И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Литературное чтение , 3 класс
Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Цели: :познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»;
учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;
Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля, аудиозапись басни в исполнении В.Гафта.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
Чтобы понять, чему будет посвящен наш урок, мы должны внимательно, не перебивая послушать наших одноклассников, которые подготовили нам таинственные отрывки …
Актуализация знаний. (Слайд 4)
-Посмотрите и послушайте инсценировку, которую приготовили ребята и скажите, как называется произведение и кто его автор?
. (Инсценирование «Стрекоза и Муравей»:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
………………………………..
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Какое произведение? Произведение подскажет нем жанр нашего произведения. Кто автор ?
Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского, который пишет о великом русском баснописце И.Крылове:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кому будет посвящен урок?
Жанр произведения ?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, баснописцем жившем в 19 веке, и его произведениями. (Слайд 1)
– Нам знакомы произведения И.А. Крылова. Мы читали их в 1-2 классе, повторяли к текущей теме.
А сейчас нам поможет Лапухин Георгий, который нашел для нас значение слова, которое и подскажет название басни.
В толковом словаре читает значение слова МОСЬКА .
Повторение о басенном жанре:
- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?
- Напомните, что такое басня?
- Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».
- Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?
- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)
- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей)
- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (иносказание)
ФИЗМИНУТКА.
Постановка проблемной задачи урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, поработаем над особенностями структуры басни и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?
Работа над басней.
Прогнозирование содержания ( Название басни).
- Как вы думаете, о ком эта басня?
- Каким вы представляете себе Слона? Слон-огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Масса его более 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.
- А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится?
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)
- Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.
МОСЬКА
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "МОСЬКА"
моська [моська] 1. ж. разг. 1) Мопс. 2) Маленькая собачка. 2. ж. разг.-сниж. Некрасивое лицо. 3. м. и ж. разг.-сниж. Человек с некрасивым лицом.
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОСЬКА"
, мосечка, мосенька ж. мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами. | Шуточн. морда, рожа, лицо. Барыня девку на моську променяла. Моськин, ей принадлежащий. Моськоватый, на моську похожий.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МОСЬКА"
моськи, ж. (разг.). Мопс. Ай, моська, знать она сильна, коль лает на слона. Крылов.
Самостоятельное чтение басни.
- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
Словарная работа
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значения данных слов.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
Работа над содержанием басни.
Беседа
- Каким художник рисует Слона? Опишите его. Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.
- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?
- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?
- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?
- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?
-Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
-За что Шавка осуждает Моську?
-Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
-Почему Моська уверена, что что может прослыть сильной совсем без драка?
-Чем она смешна?
5)Самостоятельная работа.
Подчеркни слова, которые характеризуют героя . РАСПЕЧАТАЬ
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
Задание: Первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.
Проверка.
Работа над образными выражениями.
- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:
1. Показывали на улице людям (Водили напоказ)
2. Невидаль, редкость (В диковинку у нас)
3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (Толпы зевак ходили)
4. Откуда-то внезапно вдруг появиться (Отколе ни возьмись)
5. Перестань себя позорить (Перестань срамиться)
6. Придаёт смелости (Вот то-то мне и духу придаёт)
Выборочное чтение
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.
- А как вы относитесь к Моське?
- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других).
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?
- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
Чтение мастером художественного слова. ( можно ГАФТ )
- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.
(Звучит запись басни)
- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
Чтение по ролям. Игра в театр.
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Слушание детей. Оценивание).
Итог урока.
- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
- Какова же мораль басни?
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
Домашнее задание
- Выберите для себя задание:
а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.