СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Что есть красота?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

«Что есть красота?»

Предмет: русская литература       

Класс: 7

Тема: Прекрасное как категория искусства на примере анализа стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Цель:

Образовательная – систематизация  знаний по теории литературы в процессе анализа стихотворения.

Воспитывающая – развитие  творческих способностей учащихся, приобщение к искусству слова.

Развивающая – формирование и развитие образного, критического мышления, литературной речи.

Оборудование: Тексты стихотворений. Пейзажные зарисовки.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: индивидуальная, беседа

 

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Красота. Как можно определить значение этого понятия? Почему, говоря об искусстве, мы употребляем слово «прекрасное», а в обычной речи употребляем слово «красота»? 

Итак, что есть красота? (ответы учащихся)

Тема:  Прекрасное как категория искусства на примере стихотворений Н.А. Заболоцкого «Сентябрь» и «Некрасивая девочка».

Учитель: Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Такую формулировку вечного для искусства вопроса предложил поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

На этом уроке мы познакомимся с его стихотворениями «Сентябрь» и «Некрасивая девочка» (учащиеся читают тексты стихотворений).

2. Размышляем над прочитанным:

  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
  • Как автору удалось запечатлеть зыбкую, неустойчивую картину природы?
  • Как называется в литературе способ запечатления и очеловечивания живой красоты?

3. Словарная работа

  1. Взъерошенный тополь. Взъерошить – привести в беспорядок (волосы человека).

Изнанка – внутренняя сторона чего-либо (изнанка листа тополя действительно серебристая), переносное значение слова: скрытая сторона.

  • объясните образ-метафору:

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

  1. Морок – 1) мгла, сумрак; 2) облака, тучи; переносное значение слова: грезы, призрачное видение.

Учитель: Как теперь вы понимаете словесный образ:

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

  1. Анализ словесных художественных образов:
  • Насколько выразительна пейзажная зарисовка осеннего дня в двух первых строфах стихотворения, каким чувством она проникнута?
  • Найдите в тексте и объясните «зеркальное» сравнение («орешина… словно девушка» и «молодая царевна… словно деревце»)
  •  Какие краски использует автор для создания образа, в котором основой служит природная красота: девушка – деревце?
  • Автор использует живописные краски для создания образа: «золотой, как огонь», «гранатовый». А какие эмоциональные краски использованы автором? («зыбкая», «скользящая»)
  • Найдите в тексте образ-переживание («на заплаканном юном лице»)

Учитель: Поэт сумел передать переменчивость природы в тонком переплетении  дождевых капель и человеческих слез, в трепетной улыбке, проступающей сквозь слезы, - так пробивается первый луч солнца сквозь облака, закрывшие небо.

Сопричастность поэта к миру природы определяло мироощущение поэта, его понимание прекрасного.

А теперь обратим внимание на стихотворение, которое автор демонстративно назвал «Некрасивая девочка», попытаемся определить отношение поэта к красоте человека – внешней и внутренней.

  1. Размышляем над прочитанным:
  • Как вы определите чувство поэта, выраженное в строках, где даны детали портрета девочки?
  • Какой видит ее автор вначале, как бы мимоходом, обратив внимание на уличную сценку?
  • Почему дальше интонация рассказа об уличной сценке меняется? («чужая радость так же, как своя», «и девочка ликует и смеется, охваченная счастьем бытия»)
  • Как вы назвали бы это редкое качество в людях?
  • Какие чувства охватывают автора, когда он пишет строки «ни тени зависти, ни умысла худого еще не знает это существо…» (сочувствие, любовь к девочке)
  • Что в девочке так привлекло поэта (умение радоваться за других, быть счастливым, когда хорошо другим)
  • Что вы можете сказать о внутреннем состоянии автора при строках «не хочу я думать», «мне верить хочется…»
  • Почему автор повторяет строку «мне верить хочется…»? (Можно сказать, что эти строки звучат как заклинание: пусть «счастье бытия» (ощущение радости жизни) не оставит девочку никогда! Пусть «чистый пламень», горящий в ее душе, сохранится).
  • Какой ответ подразумевает поэт на свой вопрос: что есть красот? («огонь, мерцающий в сосуде»)
  •  Смог ли поэт убедить читателя? Увидели ли мы эту девочку по-другому?
  • Почему для выражения силы и красоты человеческой души используется образ света, пламени?
  • Найдите в тексте строки, в которых заключены ключевые слова для образа пламени, огня?

(«Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!»)

  1. Вывод: так что же есть красота?

(Красота – это свойство прекрасного, проявление прекрасного, сущность прекрасного…)

  1. Домашнее задание:

Дать развернутый ответ на вопрос «Каково ваше представление об истинной красоте?».

  1. Оценивание
  2. Рефлексия урока

 

Приложение

 

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовый

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

 

 

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

 

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?