СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнейшие народы на территории России.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: «Древнейшие народы на территории России».

Просмотр содержимого документа
«Древнейшие народы на территории России.»

3


Урок по истории России в 6 классе по теме: «Древнейшие народы на территории России»

Цель: выяснить, какие древние народы проживали на территории России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

1.Организационный этап

2.Изучение нового материала

3.Закрепление

4.Итог

Ход урока

I. Организационный этап (3-5 мин)

II. Изучение нового материала (10-15 мин):

План урока:

  1. Появление людей на территории современной России.

  2. Появление земледелия, скотоводства и ремесла.

  3. Начало распада первобытного общества.

  4. Греческие города - государства Северного Причерноморья.

  5. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.

  6. Жители лесной полосы Восточной Европы.


1. Появление людей на территории современной России.

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён. Примерно 700 тыс. лет назад они появились на Северном Кавказе и в районе реки Кубань.

- Как вы думаете, почему именно там? ( тёплый и мягкий климат, богатый растительный мир)

- Люди уже умели поддерживать огонь. Хотя добывать его ещё не научились.

Жизнь была полна опасностей, и выжить в одиночку было очень трудно. Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они стали называться человеческим стадом.

- Скажите, а что давала людям жизнь сообща? ( вместе добывали пищу, защищались от хищников, поддерживали о охраняли огонь

Около 80 тыс. лет назад условия жизни резко изменились – наступило похолодание. Лёд сковал территорию Европы и Азии. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а вплоть до самого Чёрного моря – холодные степи.

- А что произошло с животными и растениями? ( На смену теплолюбивым животным пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, лошади.)

Человек с большим трудом учился приспосабливаться к изменившимся условиям. Главным занятием была загонная или облавная охота.

- Давайте выясним, что это такое ( стр. 14 – термины)

- Несмотря на суровые условия, славяне стали расселяться всё дальше

на север. НА смену первобытному стаду пришла родовая община, которая объединяла кровных родственников. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.


2. Появление земледелия, скотоводства и ремесла

( сл. 7) 12-14 тыс. лет назад в результате ледникового периода многие животные вымерли. И теперь человеку, занимающемуся только охотой и собирательством, было трудно себя прокормить.

Из древнего собирательства на юге нашей страны 5-6 тыс. лет назад постепенно зарождается земледелие.

- Помните, какое животное было первым приручено человеком?

- Постепенно на смену охоте приходит скотоводство

Научившись работать с глиной, люди стали изготавливать посуду. Женщины научились прясть волокна и шить одежду из ткани. Используя средства передвижения ( лодки, сани, лыжи), люди стали расселяться всё дальше на север. Они дошли до берегов Балтийского моря, а затем и до Северного Ледовитого океана. Большие перемены в жизни людей произошли, когда началась

обработка металла.

Запишем определение:

Ремесленники – это люди, производившие различные изделия, орудия труда


3. Начало распада первобытного общества

- Вспомните историю древнего мира и ответьте на такой вопрос: Что способствовало появлению соседской общины? ( усовершенствование орудий труда - теперь семьи сами могли себя прокормить) В соседской или территориальной общине людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на одной территории.

- На смену родоплеменной организации приходит государство. Давайте запишем определение:

Государство – это такая организация, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, единые законы, единая армия и единые меры длины, веса


4. Греческие города-государства Северного Причерноморья

Первые государства возникла на юге нашей страны. В VII – VI в. до н.э. на побережье Чёрного моря образовались города-государства Ольвия,Пантикапий, Херсонес и др.

Ближайшими соседями греков в Причерноморье были ираноязычные племена – скифы, которые разделялись на скотоводческие и земледельческие. Скотоводы вели кочевой образ жизни: постоянно перемещались с места на место, варили пищу на кострах, а скифы-земледельцы – осёдлый: начали обрабатывать землю плугом, запряжённым в упряжку с волами.

- А как вы думаете, как происходило управление племенами? ( совет вождей и старейшины)

Для противостояния захватчикам, скифские племена стали объединяться. Во главе сильного племени стоял царь. Так появилось Скифское государство.

Начиная с III века до н.э. причерноморские племена подвергались вторжениям кочевых племён: сарматов, готов, гуннов.

2) работа по учебнику:

5. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны

Ответьте на вопросы:

Что такое Тюркский каганат?

Что происходит с тюркским каганатом?

Кто создает государство на территории Северного Дагестана?

Какое название оно получило?

Как называлась столица-город у хазарских правителей?

Какую религию приняли хазары?

Охарактеризуйте государства:

  • Великая Булгария;

  • Волжская Булгария;

- Аварский каганат?

6. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Ответьте на вопросы:

Кто населял территории от Балтийского моря до Уральских гор?

Кто обитал на северо-западе нашей страны?

Что такое городища?


III. Закрепление (10 мин): тест (приложение 1)


IV. Итог (3-5 мин): учащиеся с помощью учителя попытаются подвести итог урока.





Приложение 1

А 1. Когда на территории нашей страны появились древние люди?

  1. 2,5 мл. лет назад

  2. 700 тыс. лет назад

  3. 40 тыс. лет назад

  4. В первые века нашей эры

А 2. Когда появился человек современного типа?

  1. 2,5 мл. лет назад

  2. 700 тыс. лет назад

  3. 40 тыс. лет назад

4. В первые века нашей эры

А 3. Кто был главным объектом охоты в эпоху оледенения?

  1. Саблезубые тигры

  2. Мамонты

  3. Зайцы

  4. Перелетные птицы

А 4. Как называлось первое объединение древних людей?

  1. Государство

  2. Родовая община

  3. Человеческое стадо

  4. Соседская община

А 5. Чем характеризовалось первобытное общество?

  1. Существованием частной собственности

  2. Наличием единой системы управления

  3. Отсутствием у людей связной речи

  4. Отсутствием имущественного неравенства

А 6. Что составляли несколько живущих по соседству родовых общин?

  1. Человеческое стадо

  2. Государство

  3. Племя

  4. Город

В 1. Установите последовательность изменений в организации жизни людей, которые привели к распаду первобытно - общинного строя?

А. Появление неравенства

Б. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

В. Появление излишков

Г. Возникновение государства

Д. Переход к соседской общине