СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по повести М.Карима "Помилование"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся   повесить  М.Карима – дискуссия с   жизнью. Есть  необходимость  и закон  войны и незыблемое право человека  на жизнь, на  счастье. При   любимых  условиях  человек  имеет  право на счастье,  на   любовь.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по повести М.Карима "Помилование"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Старый Калкаш

муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан












Урок - суд по повести М. Карима «Помилование»












Разработала учитель русского языка и литературы

Кинзябулатова Ильза Салаватовна













Тема: Урок - суд по повести М. Карима «Помилование»

Цели урока:

1) познакомиться с повестью М.Карима «Помилование»;

2) раскрыть особенное в разработке военной темы в творчестве писателя, через ключевые слова увидеть характеры в повести.

3) воспитание чувства патриотизма у учащихся.


Оборудование: портрет писателя, запись песни О.Газманова

«Офицеры», магнитофон.


Это жестокая повесть, как жестока беспощадна война, которая ничего не прощает.

М.Карим


Ход урока:


Вступительное слово учителя.

Я пою офицерам, матерей пожалевших,

Возвратив им обратно живых сыновей.


Именно к ним, к таким вот мальчика, не вернувшимся с полей сражений, вновь и вновь возвращает нас память. Память… Что может быть дороже человеческой памяти, о которой говорил Е.Исаев:

И ходит по Земле

Босая Память - маленькая женщина.

Медленно идет она по земному шару, останавливаясь у обелисков и могил, без стука входя в наши дома. И всюду, где она прошла, звучит колокол нашего сердца. И мы свято бережем эту память; литература возвращается к ней вновь и вновь.

Так кто же такой – М.Карим? ( Выступления учащихся по биографии писателя.)

«Помилование» - так названа одна из повестей М.Карима, со страниц которой в полную силу вновь зазвучал голос того поколения, о котором писатель сказал: «Наши крылья были опалены на войне, но не надломлены».

Обратите внимание на очень характерное название – «Помилование».

Как вы понимаете значение этого слова?

Помиловать – Оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание. Помиловать – оказать милость.

Урок мы проведем суда. У нас есть судьи, займите, пожалуйста, свои места. Есть защитники в их роли выступают девочки, а в роли обвинителей выступают мальчики. Первое слово мы дадим судьям, они ознакомит нас с содержанием текста.

Ученик рассказывает содержание текста.

  • А теперь вопрос защитникам Л.Зуха.

Вы можете сказать, что Зух хороший человек? Ведь он обманул постового Дуснебаева, сказал, что проверяет тормоза, ведь он нарушает устав?

  • Защитники: У Зуха нет плохих намерений, он показал себя находчивым и трудолюбивым. Славился на весь батальон сноровкой и удалью. Даже фамилия была подстать ему Зух- хват, хваткий.

  • Учитель: Что толкнуло его поехать к Марие_Терезе?

  • Защитник: Говорят любовь слепа, у него может от любви кружились голова и в этот момент он не думал, что нарушает устав. Любомир Зух хотел свидеться со своей девушкой, и это было превыше всего.

  • Учитель: Его вина преступление или нет?

  • Защитники: Вина Зуха – не преступление. Он только съездил к Марие-Терезе. Он солдат, живой человек. Мы должны рассмотреть его не только как солдата, который должен жить по уставу, но и как молодого 20-летнего парня.

  • Учитель: Хорошо. У меня вопрос обвинителям капитана Казарина. Казарин честный человек. Он не боится из-за ЧП в своем батальоне, не боится, что получит наказание. Честь командира и военный порядок ставит превыше всего. И потому дело передает в военную прокуратуру. Казарин не ледяной человек, он мучается. Что не послушал просьбу Любомира Зуха, выгнал его. Перед расстрелом его мучает совесть.

Вы сомневаетесь в том, что он хороший человек?

  • Обвинитель: Казарин знает, что Любомир Зух не преступник, не дезертир. В роковые для Зуха минуты он не захотел понять подчиненного войти в его положение. Если бы он выполнил просьбу Зуха и взял девушку в батальон, ничего бы не случилось.

  • Учитель: Почему не взял?

Обвинитель? В ту пору он как раз получил письмо от жены, которая ушла к другому, и он весь женский род в те минуты ненавидел. Свою боль на других выместил.

  • Обвинитель: Казарину не хватает понимания человеческих чувств. Он мог дело Зуха решить сам в батальоне, но сообщает вышестоящими органами.

  • Учитель: Правильно. А как он мог это дело решить?

  • Обвинитель: Он мог бы приказать, чтобы по поводу Зуха больше не распространяться. Взять мешок пшена и обменять на двойную козу, козу отвезти к Буренкину, стоимость двух кур возместить деньгами, а сарайчик самим починить. Но он решает доложить командиру бригады, что в его батальон Ч.П.

  • Учитель: А теперь вопрос защитникам Марии Терезы.

Как вы думаете, а не виновата ли в этой трагедии Мария Тереза? Если бы она тогда не бросила яблоко Любомиру, они бы не знали друг друга, не познакомились бы, и парень не оказался бы в такой ситуации.

  • Защитники: Мария Тереза Бережная - испанка. Судьба ее забросила в наши края. До того, как она познакомилась с Любмиром Зухом. Она дважды осиротела. Боль, страдания, слезы двух стран пропустила через свое сердце. Ей 17лет и она имеет право на большую любовь. Поэтому ее нельзя обвинить в этой трагедии.

  • Учитель: - Есть вопрос обвинителям Янтимира Байназаров. Янтимир Байназаров – человек честный, с богатой душевной натурой. Его взводу поручено командовать расстрелом. В эту ночь он не может спать, он думает о расстреле, мучается. Скажите, видите ли вы какие-нибудь недостатки в его образе?

  • Обвинитель: Янтимир Байназаров хороший человек, но еще в начале войны он потерял ложку, которая досталась ему от отца. Это не просто ложка- это боевая ложка. И его потеря, не просто потеря. Он часть своего достоинства потерял, когда не смог сказать вору, что он вор. Смелости не хватило. Разве такой человек может решать судьбу другого.

  • Учитель: Может защитники что-нибудь скажут в защиту Байназарова?

  • Защитник: Я.Байназарову тоже 20 лет. Давайте пощадим его. Он умирает в конце войны, перед самой победой.

  • Учитель: Комиссар бригады Зубков хочет спасти от казни Л.Зуха. Он знает, что Зух не виноват. И поэтому сообщает в военный трибунал, чтобы отменили приговор и ждет ответа. Помилование конечно пришло. Правосудие свершилось, только поздно. Правда и справедливость, которых Любомир ждал с рассветом проплутали, где-то и пришли только к полудню.

Вопрос обвинителям: В этой трагедии есть ли вина Буренкина?

  • Обвинитель: Ефим Лукич очень скупой человек. Он живет по принципу «Я никого не трогаю и свое никому не отдам». Из-за старого сарая и козы он устроил большой шум. Если бы не пришел с жалобой, то и трагедии бы не было.

  • Учитель: - Может у защитников есть, что сказать в защиту Буренкина?

  • Защитник: После того, как все произошло, Ефим Лукич понял, что произошла трагедия из-за него. Он взял своих внуков и пошел в батальон. Он пришел к Казарину сказал, что ему ничего не нужно кроме прощения. Милосердие нужно. Ошибка не преступление. Вы же меня виновником смерти сделаете. Простить нужно, я простил ему и вы простите.

  • Учитель: Вспомните, если бы сейчас жители деревни увидели Буренкина, они бы не узнали его. Майор юстиции и лейтенант, которым было поручено дело сержанта Зуха, вместо того чтобы выяснить причину, которая привело к этой глупости вместо того, чтобы выяснить разумно или неразумно, нечаянно было это сделано, глядя на это только формально, поспешно называя Зуха дезертиром, выносят самый суровый приговор.

Обвинители, может у вас сеть что сказать?

  • Обвинитель Майор Зубков не умеет радоваться и огорчаться. Он похож на механизм, который выполняет свои обязанности. Такие люди думают только о себе.

  • Учитель: Можете ли вы что-нибудь сказать о Ласточкине?

  • Обвинитель: Мы не можем сказать, что Ласточкин плохой человек. У него есть свое мнение, но он не может понять чувств человека. Ласточкин из-за еды заставили Янтимира провести ночь с Нюрой. Он даже не думает, что поступает несправедливо.


Защитники, вам слово.

  • Защитники: У Ласточкина есть и хорошие качества. Он достает еду своим товарищам, когда они сидят голодные. А перед расстрелом он притворяется, что спит, понимает Я.Байназарова.

  • Учитель: Таким образом, мы закончили слушание дела. Давайте дадим слово судьям.

  • I судья: Мы, как и М.Карим не считаем , что Л. Зух дезертир. Он влюблен. А влюбленные не в силах совершить плохие дела-любовь Зуха и Марии Терезы превыше всего, их любовь чистая.

  • II судья: Что еще на свете ценней, чем человеческая жизнь, ни за какие деньги, не вернешь человеческую жизнь. А на войне и так погибло столько невинных людей. В смерти Л. Зуха нет вины не Устава, ни закона. Вся вина висит на людях, на военных чиновниках, от которых завесила судьба Л.Зуха, если бы они проявили чуть больше гуманности и внимания трагедии бы не было.

  • Учитель: Вся повесить М.Карима – дискуссия с жизнью. Есть необходимость и закон войны и незыблемое право человека на жизнь, на счастье. При любимых условиях человек имеет право на счастье, на любовь. Но все эти права вступают в противоречии в повести с суровой реальностью войны. Это особые законы войны, по которым Л.Зух- преступник. М. Карим как суровый реалист не выносит решения и не навязывает нам своего суждения. Но виновники есть – это война и черствые, равнодушные люди. И в конце хочу сказать: О войне очень много произведений. В этих книгах герои ничего не думают, не чувствуют. В них лишь показали героизм, мужество. Но среди них есть произведения, которые показали, что война в мире человечества это большое горе, трагедия. Это такие произведения как Э.М. Ремарк « На западном фронте без перемен». Э.Хемингуэй «Прощай, оружие». Наряду с ними и повесть «Помилование»


Домашнее задание:

  • написать сочинение на тему: «Проблема нравственного выбора человека».

6