Технологическая карта урока Тема урока «Умножение десятичных дробей» (5 класс, математика) Автор: Красноборова Н.Ю. , учитель математики МБОУ Емельяновской «СОШ № 2» . Цели (задачи) урока · образовательные: Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. · воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. · развивающие: - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Результаты урока Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тип урока, педагогическая технология изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, компьютер, карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Зубарева И.И. и др. –. – М.: Мнемозина, 2007. – 280 с.. | Опорные понятия, термины Натуральные числа, десятичные дроби, площадь, сумма, произведение. | Новые понятия и связи между ними произведение десятичных дробей | Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах. | Домашнее задание : выучить правило умножения десятичных дробей стр.203; На «5»: № 753; 755б; 768 На «4»: № 753; 755 б На «3»: № 753. | Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия | 1. Мотивация к учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. -Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. -Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и т.д. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. | 2. Актуализация знаний. | Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: 1) На доске записаны числа. 12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 578; 98,1; 0,03; 99 . Разбейте их на 2 группы I - натуральные числа; II – десятичные дроби. 2) Восстановите цепочку: Проблемная ситуация: Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Какие знания нам нужны, чтобы решить задачу? | 1) I - натуральные числа: 76; 568; 12; 578; 99 . II – десятичные дроби. 12,34; 5,98; 0,136; 98,1; 0,03; 2) 3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45; 45 · 2 = 90; 90 · 3 = 270; 270 · 2= 540; 540 : 5 = 108. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую . Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме . | Уметь анализировать данные. Уметь выполнять арифметические действия. | 3.Целеполагание и мотивация | - Как вы думаете какая тема нашего урока? - Запишите в тетрадь дату и тему урока. -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | -Умножение. -Умножение десятичных дробей. В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. - Изучить правила умножения десятичных дробей. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | Уметь сформулировать тему и цель | 4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Даётся задание группам: Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм. (зелёный) – 1,2 группа, 1,2 дм и 0,4 дм (жёлтый)– 3,4 группа - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе. Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. Сравните свои рассуждения с правилом на стр.203 учебника Давайте вернемся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока. - Составьте план решения задачи. | 1,5*0,3=0,45 дм2 1,5дм=15 см 0,3дм=3см 15*3=45 см2 1,2*0,4=0,48 дм2 1,2дм=12 см 0,4дм=4см 15*3=48 см2 ВЫВОД-правило 20*3=60 раз 3*0,5=1,5 гр за 1 день 1,5*14=21 гр весь курс 0,5*8=4 гр в 1 упаковке 21:4=5 ост1 6 упаковок | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. | 5. Релаксация (физминутка). | Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочки потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. | | | | Снять утомление. | 6.Первичное закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. №1 Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях №2, № 754(в,г). | Выполняют задание самостоятельно в тетради : 1) самопроверка, проговаривая устно цепочкой; 2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях. | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Дополнительно №755(а) Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют самостоятельная работу. Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД : Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 8. Подведение итогов урока. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели ? Почему ? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). | 9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Выучить правило умножения десятичных дробей стр.203; На «5»: № 753, №755(б), №768 На «4»: № 753, №755(б) На «3»: № 753 | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы. | | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. | 10. Рефлексия | Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? - Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей? – Проанализируйте результат своей работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач. | Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 грамм 3 раза в день в течение 14 дней. Лекарство выпускается в упаковках по 8 таблеток по 0,5 грамм. Какого количество упаковок хватит на весь курс лечения? Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм. 1,5 дм S - ? 0,3 дм - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе 1. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе 2. - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм. 1,5 дм S - ? 0,3 дм - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе 1. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе 2. -Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,5 дм и 0,3 дм. 1,5 дм S - ? 0,3 дм - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе 1. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе 2. - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,2 дм и 0,4 дм. 1,2 дм S - ? 0,4 дм - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе 1. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе 2. - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,2 дм и 0,4 дм. 1,2 дм S - ? 0,4 дм - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе 1. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе 2. - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 1,2 дм и 0,4 дм. 1,2 дм S - ? 0,4 дм - Как найти площадь такого квадрата? Запишите выражение на листе 1. - Выразите дециметры в сантиметры и найдите площадь в см2. - Выразите см2 в дм2 (используйте форзац учебника). Записать результаты на листе 2. - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. Поставьте в ответе запятую: Поставьте в ответе запятую: Поставьте в ответе запятую: Поставьте в ответе запятую: Вычисли: Вычисли: Вычисли: Вычислит: А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Вычисли: Вычисли: Вычисли: Вычислит: А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Вычисли: Вычисли: Вычисли: Вычислит: А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Вычисли: Вычисли: Вычисли: Вычислит: А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Вычисли: Вычисли: Вычисли: Вычислит: А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 А) 19∙ 0,3 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 Б) 2,6∙ 0,4 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 В) 3,2∙ 0,02 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Г) 1,5∙ 40 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Д) 0,12 ∙ 500 Оценочный лист Оценочный лист ученика 5 А класса_______________ ученика 5 А класса ___________________ | Самооценка | Работа в группе | | Работа в паре | | Индивидуальная работа по карточке | | | Самооценка | Работа в группе | | Работа в паре | | Индивидуальная работа по карточке | | Оценочный лист Оценочный лист ученика 5 А класса_______________ ученика 5 А класса ___________________ | Самооценка | Работа в группе | | Работа в паре | | Индивидуальная работа по карточке | | | Самооценка | Работа в группе | | Работа в паре | | Индивидуальная работа по карточке | | |