Целевой блок |
Тема | БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ в 9-12вв. |
Цель | Познакомить обучающихся с понятиями быт, нрав, повседневная жизнь, горница , душегрея, изба, зипун, сарафан, терем . слобода ,кафтан, кокошник, -создать условия для развития речи, умения работать с текстом; -содействовать формированию чувства уважения к традициям народа |
Формировать УУД: | Формировать УУД: - Личностные: способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее культуре и истории через тему урока, мотивация к творческому труду, - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе анализа текста в карточках, и иллюстрациях на этапе «открытия» нового знания. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций через организацию парной и групповой работы. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; навыки чтения текста с ошибками |
Планируемые результаты | Предметные: · знать понятия: быт, нрав, повседневная жизнь, горница , душегрея, изба, зипун, сарафан, терем . слобода ,кафтан, кокошник, · уметь находить сходство и отличие быта богатых и бедных жителей составлять текст по иллюстрациям темы урока |
| Личностные: способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее культуре и истории через тему урока, мотивация к творческому труду,. |
| Метапредметные: · уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; · высказывать своё предположение по теме (Регулятивные УУД); · уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, (Познавательные УУД); · уметь оформлять свои мысли в устной форме; · слушать и понимать речь других; · иметь навыки сотрудничества с одноклассниками, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: Формировать представление о быте и нравах жителей Древней Руси Совершенствовать умение работать с текстом, с тестами, иллюстрациями Способствовать развитию речи обучающихся, их оперативной памяти, Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работе; содействовать формированию чувства уважения к историческому прошлому страны |
Тип урока | Урок новых знаний |
Учебно- Методический комплекс | |
Организационно-деятельностный блок | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных. Развитие речи. Отечество, проспект. |
Формы работы: | индивидуальная, фронтальная, парная, групповая работа |
Межпредметные связи | Литература, МХК, География |
I. Организационный момент | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Напоминаю правила работы на уроке Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай |
Актуализация знаний | Ребята! Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке(о культуре Древней Руси) А.Что такое культура? ( с греческого :возделывать почву) Определите виды культур по иллюстрациям (Демонстрация культурных объектов- (работа в группах. Обсуждение-подведение итогов) Б. Ребята! Предлагаю выполнить тестовое задание по культуре Древней Руси (выполнение в группах по вариантам- проверка и подведение итогов). ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 -Как вы думаете, что мы должны дополнить к рассказу о жизни жителей Древней Руси? -Конечно, это быт и нравы различных слоев населения (Отвечают на вопрос – тема урока о повседневной жизни древних славян, цель – изучить, узнать, как она отличалась от современной повседневной жизни) |
Рефлексия | Подведение итогов –оценивание учащихся |
Учитель | Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Запись терминов в тетрадь Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит Нравы - формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе -Как вы думаете на какие группы можно разбить население Древней Руси? (ответы учащихся) -выявлены группы: -бояре -купцы -горожане -крестьяне |
Изучение нового материала | - жилище в Древней Руси - одежда - воспитание детей - народные праздники и обряды у славян |
Учитель: Составьте вопросы по иллюстрациям Жилище: - князя -купца -ремесленника -крестьян | Жилища жителей Древней Руси Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем — высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение — изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы — сени. В богатых хоромах была ещё и гридница — большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной. Недалеко от хором находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мёд, вино, овощи и другие продукты. В небольшом отдалении находилась баня. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жилым. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами. Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева. |
Рефлексия | Анализ ответов учащихся |
Учитель: Определите по костюму к какой категории населения он принадлежит | Каждая группа показывает подготовленный костюм – А. бояре Б. купцы В. ремесленник Г. крестьяне ( учащиеся определяют по элементам костюма) |
Рефлексия | Анализ ответов учащихся |
Учитель: поговорим с вами о воспитании детей в Древней Руси | Учащиеся берут интервью у каждой группы населения по вопросу воспитания детей (каждая группа задает вопрос другой по поводу воспитания детей) |
Рефлексия | Анализ ответов учащихся |
Учитель: Ребята! Как вы думаете, какие славянские игры сохранились в жизни современного человека? | -каждая группа пишет на листочке игры славянских народов - проведите игру, которая пришла и сохранилась в нашей жизни |
Ф И З М И Н У Т К А | Давайте с вами на минутку представим, что мы воины древнерусской армии. Воины часто не досыпали из-за долгих боёв, глаза у них уставали и болели. Глазам необходимо отдохнуть. (Посмотреть вверх-вниз, по сторонам). Шлем «Шишка» был железный и тяжёлый, шея у воинов затекала под его давлением, давайте разомнём наши шеи. (Вращение головы влево – вправо). Оружие у воинов Древней Руси было тяжёлое, поэтому руки у них сильно уставали. Необходимо размять наши руки. (Рывки рук вверх-вниз, в стороны). Спина болела от долгой ходьбы и тяжёлой ноши, давайте расслабим наши спины. (Наклоны туловища вправо – влево, вперед – назад) |
Рефлексия | Анализ ответов учащихся |
Учитель Рефлексия | Какие нравы и обычаи сохранились на ваш взгляд являются положительными, а какие отрицательные? Цель задания: 1.формирование нравстенно-этических правил 2.форма выполнения: таблица задание | крестьяне | феодалы | занятия | с/хо-во | Пир, охота | Военные походы | Участие, но | | Народные праздники | | | Обычаи | | | образование | | | Анализ ответов учащихся |
Рефлексия: | (Работа в группе) 1.Что объединяет А.феодал-крестьянин Б.серп, плуг, борона, коса В.земледелие, скотоводство, ремесло. Бортничество Г.терем, изба, хоромы Д. бояре, купцы, крестьяне, ремесленники Е. Умник, Любим, Миляй |
| (Работа в паре) Согласны ли вы? -что феодал- основной владелец земли -хоромы-это жилище крестьян -пир, охота, военные походы -это занятия крестьян -Масленница, И.Купала, Коляда -право кровной мести, испытание железом. испытание огнем -это обычаи только для бояр |
Рефлексия | Анализ ответов учащихся |
Учитель: | Что было самым сложным на уроке? -обоснуйте, что мы сами достигли своей цели… Я сегодня узнал 1. 2. 3. |