МБОУ «Кобринская ООШ» Гатчинского района
Ленинградской области
Разработка урока истории по теме «Ассирийская держава»
Выполнила Синявская Лидия Ивановна,
учитель истории и обществознания
Тема: Ассирийская держава
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: выяснить причины возникновения и гибели Ассирийской державы, рассмотреть культурное наследие народа Ассирии
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела; сформировать представления у учеников о первой великой империи – Ассирии, причин ее возникновения и гибели
- развивающая: развивать хронологические и картографические умения учащихся, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях, умение устанавливать причинно-следственные связи; формировать у обучающихся навыки грамотной устной речи, умение аргументировано доказывать свою точку зрения
- воспитательная: создать условия для оценки с нравственных позиций методов создания и поддержания Ассирийской империи; воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Предметные: Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, описывать словами ее местоположение, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века, причины гибели Ассирийской державы
Личностные: Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы, показывать ее сильные и слабые стороны; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других обучающихся
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Научатся выбирать необходимые исторические факты, ориентироваться по атласу и исторической карте
Познавательные УУД: Научатся описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Смогут характеризовать самого известного правителя Ассирии Ашшурбанапала, его библиотеку, используя текстовые и наглядные источники
Коммуникативные УУД: осуществляют смысловое чтение; выслушивают мнения других, учатся дискутировать
1. Фронтальный опрос:
Слайд 1
- Где находится Палестина – страна, в которой поселились евреи в XIII веке до н.э.? (На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан)
- Какой подвиг совершил Самсон? (Убил льва голыми руками.Убил целую армию своих врагов (филистимлян).Эти подвиги он смог совершить благодаря огромной силе. Секрет его силы заключался в волосах, которые нельзя было стричь).
- Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа, что он собой носил? (С помощью пращи, которой он поражал волков, охотившихся на овец).
- Кто был первым правителем Израильского царства? (Первым правителем Израильского царства был Саул).
- Какой город в 10 в. до н.э. был столицей Израильского царства? (город Иерусалим).
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, цели и задач урока.
С самых древнейших времен человек старался приспособиться к окружающей его природной среде, делал попытки изменить природу соответственно свои нуждам. Но не всегда совершенные человеком открытия приносили пользу для природы и других людей. Попробуйте вспомнить, какие достижения и изобретения принесли человечеству не только благо, но бедствия (огонь, использование бронзы, железа, атомная энергия, химическое оружие и т.д.). Примерно в Х веке до н.э. люди открыли для себя железо.
Давайте посмотрим, к чему это привело:
Слайд 2
Добыча, обработка и использование железа – это, несомненно, прогрессивное явление для государства, использующего это достижение. Но здесь стоит проблема нравственного выбора: первый – более долгий и тяжелый; второй – быстрее и легче, но основан на страдании других людей.
Мы сегодня познакомимся с державой, которая выбрала второй путь, и посмотрим, к чему это привело.
Мы сегодня познакомимся с державой, которая выбрала второй путь, и посмотрим, к чему это привело.
Слайд 3 Ассирийская держава
- Откройте тетради и запишите тему урока.
Слайд 4
Работа с картой
-Посмотрите, пожалуйста, на карту. Определите географическое положение этого государства.
-Какие ориентиры мы можем взять за основу? (Средиземное море, Междуречье, Вавилон)
Слайд 5
-Используя карту, предположите, какие природные условия этой страны. (горы – значит, плодородных земель мало, но есть железная руда; степи, предгорья – скотоводство)
- Подведем итог: какие будут основные занятия ассирийцев? (Скотоводство, обработка железа, охота)
- Какое преимущество давала обработка железа? (железные орудия труда: лопата, нож, топор, лемех для плуга и другие)
- Какое занятие еще могло развиваться с появлением железа? (земледелие – теперь было легче обработать твердые почвы)
Работа с датами
Слайд 6
- По сравнению с медью и бронзой железо более прочный металл. Осваивать его ассирийцы стали в Х веке до н.э. Обозначьте эту дату на линии времени.
- А в каком веке живем мы с вами? Посчитайте, сколько веков отделяет нас от этого события. (21+10=31 в.)
-В начале урока мы с вами отметили, что ассирийцы выбрали второй путь использования железа. Какой? (изготовление оружия)
Слайды 7, 8
- В VIII веке до н.э. их армия становится самой сильной. Чем же были вооружены ассирийские воины? (Рассматривают рисунок на слайде: железные мечи, наконечники стрел, боевые топорики, шлемы, панцири)
- Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (пехота, конница, воины на колесницах)
- Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники вели бой парами: один был вооружён луком, другой копьём и щитом.
- Прочитайте с. 88, часть 2 учебника. Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Каждый ассирийский воин имел кожаный мешок, надув который использовал его, чтобы переправиться через реки. При взятии крепостей использовался таран – повозка на колесах с прикрепленным огромным бревном, конец которого был окован железом. Перед боем ассирийцы использовали разведку, имелся у них и флот.)
- Таким образом сильное профессиональное войско способствовало усилению Ассирии. Она становится державой. А что означает слово «держава» прочитайте сноску на с. 88 учебника – (большое сильное государство (запись в тетради)
Слайд 9
- Я предлагаю вам отправиться в Ассирийскую державу в VIII-VII веке до н. э.
Физкультминутка
Хоть немножко вы устали,
Все равно все дружно встали.
На коней вскочили ловко,
Скачем все без остановки.
Придержали мы коняг,
Посмотрели близко ль враг.
Не зевай, хватай свой меч,
Началась большая сечь
- Посмотрите внимательно на карту на с. 86 и карту на слайде. Какие страны попали под власть Ассирии? Выпишите их в тетрадь (Двуречье, Сирия, Палестина, Финикия)
- В какие страны еще совершали походы ассирийские цари? (В Египет, в Урарту)
- Как называется столица Ассирийской державы? (Ниневия). Ассирийцы проявляли жестокость по отношению к завоеванным народам. В завоеванных странах они прибегали к страшным жестокостям: устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли их, сдирали с них кожу. Недаром столицу Ассирии город Ниневию называли «логовищем львов» и «городом крови».
- Почему они вели себя так жестоко? (Чтобы никто не осмелился восстать против них).
- Давайте обратимся с вами к летописи.
Летопись ассирийского царя (из надписей на камне) Учебник, с. 90 Я - Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я сотворил его сокровищницу. Золотую и Серебряную утварь, драгоценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. 200 тыс. человек мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Не покорных я оружием побил, трупы их завесил на кольях, которые вокруг города велел поставить.
- Как Синахериб относится к царю Вавилона и как относится ко взятию города? (Презрительно, гордится завоеванием Вавилона, ликует)
- Синахериб называет себя "любящим справедливость", что он считал справедливым? (Справедливым царь считал торжество победителя над побежденным)
- Из каждой покоренной страны в Ниневияю привозили мешок земли и высыпали его у городских ворот столицы. Как вы думаете , зачем они это делали? (Считали. Что это знак, что они навсегда завладели этой землей).
- Так же в Ниневию привозили и книги.
Слайды 10-18
Чтение текста о библиотеке Ашшурбанапáла
Ашшурбанапала называют последним великим царём Ассирии. Правил он с 669 по 627 год до нашей эры.
Ашшур - это главный город и столица Ассирии, также звали и главного бога ассирийцев, отсюда и имя царя. Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххерѝб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Клинопись - это способ, которым писали шумеры на влажной глиняной табличке клинышком. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Он был единственным ассирийским правителем, который владел клинописью и знал шумерский и аккадский языки.
Его заслуга в том, что в течение 25 лет составлялась Библиотека. Во время правления Ашшурбанапала, находилась она в Ниневии.
Найдена она была британскими археологами в 1849 году и вывезена в Великобританию. Сейчас она находится в Британском музее - главном историко-археологическом музее этой страны.
Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено».
Иногда, во время военных походов Ашшурбанапалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки.
Библиотекари Ашшурбанапала проводили огромную работу по составлению каталогов, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки. л Содержание книг касалось главным образом мифологии, медицины, политических вопросов.
Самыми известными текстами, найденными в этой библиотеке, являются Эпос о Гильгамеше - одно из величайших произведений литературы Древнего Востока, а также таблички с изложением истории о Великом Потопе.
В библиотеке были собраны также восковые книги, пергаментные и папирусные свитки. Только в отличие от глиняных табличек (которые только закаляются во время пожаров), эти книги не сохранились.
До наших дней дошло не более одной десятой части от всех собранных Ашшурбанипалом книг.
- Как вы думаете, когда был написан этот текст? Какая фраза говорит об этом? (В наше время. – Сейчас она находится…)
- Какую важную информацию мы можем извлечь из этого текста? (Об основателе первой библиотеки Ашшурбанапале, о том, что представляла библиотека, как она формировалась)
- Чем ценна библиотека для нас с вами как историков? (Она дает ответы на то, как жили ассирийцы в то время, сохраняет для нас тексты величайших культурных произведений)
Слайд 19
- В 1612 году до н.э. уже после смерти Ашшурбанапала Ниневия была разрушена и сожжена вавилонянами и мидийцами. (Записать дату падения Ассирийской державы)
Жестокость, зло не могут долго существовать! Но Ассирия прославилась не только жестокостью. Мы благодарны народу Ассирии за его вклад в мировую культуру.
Ассирийская держава, основанная, на жестокости пала, просуществовав примерно 150 лет, а библиотека (добро) сохранилась!
Слайд 20
Закрепление материала
Закончи предложение:
Самой сильной в VIII веке до н.э. была армия …
В Х веке ассирийцы стали использовать для изготовление орудий труда и оружия …
Главный город ассирийской державы …
Орудие, с помощью которого ассирийцы разбивали стены вражеских городов …
Один из последних ассирийских царей, создатель дворцовой библиотеки …
Слайд 21
Работа с датами:
- Представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год? (ответ: 617 г. до н.э.)
- Вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год? (ответ:611г до н.э..)
Слайд 22
Домашнее задание
Параграф 18.
По желанию выбираем и делаем одно из заданий:
или
Слайд23
Рефлексия
Продолжить предложение
Сегодня на уроке, я узнал, ….
Я был удивлен …
Мне хотелось бы больше узнать о …
Подведение итогов
Использованные ресурсы
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/01/21/konspekt-uroka-istoriya-5-klass-tema-assiriyskaya-derzhava
https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/razrabotka_otkrytogho_uroka_po_istorii_5_klass_na_tiemu_assiriiskoie_ghosudarstv
https://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-istorii-v-5-klasse-po-teme-ass.html
https://school79.tgl.ru/sp/pic/File/Kamishova_EV/Kamishova_5_klass_TK_uroka.pdf