I.Организационный момент. Мотивация к работе ,правильной посадке. -Ребята,прежде чем начать работу, проверьте, в порядке ли рабочее место, правильно ли вы сидите. -Скажите, почему важно, чтобы на парте был порядок? -А какое значение имеет правильная посадка ? -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке! II.Актуализация полученных ранее знаний. Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. У каждой группы свой небольшой текст. -Прочитайте текст на своих карточках. -Посоветуйтесь и определите , что это такое, к какому жанру относится ваше произведение?(Небылица, сказка, потешка, загадка, скороговорка) К какому разделу относятся все эти произведения? (Устное народное творчество) -Для чего русский народ создавал все эти произведения? II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми. 1.Просмотр отрывка из кинофильма «По семейным обстоятельствам» (разговор с логопедом)(Приложение 1) -Ребята, что вы можете сказать о логопеде из этого фильма? -А что вы знаете о профессии логопеда? -Почему необходимо современному человеку обладать правильной, чёткой, красивой речью? -Как мы сами можем помочь себе сделать свою речь более правильной, чёткой и понятной? -Какой жанр народного творчества нам в этом может помочь? (Скороговорки) -Что мы называем скороговоркой? Слайд 4 -Над чем же мы сегодня будем с вами работать на уроке? Слайд 2, 3 -Что мы можем делать со скороговорками, как с ними поработать, чтобы улучшить нашу речь? III. Планирование. -Ребята, давайте вместе спланируем наш урок. Посмотрите, какие этапы работы над поставленными нами задачами я предположила. В каком порядке по –вашему будем над ними работать? Слайд 5, 6 План: 1.Чтение скороговорок. 2. Разучивание скороговорок. 3.Разгадывание ребусов-скороговорок. 4. Новое о скороговорках. 5. Сочинение скороговорок. IV.Открытие нового знания. 1.Подготовка к чтению скороговорок. Работа по учебнику. -Где мы можем найти скороговорки, чтобы поработать с ними? (В учебнике, с. 143.) -Как называется раздел, над которым мы сегодня начинаем работать? (Читаем быстро) -Для чего же ещё нужны нам скороговорки? (Чтобы учиться читать быстро и правильно) 2.Планирование этапов чтения скороговорки. -Как вы думаете, как правильно читать скороговорки? -Где об этом нам подсказывают авторы учебника? (Сведения на с. 143) -Проверьте, правильно ли мы предположили? (Дети читают сведения из учебника и дополняют свои ответы) -Как читаем первый раз? -Как читать второй раз? -Каким должно быть третье чтение? (План работы над скороговоркой Слайд 7 ) Физминутка –скороговорка. (Слайд 8) Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия 3.Чтение и наблюдение за скороговорками. Действие по плану-троекратное чтение первой скороговорки одним учащимся вслух. Три сороки-тараторки тараторили на горке. -Что значит тараторить? -Кого называют тараторкой? -Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка? -Какие слова повторяются? Для чего? -Прочитайте три следующих скороговорки, соблюдая план, самостоятельно. Работа в парах. -Выберите одну скороговорку ,подготовьтесь прочитать её правильно в быстром темпе вашему соседу. -Договоритесь, кто будет читать первым. -Легко ли произносить скороговорки? -Почему? -В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова) -Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить? -Из скольких предложений чаще всего состоят народные скороговорки? -Что говорит о том, что эти скороговорки принадлежат русскому народу? -Как вы думаете, у других народов есть скороговорки? -Чем они могут отличаться? 4.Разучивание скороговорок. -Ребята, к какому этапу нашего плана урока мы уже можем перейти? Разгадывание ребусов-скороговорок. (Приложение2) На слайде- ребусы-скороговорки На дворе трава, на траве дрова. Около кола колокола. -Что здесь зашифровано? Прочитайте. -Скороговорки ли это? Докажите. -Можно предложить эти скороговорки вашим младшим сестрёнкам, братикам или товарищам для тренировки речи? -Как это сделать? (Рассказать им) -Что для этого нужно сделать? (Сначала выучить самим) Работа в парах. Дети заучивают одну из скороговорок и по очереди рассказывают друг другу. Работа по учебнику. -Какие скороговорки мы не прочитали? -Подготовьтесь к чтению вслух по нашему плану. Чтение оставшихся скороговорок детьми про себя, затем чтение вслух по выбору. Зарядка для глаз. Слайд 9 1.Возьмите в руки карандаш тупым концом вверх, сосредоточьте взгляд на нём. 2.Переведите взгляд в окно, посмотрите вдаль. 3.Закройте глаза, расслабьте мышцы лица. 4.Откройте глаза. 5.Знакомство с авторскими скороговорками. Сравнение с народными. Слайд 10 -Прочитайте две скороговорки на с. 145 и 146. -Чем они похожи? (Повторяющиеся слова и звуки, скороговорки о грибах) -Чем отличаются? (Народная скороговорка состоит из одного предложения, проста по строению, автора определить нельзя. Вторая скороговорка- целое стихотворение, история, у неё есть автор) -Кто автор стихотворения-скороговорки? -Что вы знаете об Игоре Мазнине Показ слайдов 15, 16, 17 обложки книг для детей) -Есть и другие авторские скороговорки. Показ слайдов презентации с авторскими скороговорками. -Поработайте со скороговоркой по плану, подготовьтесь прочитать вслух в быстром темпе. 6.Творческое задание. Сочинение скороговорок для книжки-малышки. Работа в группах. -Что вы видите на заготовках у вас на столах? (Рисунки и слова к ним) -Как вы думаете, что с ними можно сделать?(Добавить свои слова) -Для чего? (Чтобы получились новые скороговорки) -Что вам для этого потребуется? -С чего начнём работу? (Додумаем скороговорку) -Что сделаем потом? (Запишем под картинкой) -Что должно получиться в итоге? (Скороговорка с иллюстрацией) -Для чего нам это пригодится? -Из отдельных страниц мы соберём книжку-малышку. -Как вы оцениваете свою работу, нравится ли вам ваша скороговорка? -Как мы можем использовать скороговорки собственного сочинения? (Для речевых разминок на уроках, для тренировки речи дома) Итог. Рефлексия -Обратимся к нашему плану. Что у нас получилось выполнить из запланированного, что-нет? Какие задачи, поставленные в начале урока решили, какие-не до конца? -Почему,как вы думаете? -Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке) -Для чего это нужно? -Что понравилось в работе на уроке? -Что нового узнали о скороговорках? -Что было трудно? -Что ещё хотелось бы узнать, как поработать над скороговорками? -Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок. Домашнее задание: подготовиться к конкурсу скороговорок. -Покажите фишками ваше настроение на уроке. (Дети поднимают фишки красного (все отлично), зеленого (хорошо) или синего (плохо) цвета. | Настраиваются на плодотворную работу на уроке. Объясняют важность правильной организации рабочего места для успешной работы и правильной посадки для сохранения здоровья. В каждой группе участники распределяют роли-кто читает текст вслух вполголоса, кто высказывает вслух общее мнение группы после обсуждения. Читают текст, обсуждают в группе его особенности, высказывают предположения, к какому жанру относится произведение, один представляет мнение группы вслух. Дети высказывают мысли о назначении произведений каждого жанра. Смотрят отрывок из кинофильма, отвечают на вопросы учителя о важности профессии логопеда и необходимости для современного человека обладать правильной, красивой речью. Сообщение ученика – сведения из словаря Ушакова «Вот объяснение из словаря: СКОРОГОВОРКА- 1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой. 2. Человек, говорящий очень быстро (простореч. фам. ирон.). Он такая с., что в его речи ничего не разберешь. 3. Сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь, напр. "сшит колпак, да не по-колпаковски". Ушаков. Толковый словарь русского языка» Самостоятельно формулируют задачи урока: находить, читать, разучивать, сочинять скороговорки, узнать, какие скороговорки бывают, рисовать иллюстрации к ним. В ходе обсуждения дети под руководством учителя планируют этапы работы на уроке над поставленными учебными задачами- составляют план урока, расставляя карточки с этапами работы на доске в нужном порядке. Работают с информацией учебника: извлекают нужное, выбирают главное, сравнивают свои предположения с научной информацией учебника. Составляют план работы со скороговоркой , действуют по намеченному плану, осуществляют самоконтроль с опорой на план, взаимоконтроль в процессе работы в парах. Упражняются в правильном беглом,выразительном чтении. Осуществляют самоконтроль с опорой на план. Объясняют смысл слов. Дети по очереди читают одну из скороговорок друг другу в быстром темпе. Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок. Соотносят свои действия с планом. Разгадывают ребусы, произносят получившиеся скороговорки ,проговаривая четко, сначала медленно, затем в быстром темпе, действуя по плану, осуществляя взаимоконтроль. Работают самостоятельно с текстом учебника, осуществляя самоконтроль с опорой на план. Выполняют упражнения на снятие напряжения глазных мышц. Читают и сравнивают скороговорки по заданным параметрам. Каждая группа получает заготовки страниц книжки- малышки с опорными словами и рисунками. С их помощью дети сочиняют свои скороговорки, записывают их на «страничке». затем представляют классу, проговаривая хором (группой) Оценивают степень выполнения поставленных в начале урока задач, важность изученного материала. Оценивают своё участие в уроке, своё эмоциональное состояние, планируют возможную дальнейшую работу со скороговорками. | Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности , осознанная забота о своём здоровье(Л) Сопоставление произведений по жанру , обобщение и классификация, сравнение жанра произведений ,способность выполнять логические операции : анализ содержания и языкового оформления произведения(П)Отношение к литературе как к искусству слова(Л) Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К.) Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний(Р) Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться(Л) Умение обосновывать свои суждения(П) В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи(Р) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р) Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими ,сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.(П) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р) Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К) Способность к учебному сотрудничеству, согласование действий с партнёром ,способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре (К) Познавательный интерес к наблюдениям за словом.(Л) Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи(П) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р)Умение обосновывать свои суждения(П)Составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием(К) Осознание себя как гражданина, представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам(Л) Способность действовать по заранее намеченному плану(Р) Сопоставление изучаемого произведения с другими по жанру Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом(П) Умение обосновывать свои суждения(П) Способность к культурному общению с одноклассниками, в семье, с другими людьми(К)Способность взаимодействовать с партнёром для решения учебно- познавательных задач(К) Осознанная забота о своём здоровье(Л.) Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы(П) Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать(П) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р) Способность к прогнозированию(Р) Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)Конструировать предложения, выбирать вариант построения, действовать по аналогии. (П) Способность регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции(Р) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К)Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо. (К.) Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.) Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К) Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р) |