СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация. Урок помогает учащимся сформировать общее представление о витаминах, познакомить с  их классификацией, значением и источниками.

Тип урока: изучение нового материала, коллективное обучения с использование проблемной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме ВИТАМИНЫ»

Тема. Витамины

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, значением и источниками.

  • Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни

  • Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность.

Тип урока: изучение нового материала, коллективное обучения с использование проблемной ситуации.

Оборудование: таблица “Витамины”, презентация, проектор.

Ход урока

Без витаминов жить нельзя!

Они – надёжные друзья.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Почему именно таким словом мы приветствуем друг друга при встречи?(ответы детей) Да, действительно, произнося слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» мы желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. Существует множество пословиц о здоровье, попробуйте вспомнить некоторые . (Ответы детей )

В здоровом теле - здоровый дух.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Здоровому всё здорово.

Здоров буду и денег добуду.

Здоровья не купишь.

Все они говоря о том, что человек должен бережно относиться к своему здоровью, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни влияют особые вещества - витамины, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержаться.


4. Постановка проблемного вопроса.

Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели?(ответы детей)


5. Изучение нового материала

Итак, что же такое витамины? Витамины - это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для протекания биохимических реакций в организме. Находясь в продуктах питания в незначительных количествах (такие вещества называют биологически активными) они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.

Слово “Витамины” латинского происхождения. “Вита” означает жизнь, “Амины” - класс органических соединений.

Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 20-30 видов (показать ряд - А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е).

Классификация витаминов

Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека вам предстоит на уроке поработать в лабораториях - историческая, ученых-исследователей, медиков-валеологов, диетологов. Для работы в лабораториях отводиться 12-15 минут. Вся необходимая информация для вас подготовлена.


Задания лаборатории историков

  1. Найдите материал об открытии витаминов

  2. Подготовьте рассказ об открытии Лунина.


Задания лаборатории ученых-исследователей

  1. Изучите виды витаминов и определите их роль в организме

  2. Определите суточную норму каждого витамина

  3. Определите в каких продуктах содержаться те или иные витамины (таблица)


Задания лаборатории медиков-валеологов

  1. Прочитав учебник, найдите какие группы заболеваний от недостатка и избытка витаминов в пище выделяют .

  2. Подготовьте ответ на проблемный вопрос: почему у исследователей Арктики после приема миллионов единиц витамина А в составе печени белого медведя или тюленя через несколько часов развивалась сонливость, раздражительность, головная боль и рвота, а затем шелушение кожи?


Задания группе диетологов

  1. Сформулируйте правила сохранения витаминов в пище .

  2. Подготовьте ответ на проблемный вопрос: человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья и почему?

  3. После того, как решите проблемный вопрос, вскройте конверт, сравните свой ответ с ответом в конверте.


В конверте стихотворение:


Нельзя жить на консервах
Без свежих овощей.
А лучше сок лимонный и апельсиновый пей
И зубы будут крепче
И зоркими глаза
Тогда болеть не будет
Никто и никогда.
И не забудь - проблема
У витаминов есть
Их жизнь недолговечна
Они способны разрушаться
Высокая температура
И воздух при хранении
Разрушат витамин
До употребления.


Каждая группа делает краткий доклад о проделанной работе (3-5 мин)


Разминка для глаз.


6.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель В начале урока я сообщила, что известно 20-30 витаминов, но в настоящее время ученые выделяют около 80 их видов. К витаминам группы В относятся только 8 видов, и есть еще их производные. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Как разобраться в этом изобилии? Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления.

Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.

Сейчас витамины в основном стараются производить из натуральных продуктов: витамин Е – представляет собой экстракт устриц, витамин С - экстракт шиповника, бета-каротин - экстракт из моркови. Натуральное сырье обеспечивает нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием.

Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.


Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?

А вот теперь угадайте, что находится у меня в черном ящике. Это плод, в котором вКюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).

В Британском морском флоте
Служили моряки
Когда-то называли их 
По-странному - “Лими”.
А от чего “лими” они?
От слова же “лимон”
Необходим матросам
На кораблях был он.


7. Подведение итога.

Сейчас я хотела бы вам предложить пройти тест «Есть ли у меня авитаминоз» (на экране).

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

Результаты

За каждый ответ «А» - 1 балл,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас

следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод

налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ

жизни


На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.


Чтоб расти и развиваться, 
Нужно правильно питаться. 
Всухомятку не таскать, 
Витамины потреблять! 
Сыр на завтрак нужно кушать - 
Витамина А заряд! 
Бутерброд намажем маслом - 
В1 получим сразу. 
Молоко нам нужно пить, 
С витаминами дружить! 
Мясо, рыбу и яйцо 
Станем кушать непременно! 
И орешки будем грызть, 
Чтоб белком нам запастись! 
Будут дети развиваться, 
Если правильно питаться! 


8. Домашнее задание.

1. Составить кроссворд «Витамины».

2. Выучить таблицу «Витамины»







.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.


Большое значение имеют жирорастворимые витамины:

А – для развития организма и нормального зрения;

Д – для формирования скелета (рахит);

К – для нормального свертывания крови.


Водорастворимые витамины:

С – усиливает сопротивляемость организма к инфекциям;

В1 – для нормальной деятельности нервной системы;

В2 – для тканевого дыхания;

В6 – для нормальной функции нервной системы, кожи, органов кроветворения;

В12 – для кроветворения;

РР - для нормальной нервно-психической деятельности.

Каждому ученику раздаточный материал.

Просмотр содержимого презентации
«Витамины»

Здравствуйте!!!

Здравствуйте!!!

Витамины лат. vita — «жизнь» лат. amin — «содержащий азот»

Витамины

лат. vita — «жизнь»

лат. amin — «содержащий азот»

Далеко не все витамины имеют в своём составе аминогруппу. аминогруппа

Далеко не все витамины имеют в своём составе аминогруппу.

аминогруппа

Витамины —– это группа биологически активных веществ различной химической природы, которые поступают в организм с пищей и входят в состав ферментов.

Витамины —– это группа биологически активных веществ различной химической природы, которые поступают в организм с пищей и входят

в состав ферментов.

Витамины не могут синтезироваться в нашем теле, но они влияют на рост и развитие, иммунитет, а также обмен веществ. А PP K D В C

Витамины не могут синтезироваться в нашем теле, но они влияют на рост и развитие, иммунитет, а также обмен веществ.

А

PP

K

D

В

C

Витамины жирорастворимые водорастворимые В A PP E C D K

Витамины

жирорастворимые

водорастворимые

В

A

PP

E

C

D

K

Лаборатория историков   Лаборатория медиков-валеологов Лаборатория ученых-исследователей   Лаборатория диетологов
  • Лаборатория историков
  • Лаборатория медиков-валеологов
  • Лаборатория ученых-исследователей
  • Лаборатория диетологов
Разминка для глаз

Разминка для глаз

Витамины могут разрушаться при кулинарной обработке.

Витамины могут разрушаться при кулинарной обработке.

При употреблении витаминов надо строго соблюдать суточную потребность и перед применением обязательно проконсультироваться с врачом.

При употреблении витаминов надо строго соблюдать суточную потребность и перед применением обязательно проконсультироваться с врачом.

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?  А – да  Б- нет 2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?  А – да Б – нет 3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?  А – да Б – нет 4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?   А – да  Б – нет 5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?   А – да  Б – нет

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?   А – да  Б – нет 7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?   А – да  Б – нет 8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?   А – да  Б – нет 9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?   А – да  Б – нет 10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?   А – да  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

За каждый ответ  «А» - 1 балл , за каждый ответ  «Б» - 0 баллов  0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас  следует равняться. 1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок. 3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод  налицо. 6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. 9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ  жизни

За каждый ответ «А» - 1 балл ,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас

следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод

налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ

жизни

Чтоб расти и развиваться,   Нужно правильно питаться.   Всухомятку не таскать,   Витамины потреблять!   Сыр на завтрак нужно кушать -   Витамина А заряд!   Бутерброд намажем маслом -   В1 получим сразу.     Молоко нам нужно пить,   С витаминами дружить!   Мясо, рыбу и яйцо   Станем кушать непременно!   И орешки будем грызть,   Чтоб белком нам запастись!   Будут дети развиваться,   Если правильно питаться! 

Чтоб расти и развиваться,  Нужно правильно питаться.  Всухомятку не таскать,  Витамины потреблять!  Сыр на завтрак нужно кушать -  Витамина А заряд!  Бутерброд намажем маслом -  В1 получим сразу. 

Молоко нам нужно пить,  С витаминами дружить!  Мясо, рыбу и яйцо  Станем кушать непременно!  И орешки будем грызть,  Чтоб белком нам запастись!  Будут дети развиваться,  Если правильно питаться!