СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа  над басней.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»



И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Литературное чтение , 3 класс

















Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.


Цели: :познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»;

учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.


Планируемые результаты:


Предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали;


Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;


Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.




Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля, аудиозапись басни в исполнении В.Гафта.






Ход урока




Организационный момент.


Психологический настрой на работу.


– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…



– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!


Чтобы понять, чему будет посвящен наш урок, мы должны внимательно, не перебивая послушать наших одноклассников, которые подготовили нам таинственные отрывки …

Актуализация знаний. (Слайд 4)


-Посмотрите и послушайте инсценировку, которую приготовили ребята и скажите, как называется произведение и кто его автор?


. (Инсценирование «Стрекоза и Муравей»:



«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —



«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».—

………………………………..

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»



Какое произведение? Произведение подскажет нем жанр нашего произведения. Кто автор ?





Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского, который пишет о великом русском баснописце И.Крылове:


Забавой он людей исправил,


Сметая с них пороков пыль,


Он баснями себя прославил,


И слава эта – наша быль.


И не забудут этой были,


Пока по-русски говорят:


Её давно мы затвердили,


Её и внуки затвердят.


Кому будет посвящен урок?

Жанр произведения ?


- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, баснописцем жившем в 19 веке, и его произведениями. (Слайд 1)






– Нам знакомы произведения И.А. Крылова. Мы читали их в 1-2 классе, повторяли к текущей теме.

А сейчас нам поможет Лапухин Георгий, который нашел для нас значение слова, которое и подскажет название басни.

В толковом словаре читает значение слова МОСЬКА .




Повторение о басенном жанре:


- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?


- Напомните, что такое басня?


- Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».


- Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?


- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей)


- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (иносказание)


ФИЗМИНУТКА.





Постановка проблемной задачи урока.


Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, поработаем над особенностями структуры басни и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?



Работа над басней.





Прогнозирование содержания ( Название басни).


- Как вы думаете, о ком эта басня?


- Каким вы представляете себе Слона? Слон-огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Масса его более 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.


- А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится?


- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)


- Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.


МОСЬКА


Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "МОСЬКА"


моська [моська] 1. ж. разг. 1) Мопс. 2) Маленькая собачка. 2. ж. разг.-сниж. Некрасивое лицо. 3. м. и ж. разг.-сниж. Человек с некрасивым лицом.



Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОСЬКА"


, мосечка, мосенька ж. мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами. | Шуточн. морда, рожа, лицо. Барыня девку на моську променяла. Моськин, ей принадлежащий. Моськоватый, на моську похожий.


Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МОСЬКА"


моськи, ж. (разг.). Мопс. Ай, моська, знать она сильна, коль лает на слона. Крылов.




Самостоятельное чтение басни.


- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.


- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.




Словарная работа


- Встретились ли вам незнакомые слова?


- Объясните значения данных слов.


Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.


Напоказ – обратить внимание для вида.


Забияка – человек, который любит затевать ссоры.


Отколе – откуда.


Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.


Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.






Работа над содержанием басни.


Беседа


- Каким художник рисует Слона? Опишите его. Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.


- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?


- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?


- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?


- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?


-Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.


-За что Шавка осуждает Моську?


-Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.


-Почему Моська уверена, что что может прослыть сильной совсем без драка?


-Чем она смешна?




5)Самостоятельная работа.





Подчеркни слова, которые характеризуют героя . РАСПЕЧАТАЬ


Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.




Задание: Первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.


Проверка.




Работа над образными выражениями.


- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:


1. Показывали на улице людям (Водили напоказ)


2. Невидаль, редкость (В диковинку у нас)


3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (Толпы зевак ходили)


4. Откуда-то внезапно вдруг появиться (Отколе ни возьмись)


5. Перестань себя позорить (Перестань срамиться)


6. Придаёт смелости (Вот то-то мне и духу придаёт)




Выборочное чтение


- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.


- А как вы относитесь к Моське?


- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других).


- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.


- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?


- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?




Чтение мастером художественного слова. ( можно ГАФТ )


- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.


(Звучит запись басни)


- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?




Чтение по ролям. Игра в театр.


- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.


- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.


(Слушание детей. Оценивание).




Итог урока.


- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?


- Какова же мораль басни?


- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)




Домашнее задание


- Выберите для себя задание:


а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;


б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;


в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.