демонстрация практической значимости изучаемой темы, её связь с другими темами, выявление межпредметных связей, смена видов учебной деятельности в течение урока.

Описание методов мотивирования: использование разных методов, чередование видов деятельности, актуализация личностного опыта и опорных знаний обучающихся, использование компьютерной презентации, средств наглядности, использование приемов мышления

( анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), проведение физкультминутки. Создание ситуации взаимопомощи.

Тема нашего урока внутренние воды, а что можно назвать внутренними водами материка? (Слайд №5) (Ответы обучающихся).

Сегодня мы поговорим о внутренних водах Африки. Перед вами слайд: (Слайд№6)

По графику годового стока, определите, о реке какого климатического пояса идет речь? Исходя, из этих графиков мы можем, сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек? (Климат). Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты Африки (атлас, стр.25) и установите,

  • В каких климатических поясах наиболее и наименее густая речная сеть.

  • Какие реки полноводны круглый год, какие разливаются только летом, в каких климатических поясах реки разливаются зимой?

  • Какое питание имеют реки Африки?

  • Между реками и климатом существует связь. В каком климатическом поясе больше рек? Почему? Экваториальный, Субэкваториальный климатические пояса - густая речная сеть, полноводны круглый год р. Конго - Экваториальные широты.

Дождевое питание, устойчивый равномерный расход. Реки Нигер, Сенегал, Замбези - Субэкваториальные широты.

Дождевое питание, летнее половодье. Тропический климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Реки Нил , Шари, Логон -Тропические широты. Дождевое и подземное питание. Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ. Реки Атласа и Капских гор - Субтропические широты. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются зимой. Летом мелеют.

Какие виды осадков преобладают в Африке? (Дожди). Поэтому реки преимущественно имеют дождевое питание.

Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему? (Протекают в двух или нескольких климатических поясах).

Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке.

Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф.

(Слайд №7) Для выполнения следующего задания нам необходимо сформировать группы. Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. Взяв карточку, подойдите к столу, на котором находится эмблема вашего цвета.

(Слайд №8) Ребята, с помощью анализа физической и климатической карт Африки (атлас, стр.25) восстановите схему. (Работа по группам).

(Проблемный вопрос) Какое влияние оказывает рельеф на характер рек?

Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.

Климат: - многоводность, питание, режим, ледостав.

Метод «Фишбоун». (Работа по группам). Задание составить «фишбоун». На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.

(В конце работы каждая группа представляет презентацию работы.)

(Слайд №9) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(под музыку) Я по Африке иду - (ходьба на месте), Замечаю на ходу, как над морем буйных трав шею вытянул жираф- (руки вверх, потягивания). У меня над головой - (наклоны в стороны с поднятыми руками) пальма зашуршит листвой, но придется приседать - (приседания),
Чтобы фиников набрать. Вот вельвичия, турист - (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист - (руки в стороны).
А огромный серый слон- (круг руками)
Посылает нам поклон - (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим - (ходьба на месте)
И за парты поспешим - (садятся на свои места).

Ребята, к нам прибыли представители новой туристической компании Замбези- Нил – Трейд - Интернейшенел. Послушаем их рекламную информацию. Сообщения учащихся: (Слайды №10-18) Учитель: Африка богата озерами.

(Слайды №19-20)Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика (Слайд №21), второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория (Слайд № 22) – третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил.

(Слайд № 23) Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. По берегам озера обитает множество птиц. (Слайд № 24) В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные

Знакомятся с информацией, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: смогут составлять характеристику речных систем материка; совершенствовать умения, выделять главное, устанавливать зависимость рек от рельефа и климата.


Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы, записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

(7 мин.)

Цели для учителя: выявить качество и уровень усвоения учебного материала. Обеспечить закрепление понятий, способов деятельности.

Задачи этапа: создать условия для организации деятельности обучающихся в измененных условиях; отработать алгоритм применения типового плана характеристики реки; установить, как усвоили материал обучающиеся, связь между формами, содержанием новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, проверить глубину понимания изученного материала, закрепить ЗУН; создать условия для индивидуальных способов закрепления

Описание форм и методов достижения поставленной цели: первичная проверка усвоения новых знаний для последующей корректировки пробелов.

Словесные методы: фронтальный опрос в форме дискуссии, беседа по предложенным учителем проблемным ситуациям и вопросам, индивидуальная работа (самооценка), работа в парах (взаимооценка).

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: наводящие практические вопросы, демонстрация практической значимости темы.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: выявление причин неудач в усвоении нового материала, что конкретно вызвало затруднение, непонимание. Дифференцированная помощь обучающимся не усвоившим материал учебной программы по изучаемой теме. Назначение консультантов – помощников (из числа сильных обучающихся).

Беседа по предложенным учителем проблемным ситуациям и вопросам

(Слайд 25)

  • Почему внутренние воды на материке распределены неравномерно?

  • Чем представлены внутренние воды?

  • Бассейн какого океана собирает больше всего вод?

  • Почему такую большую площадь в Африке занимает бассейн внутреннего стока?

  • Назовите и покажите на карте самые крупные реки и озера Африки

  • По какому плану характеризуют реки Работа в парах (взаимооценка).

Прочитайте текст учебника с. 107.

2. Используйте дополнительные сведения об озерах Африки, ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если верно, и «-», если утверждение не верно.

Утверждения. Ответы.

1.На материке много крупных озер.

2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке?

3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке?

4.Озеро Танганьика - самое длинно озеро в мире?

5.Берега озера обрамляют горы.

6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?.

7. Вода в озере Танганьика соленая.

8 Глубина оз. Танганьика 1435 м.

9.Озеро Виктория самое большое по площади?

10. Котловина озера Виктория находится в тектоническом разломе?

11. Озеро Чад самое глубокое озеро?

Проверьте правильность ваших ответов. (Взаимопроверка. Правильные ответы на экране)

11 правильных ответов-«5»; 9-.10-«4»; 7-8-«3». Менее 7-«2». (Ответы: № 3: 1+; 2+; 3 +; 4 +; 5 +; 6 - ; 7 -; 8 +; 9+; 10 -; 11-.).


Выполняют задания в рабочей тетради.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: смогут закрепить знания и способы действий по определению зависимости рек от рельефа и климата, смогут описывать реки по типовому плану, закрепят ЗУН, систематизируют материал, закрепят навыки работы в парах и группах.


Индивидуальная работа, работа в группах

Взаимопроверка

V.Итоги урока

Рефлексия.

.(3 мин)

Подведение итогов урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: применение обучающимися ЗУН в практической деятельности, закрепят умение работать с различными источниками географической информации, осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Обеспечить понимание уча­щимися цели, содержания и способов выпол­нения домашнего задания; создание условий для вы­бора учащимися домашних заданий.

Задачи этапа: создать условия для записи домашнего задания, разъяснить правила выполнения творческих заданий. Критерии успешного выполнения домашнего задания: конструктивный комментарий к объёму и критериям выполнения домашнего задания, рекомендуемая дополнительная литература, творческий подход. Описание метода, способствующего решению поставленных задач: метод незаконченного предложения.

(Слайд № 27) Рефлексия.

Осознание обучающимися значимости полученных знаний и готовности использовать их для достижения учебных целей.

Вспомните еще раз цели урока.

Достигли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало?

Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на экран и продолжите предложения:

Мне урок понравился (не понравился), потому что…

Комфортно ли было работать в группе…

Мои успехи…

Мои промахи…

Каким бы я хотел видеть на уроке себя…

Отвечают на вопросы

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке.


Домашнее задание

(Слайд № 26)

§19. На контурную карту нанести реки и озера Африки.

2. Дать описание реки (по выбору) по плану.

3.Творческое задание. Сообщения по желанию «Новый туристический маршрут: Реки и озера Африки».


Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник

Индивидуальная работа


Дополнительный материал

Нил — великая река, на берегах которой зарождались и процветали целые цивилизации. Недаром древние египтяне обожествляли Нил и считали его источником всей жизни, ведь его берега — единственный оазис жизни в пустынных землях. Нил огромен, величественен и невыразимо прекрасен.

Интересные факты о реке Нил.
  1. Египетская цивилизация без Нила не зародилась бы вовсе. Только разливы Нила, наносящие на прилегающие земли плодородный слой ила, делают их пригодными для земледелия.

  2. Долгое время Нил считался самой длинной рекой в мире, но более точные измерения показали, что самая длинная река — Амазонка, она лишь немного длиннее Нила.

  3. Река Нил протекает по территории десяти стран.

  4. Исток Нила находится на территории страны.

  5. Нил — самая полноводная, самая широкая и самая длинная река на всём африканском континенте.

  6. При строительстве своих знаменитых пирамид древние египтяне сплавляли каменные блоки по Нилу с помощью плотов и галер.

  7. На берегах Нила и по сей день обитает немало крокодилов, которые отнюдь не против закусить зазевавшимся туристом.

  8. Нил, как и самая крупная российская река, Обь, течёт не с севера на юг, а с юга на север.

  9. Нил не всегда был судоходной рекой — опасные для судов пороги скрылись под водой лишь после строительства служащего водохранилищем искусственного озера Насер, так как эта операция повысила уровень Нила в некоторых местах.

  10. В водах Нила обитает нильский окунь, который может достигать веса в 140 кг.

  11. Купаться в водах Нила не стоит — воды этой реки изрядно загрязнены, так как на территориях многих стран, по которым Нил протекает, в реку сбрасываются самые разнообразные отходы.



Замбези считается четвертой по длине рекой Африки. Также наиболее красивейшим местом этой реки является известный водопад Виктория. А для рафтеров Замбези считается самой экстремальным местом для спортивного сплава по речному руслу.

Эта река была впервые открыта для исследований Ливингстоном в 1851 году. Через столетие в 1959 году здесь появилось искусственно созданное людьми озеро Кариба, которое отличается крупными размерами. Живущие у берегов Замбези люди и животные подстраиваются под сезонные изменения и пытаются выживать уже тысячи лет.

Жизнь у реки Замбези. Пассаты Южного и Северного полушарий соединяются в климатической зоне, где проходит верхнее и среднее течение Замбези. Середина ноября знаменуется началом сезона дождей после нескольких месяцев жары. Замбези наполняется водой и в некоторых местах разливается по равнинам на 25 км, и только маленькие участки суши выглядывают на поверхности.

Со всей округи животные направляются к воде. Сюда приходят с Южной и Центральной Африки большие табуны буйволов, черных антилоп, зебр, антилоп гну, львов, слонов, носорогов, многочисленные стаи цапель, колпиц, разнообразных видов журавлей и пеликанов. За ними следуют гиены и гиеновые собаки.

По кронам деревьев движутся обезьяны, среди которых павианы являются наиболее множественным видом. В разливах реки плавает молодь рыб, поэтому сюда заплывают целые косяки сомов. Вверх по течению с Индийского океана может заплывать серая акула-бык, которая может обитать в соленой и пресной воде. Некоторые части Замбези занимает большое поголовье гиппопотамов.

За законами естественного отбора в схватках между животными на берегах реки решается вопрос жизни и смерти, а за этим процессом пристально наблюдают спокойные на первый взгляд крокодилы. А через некоторое время опять наступает палящий зной: высыхает растительность, притоки Замбези мелеют и пересыхают. Большинство животных, за неимением альтернативы, начинают питаться исключительно корешками, засушенными плодами и листьями суккулентов. Большое количество животных мигрируют в другой конец континента. Но воды в Замбези хватает для всех оставшихся возле ее берегов.

Люди и река Замбези. В пойме Баротсе, или Баротселенде живет народ лози, отмечающий праздник Куомбока, который переводится как «выбирание из воды» и связан с сезонными циклами. Когда Замбези разливается, лози вынуждены покидать свое место на лодках.

Впереди всех плывет король со статуей слона и журавля, которые символизируют супругов. За этой лодкой следует вождь (литунга), а за ним – все племя, которое сопровождает свое движение шумными ударами в барабан и пением песен.

Лози – одно из древнейших народов племени банту, которые заселили земли неподалеку от Замбези много тысяч лет назад. Также между этой рекой и Лимпопо живет еще один древний народ с племени банту, который называется шона.

Империя банту, которая называлась Мономотапа (Мвене-Мутапа), была основана в VI в., развивалась в XIII—XV вв. и разрушилась к началу XVIII в. из-за междоусобных распрей и войн с народом ндебеле, который обитал на юге. Мономотапа распространила влияние далеко за своими границы, обладала очень богатым устным народным творчеством.

У жителей империи был настолько высокий уровень агрокультуры, металлургии, изготовления украшений и керамики, что некоторые ученые считают Мономотапу отдельной цивилизацией. Эта империя наладила торговлю с арабским миром еще в X в.

Развалины ее столицы, города-крепости Великий Зимбабве, которые находятся недалеко от города Масвинго в Зимбабв, считаются памятником мирового значения. Среди руин уцелели остатки исполинских башен, которые построены из глыб гранита и окружены крепкой оградой.

Интересные факты

  • Дэвид Ливингстон направился к водопаду Виктория в сопровождении 300 местных воинов, но к самому водопаду осмелились приблизиться только двое из них. Они называли исследователя «безумным англичанином».

  • В долине Замбези, в джунглях Замбии и Зимбабве, живет племя ва-домо, у людей которого на ступнях есть только два больших пальца. Ученые называют обладателей таких ступней «люди-страусы» («сапади»). Мнение ученых об причинах этой анатомической аномалии разделилось. Одни исследователи считают это следствием какого-то вируса. Вторая группа ученых относят эту аномалию к следствию близкородственных браков. По всем другим показателям эти люди абсолютно нормальные, причем они довольно быстро бегают и сноровисто перемещаются по деревьям.

  • Женщины из племени батонка выглядят для европейцев очень странно, но для соплеменников — прекрасны: во имя красоты они удаляют шесть передних зубов. Эту процедуру совершает специальный зубодер племени. Также, чтобы защититься от комариных укусов они смазывают лица и все открытые участки тела красной охрой.


Река Конго, протекающая в основном по территории одноимённой страны — Демократической Республики Конго, представляет собой самое настоящее чудо природы. Огромная, глубокая, она неторопливо катит свои воды по древнему африканскому континенту, обеспечивая жизнь миллионам людей, поселившимся на её берегах. Именно эта река оказывает огромное влияние на экосистему не только окрестных регионов, но и всего мира.

  • Река Конго дважды пересекает экватор и является единственной крупной рекой в мире, которая это делает.

  • Конго — самая глубокая река в мире. Местами её глубина превышает 230 метров.

  • В водах реки Конго водится много разной рыбы, в том числе и настоящее пресноводное чудовище — тигровая рыба, или голиаф. Это зубастое чудище длиной в метр-полтора, по утверждениям местных жителей, нападает даже на людей.

  • Европейские исследователи впервые побывали в устье реки Конго в конце 15-го века, но дойти до верхнего течения реки им удалось лишь спустя почти четыре сотни лет.

  • Конго занимает второе место в мире по полноводности, уступая пальму первенства лишь Амазонке.

  • Местами река Конго имеет ширину до 15 километров.

  • Местные жители, живущие на берегах Конго, верят, что в её водах живут огромные духи смерти.

  • Большая часть воды в Конго попадает благодаря дождям.

  • Река Конго изливает так много воды в океан, что опресняет его примерно на 75 километров от берега.

  • По длине Конго занимает второе место среди африканских рек, уступая лишь могучему Нилу.



Информационные ресурсы

  1. Коринская В.А Душина И.В. и др. География: География материков и океанов. 7 кл.учебник – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 335с

  2. http://wiki.vdonsk.ru/index.php/Замбези

  3. http://vodopad.nm.ru/Great/Victoria-Falls.htm

  4. http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/Atlas/Real_maps/atlas.htm

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Африка

  6. dic.academic.rudic.nsf/ntes/3115/ОАЗИС

  7. E:\откр. урок\file_20100424155907.rar\Учебно-методический проект Евсеевой (Поляковой) Е.В.

  8. E:\откр. урок\Afrika-voda.zip\

  9. http://festival.1september.ru/articles/512976/

  10. http://festival.1september.ru/articles/subjects/6?page=2

  11. http://festival.1september.ru/articles/507543/