Северо-Енисейский район, п. Вельмо, МБОУ»ВОШ №9»
учительница биологии и химии
Пономарева Наталья Михайловна
Открытый урок по биологии в 6 классе
Урок № 20
Тема: Химический состав растений
Цели и задачи: Познакомить с химическим составом растений; дать представление о минеральных и органических веществах, о различном содержании воды в органах растений; закрепить навыки обращения с лабораторным оборудованием; прививать навыки исследовательской деятельности.
Оборудование: Стакан с водой, пробирки, йод, марлевые салфетки, спиртовка, семена пшеницы или др. злаков, семена подсолнечника, тыквы, арахиса, овса, гречихи, лист чистой белой бумаги, кусочки стебля, корня растений, металлическая пластинка, держатель, весы. Коллекция круп, семян бобовых, гербарные листы лекарственных растений.
Ход урока
Организационный момент
Повторение. Проверка знаний
Мы закончили изучение 4 главы «Строение и многообразие покрытосеменных растений» и для проверки ваших знаний я предлагаю вам выполнить тестовые задания:
Задание 1.
Выпишите номера правильных утверждений.
Правильные утверждения_1, 2, 3,4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 19______________________________
Внутри семени всегда под кожурой находится зародыш нового растения.
Эндосперм – питательная ткань семян многих однодольных и двудольных растений.
Основная функция семян – размножение растений.
Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.
Пестик – женский половой орган, а тычинки – мужской.
Важная часть цветка – яркий околоцветник, привлекающий опылителей.
Проросток любого растения состоит из двух частей – корня и побега.
Конус нарастания – это активно работающая ростовая часть побега.
Цветковое растение состоит из корней, стеблей и листьев.
Междоузлия – участки стебля между листьями.
Лист – орган фотосинтеза, газообмена и испарения.
Устьице – две замыкающие клетки в кожице листа.
Цветок – орган полового размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод.
Все органы растения состоят из клеток и тканей.
Видоизменение органов обусловлено приобретением новых функций в связи с жизнью растений в изменяющихся условиях среды.
За счёт деления клеток камбия осуществляется рост стебля в толщину и длину.
Корневище – видоизменённый побег, а клубень – видоизменённый стебель.
У растений образуются главные, боковые и придаточные корневые системы.
Главные части вегетативного побега – стебель, листья, почки; главные части генеративного побега – цветок, плод, семена.
(13 правильных ответов – оценка «5», 11-12 – «4», 9-10 – «3», меньше – «2»)
III. Изучение темы урока
Сегодня начинаем следующую главу «Жизнь растений», откройте стр. Что вы должны знать и уметь после изучения данной главы?
Тема сегодняшнего урока «Химический состав растений».
Что вы должны усвоить на уроке, чему научиться……..Сообщение учащимся целей и задач урока.
Введение в тему.
Вам известно, что все живые организмы состоят из веществ. Каких? (Выслушать предположения)
Зачертить схему на доске
Химический состав живых организмов  |

Н еорганические |  | О рганические |
Вода и минеральные соли | | Белки | | Жиры | | Углеводы |
Вспомните, в чём различие органических и неорганических веществ?
-Органические вещества входят в состав живых организмов, они горят и обугливаются.
-Неорганические вещества горят и но не обугливаются.
2. Химический состав растений
Выяснить вопрос о химическом составе растений поможет лабораторная работа.
Лабораторная работа №23
«Химический состав растений» по инструкции на странице 154 , оформление в виде таблицы:(окончательный вариант таблицы см ниже)
№ П/П | Что брали | Что делали | Что получили |
1 | Кусочки стебля, корня, листьев | Нагревание на огне | На стенках пробирки появились капли воды |
2 | Комочек теста в марле | Промывали в стакане с водой | Вода в стакане помутнела, на марле липкая, тягучая масса – белок клейковина |
3 | Стакан с мутной водой, Кусочек картофеля | Капнули йода | Вода в стакане посинела, Срез картофеля посинел. Есть крахмал |
4 | Семена подсолнечника | Раздавили на белом листе бумаги | Жирное пятно |
5 | Кусочки растений, металлические пластины | Сжигание на огне | Зола – минеральное вещество семени |
Обобщение и выводы: Какие вещества есть в растениях?
Что можно добавить к схеме на доске? Дополнить схему и перенести её в тетрадь.
При наличии времени можно поработать с микроскопом.
Рассматривание крахмала на препарате – Срез картофеля или кукурузы
Рассматривание белка в горохе или фасоли. Сравнить с рисунком крахмала и белка.
В органах разных растений содержится неодинаковое количество воды, минеральных и органических веществ.
Работая с текстом учебника на странице 155, найдите примеры, доказывающие это.
Одинаковые части разных растений могут содержать разное количество веществ.
Какие исследования мы можем провести? (Выслушать мнения учащихся)
Например: А) все ли семена содержат столько жира, сколько его содержится в семенах подсолнечника? Исследуем семена тыквы, овса, гречихи, арахиса (используем способ обнаружения, предложный в лабораторной работе). Вывод: семена тыквы, арахиса содержат много жира, семена овса и гречихи – мало, мы не смогли их обнаружить.
Б) Каково соотношение органических и минеральных веществ в семенах разных растений? Исследуем семена овса и подсолнечника. Необходимо сжечь в пробирках названные семена, предварительно их взвесив. Результаты внесите в таблицу:
Семена | Масса в начале опыта m1 | Масса золы (неорганических веществ)(m2) | Разница в массе (органические вещества)(m3) | % соотношение m2.100% m1 |
Овес | | | | |
Подсолнечник | | | | |
Сравнить с данными таблицы (прилагается)
Для чего растениям нужны органические и неорганические вещества?
(выслушать предположения)
А) для построения тела;
Б) для протекания процессов жизнедеятельности.
6. Использование человеком веществ, входящих в состав растений. (Гербарии, коллекции). Рассказ с элементами беседы
А) хлебные, крупяные растения (содержат много крахмала, сахара) (демонстрация коллекции семян злаковых и крупяных культур)
Б) бобовые (содержат много белка) (демонстрация коллекции семя фасоли,, гороха)
В) масличные (содержат много жира), например, в семенах арахиса – 54% (демонстрация)
Г) для получения эфирных масел (гвоздичное дерево, коричное дерево, цитрусовые, роза, кориандр, шалфей и т.д.)
Д) лекарственные растения. Какие лекарственные растения вам известны, для чего применяются? (демонстрация гербарных листов лекарственных растений)
Закрепление: вопросы на странице 156.
Домашнее задание: Параграф 32
Итог урока. Рефлексия.
Что понравилось? Что вызвало интерес?
Что не понравилось? Что вызвало затруднение?
Оценка работы учащихся на уроке.
Дополнительный материал к уроку
Задание 1.
Выпишите номера правильных утверждений.
Правильные утверждения______________________________
Внутри семени всегда под кожурой находится зародыш нового растения.
Эндосперм – питательная ткань семян многих однодольных и двудольных растений.
Основная функция семян – размножение растений.
Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.
Пестик – женский половой орган, а тычинки – мужской.
Важная часть цветка – яркий околоцветник, привлекающий опылителей.
Проросток любого растения состоит из двух частей – корня и побега.
Конус нарастания – это активно работающая ростовая часть побега.
Цветковое растение состоит из корней, стеблей и листьев.
Междоузлия – участки стебля между листьями.
Лист – орган фотосинтеза, газообмена и испарения.
Устьице – две замыкающие клетки в кожице листа.
Цветок – орган полового размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод.
Все органы растения состоят из клеток и тканей.
Видоизменение органов обусловлено приобретением новых функций в связи с жизнью растений в изменяющихся условиях среды.
За счёт деления клеток камбия осуществляется рост стебля в толщину и длину.
Корневище – видоизменённый побег, а клубень – видоизменённый стебель.
У растений образуются главные, боковые и придаточные корневые системы.
Главные части вегетативного побега – стебель, листья, почки; главные части генеративного побега – цветок, плод, семена.
(13 правильных ответов – оценка «5», 11-12 – «4», 9-10 – «3», меньше – «2»)
Лабораторная работа №23
«Химический состав растений» по инструкции на стр 154 , оформление в виде таблицы:
№ П/П | Что брали | Что делали | Что получили |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Обобщение и выводы: Какие вещества есть в растениях?
Что можно добавить к схем на доске? Дополнить схему и перенести её в тетрадь.
Исследование на содержание жира в семенах различных растений.
Вывод:
2. Исследование на соотношение органических и неорганических веществ в семенах разных растений
Семена | Масса в начале опыта m1 | Масса золы (неорганических веществ)(m2) | Разница в массе (органические вещества)(m3) | % соотношение m2.100% m1 |
Овес | | | | |
Подсолнечник | | | | |
Вывод:
Содержание органических и минеральных веществ в семенах культурных растений (в % от общей массы)
Название растения | Минеральные вещества | Белок | Углеводы | Жир |
Горох | 22,1 | 23,4 | 52,6 | 1,9 |
Пшеница | 19,9 | 18 | 60 | 2,1 |
Кукуруза | 15,4 | 10 | 70 | 4,6 |
Рис | 27,7 | 7 | 63 | 2,3 |
Соя | 6 | 39 | 35 | 20 |
Подсолнечник | 13 | 26,3 | 16,4 | 44,3 |
Рецензия
на открытый урок биологии в 6 классе
по теме: «Химический состав растений».
Планирование урока соответствует программным требованиям.
Уровень подготовленности учащихся к уроку хороший. Показали это результаты тестирования.
Образовательные и воспитательные задачи в ходе урока полностью реализованы.
Выбор структуры урока соответствует теме урока, его задачам и особенностям содержания.
Не рационально распределено время структурных элементов урока. Так при проведении тестирования была потеря времени, поэтому не хватило его при проведении исследовательской работы. Домашнее задание учительница давала на перемене.
Содержание урока соответствовало программным требованиям и поставленным задачам.
Материал урока излагался правильно, научно, интересно, с выделением главного.
Использовались на уроке разнообразные средства обучении, соответствующие задачам урока, особенностям класса.
Использовались разнообразные методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа. Выбранные методы соответствуют стилю работы учителя. Умственная деятельность учащихся активизировалась при выполнении исследовательской работы.
Для контроля знаний применялась индивидуальная форма работы, при изучении нового материала – групповая.