СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Безопасная энергетика в Забайкалье"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Безопасная энергетика в Забайкалье" проводится в 11 классе. Он предполагает разработку проекта "строительства" одного из видов электростанции. При этом рассматриваются, связанные с этим, вопросы из других научных дисциплин. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Безопасная энергетика в Забайкалье"»

«Безопасная энергетика в Забайкалье»

Эпиграф:

 «Без энергии невозможно существование  физического мира, а раз это так, то мы не можем представить себе развитие без изменения масштабов или характера энергетических потоков»

Д. Брукс.

Цели урока:

Учебные: актуализировать и углубить знания учащихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также, их преимущества и недостатки в экологическом отношении. Привитие интереса к физике и экологии. Разработать варианты решения проблем энергетики.

Воспитательные: воспитывать умение слушать товарища, формировать умение работать с дополнительной литературой. Формирование экологического сознания учащихся. Формирование у старшеклассников коммуникативных умений (публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать, защищать проект).

Развивающие: привлечь внимание обучающихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся. Расширение и углубление материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным источникам.

Оснащенность урока: проектор, компьютер, географическая карта Забайкальского края.

 Учебные предметы: Экология, физика, биология, химия, экономика, география.

Методы: Беседа, дискуссия, защита проекта.

План занятия.

1. Актуализация знаний обучающихся.

2. Защита проектов:

Строительство на территории Забайкальского края: ТЭЦ, ГЭС, АЭС, станции на альтернативных источниках топлива.

3. Дискуссия.

4. Заключение.

 Предварительная подготовка. Обучающиеся делится на четыре группы. Каждая группа готовит проект о строительстве определенного вида электростанции на территории Забайкальского края.

Задача  первой группы – доказать и аргументировать перспективы развития альтернативных видов энергии.

Задача второй группы – доказать и аргументировать перспективы применения тепловых электростанций.

Задача третьей группы - доказать и аргументировать перспективы применения атомных электростанций.

Задача четвертой группы - доказать и аргументировать перспективы применения гидроэлектростанций.

Задача всех групп заключается в том, чтобы разработать проект строительства определенного вида электростанции на территории Забайкальского края, при этом необходимо в проекте рассмотреть следующие вопросы:

1.Особенности определенного вида электростанции (производство, передача электроэнергии, плюсы и минусы производства и передачи);

2. Финансовые потоки, стоимость строительства, кадровый потенциал, трудоустройство, инфраструктура;

3. Географическое местоположение (обосновать его выбор, исходя из особенностей вида электростанции);

4. Экологические проблемы;

5. Рынки сбыта электроэнергии.

Эти команды должны убедить «экспертов» в том, что в энергетической стратегии основную роль необходимо отнести именно предлагаемому их командой источнику энергии.

«Эксперты» - должны будет выбрать наиболее подходящий и безопасный вариант решения энергетической проблемы России.

Работа класса: Заполнение таблицы по ходу получения информации.

Ход урока

1. Введение в проблему.

«Энергетический кризис» – это выражение последнее время все чаще и чаще мы слышим с экранов телевизоров. Пугающее словосочетание? И да, и нет. Смотря как к этому относиться и какие меры принимать для того, чтобы обеспечить себе гарантированно спокойную жизнь.

От кризисов никто не застрахован и виноватых тут найти сложно. Для энергообеспечения в современном мире используются природные ресурсы (вода, древесина и т.п.) и полезные ископаемые (нефть, газ, уголь и т.п.).

Но нужно принимать во внимание то, что запасы топливных ресурсов ограничены. И с таким мировым потреблением, как сейчас, надолго не хватит ни нефти, ни газа. Сколько это «надолго»? Прогнозировать все-таки сложно. Газа, который имеется на территории России, по самым оптимистическим прогнозам хватит на 70 лет. Нефть в Саудовской Аравии закончится лет так через 35. Эти цифры должны заставить задуматься всех. Это ведь не так и много. А что потом? Что делать дальше, особенно если на тот момент не будет альтернативных вариантов?

БЕЗОПАСНОСТЬ производства электроэнергии носят глобальный характер. Каждый человек должен понимать важность правильного поведения в природной среде, уметь предвидеть и оценить последствия своей деятельности. Затянувшееся потребительское отношение человека к природе привело к истощению природных ресурсов, а вмешательство человека в природные процессы в результате хозяйственной деятельности нарушают равновесие в природе, вызывают такие экологические сдвиги, которые могут оказываться необратимыми. Поэтому тема безопасности энергетики является сегодня особенно актуальной.

2. Виды источников энергии.

Защита проектов обучающимися:

- Гидроэлектростанции;

- ТЭС;

- Станции. Работающие на альтернативных источниках энергии;

- Атомные электростанции;

 3. Дискуссия «Проблемы энергетики».

2. Заполнение таблицы по итогам дискуссии.

Энергоисточник

Плюсы

Минусы

Солнце

Возобновляемость

Доступность

Нестабильность

Дороговизна солнечных батарей

Ветер

Возобновляемость


Шум

Большие площади, занимаемые ветровыми

электростанциями


Биомасса


Доступность

Простота применения


Необходимость транспортировки биомассы

Потребление воды в производстве биомассы

Вода


Низкая стоимость воды

как сырья

Низкая стоимость работы с ней

Национальные границы

Водохранилища занимают большие площади

сельскохозяйственных земель

Негативное влияние дамб и плотин

Уголь


Стабильность

Доступность


Невозобновляемость

Загрязнение окружающей среды

Проблемы хранения отходов

Выбросы СО2

Нефть



Высокая технологичность

Простота использования

Ограниченная доступность

Невозобновляемость

Загрязнение окружающей среды

Пожароопасность

Выбросы СО2

Газ


Относительная безопасность для окружающей

среды

Простота использования

Ограниченная доступность

Невозобновляемость

Взрывоопасность

Выбросы СО2


Ядерная

энергия


Доступность

Большие количества


Загрязнение окружающей среды

Невозобновляемость

Проблема захоронения отходов

Риск распространения ядерного оружия

Тяжелые последствия аварий



 4. Написание синквейна. Рефлексия. Подведение итогов.

5. Заключение.

  Как мы видим источников энергии на нашей планете много. Но человечество просто до конца не научилось их использовать. Нельзя останавливаться на каком-то определенном источнике энергии, каждый вид должен развиваться и совершенствоваться. Если мы хотим, чтобы человечество и все живое на Земле продолжало жить и наслаждаться жизнью еще бессчетное количество поколений, то использование безопасной и возобновляемой энергии, разумная экономия и эффективное использование имеющейся энергии — единственный способ достичь этой цели.

6. Награждение.

5