Круглый стол
По теме: «Весь мир во мне, и в мире я – как дома»
( К 100 – летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова)
Цель: познакомить учащихся с многообразием творчества Кугультинова, помочь учащимся уяснить мировосприятие Давида Никитича, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения по творчеству Кугультинова.
1.Вступительное слово ведущего
Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления.
«Весь мир во мне, и в мире я, как дома!» - эту замечательную цитату из творчества Давида Никитича мы решили взять за тему нашего круглого стола. Когда мы произносим имя Давида Никитича Кугультинова, то перед нами встает как бы высеченное из гранита лицо мудреца! Калмыцкий народ может по праву гордиться Давидом Кугультиновым! Его слово звучит далеко за пределами нашей Родины!
Он знал войну. Его человеческая душа раскрылась в страданиях и муках, которые ему пришлось пережить вместе со своим народом!
(Включается видео «Живой голос Д.Н.Кугультинова»)
2.Организация обсуждения темы «Весь мир во мне, и в мире я, как дома!».Эти строки из замечательного стихотворения нашего поэта. Давайте послушаем эти строки в исполнении ученицы 8 класса:
«Когда весна - медлительно, не сразу»
Нагреет землю и войдет в зенит
И, ароматом полный до отказу,
Над многоцветьем воздух зазвенит,
Я ухожу один в степные дали,
Бездумно опускаюсь на траву
И это мыслью не назовешь едва ли
В тени кургана грежу наяву…
А надо мною в синеве бесплотной
На ниточке весеннего луча
Трепещет жаворонок беззаботный,
Как колокольчик радости звуча,
Тогда душа - светла и невесома.
Весь мир во мне, и в мире я, как дома!
Ведущий: Весь мир во мне, и в мире я, как дома… Такое философское восприятие окружающего мира свойственно натурам глубоко поэтическим, чувственным, неравнодушным к тому, что происходит рядом, пытающимся жить в гармонии со всем,что окружает человека. Такое восприятие окружающего мира говорит о том, как широка и многогранна душа поэта.
Сегодня за нашим круглым столом мы поговорим о поэте, попытаемся войти в мир поэзии Кугультинова. Диапазон его творчества поражает широтой и многоохватностью. Такие понятия, как человек, земля, истина, совесть, правда, добро, зло – составляют лейтмотив его поэзии. Но как писал немецкий поэт Гете: «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта».
Ну что, ребята, идем в страну поэзии великого Давида Никитича Кугультинова? (Да)
3.Организация дискуссии.
Ведущий: Поэзия Кугультинова так же интересна, как и интересна и его жизнь. Чтобы понять, о чем пишет поэт, мы должны познакомиться с жизнью поэта.
- О чем же пишет поэт? (ответы детей)
(О вечных ценностях в жизни каждого человека – о добре, бессмертии, уме, счастье, любви)
Ведущий: Да, в этом магическая сила поэзии Кугультинова.
Родной край, родная природа – неотъемлемая и вечно волнующая тема творчества Кугультинова.
(ученик читает стихотворение Д.Кугультинова «Ушла зима»
Ведущий: Была бы только степь моя жива … Ребята, о чем эти строки? Как вы понимаете их?
(ответы учеников на вопрос)
Ведущий: Ребята, кто – то из вас желает прочитать стихи Кугультинова о природе?
(ученицы читают стихотворения Д.Н.Кугультинова «С утра поливал я деревья в саду», «Как ты прекрасна степь моя в апреле», «Лебеди плывут» с анализом.)
Вывод по теме подводит ученик: Поэт чувствует свое единство со всеми живущими рядом и ответственность за судьбу всего мира.
Ведущий: Поэт А.Вознесенский сказал: «Друг степей калмык – Кугультинов. За его спиной вековая история его народа. Этот гул степей чувствуется в его стихах. Эти три слова так много значили не только для Давида Никитича, но и для нас.
Ученик читает стихотворение «Три слова»
Ведущий: Время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного во имя спасения человечества от фашизма.
Выступление учителя «Тема войны в поэзии Кугультинова»
Ведущий: Думаю, ребята, кто – то из вас читал стихи о войне и о депортации калмыцкого народа в годы войны?
Ученик читает стихотворение «От правды я не отрекался»
Стихи Кугультинова, написанные в перерывах между сражениями, тоже приближали Победу. Мы сегодня говорили о великом человеке Д.Н. Кугультинове, который оставил нам в наследство великое достояние.
Ведущий: Поэты – это люди, обладающие великим даром писать. Среди нас, ребята, находится современная поэтесса, обладающая таким даром – это Куканова В.К.
(выступление поэтессы Кукановой В.К)
Ученик читает стихотворение «Дайте, дайте первую удачу»
Ведущий: «Должен сказать, вспоминал Кугультинов, что Высшие Литературные курсы Союза писателей СССР помогли мне во многом. Ведь, по существу, у меня не было того минимума образования, который давал бы право заниматься литературой, писать. Я отлично понимал, что читатель вырос, и, чтобы писать вещи, которые удовлетворили бы его требования, пишущий сам должен быть на уровне стремительно движущегося времени. Я много читал, но читал без системы, без руководства, без своего угла зрения. Данные курсы систематизировали мои знания. Помимо теоретических знаний курсы дали мне писательскую среду, в которой я так нуждался …»
Жизненный опыт поэта, разделившего судьбу своего народа, определил основные мотивы его творчества: неподкупность, честность и свобода. В поэзии Кугультинова наряду с глубоким философским осмыслением действительности всегда присутствует гуманистический подход, традиционно присущий великой русской литературе, российской литературе.
Ученик: В творчестве поэта есть еще одна особенность – чувство родства со всеми живыми на земле – с травами и деревьями, с животными и птицами…
(читает стихотворение Д.Кугультинова «Полынь»,
Поэт чувствует свою неотделимость от природы, чувствует себя ее частицей «Быть человеком!» «Я слит с землею», «Я ее частица». Он с волнением и переживанием пишет и о сорванном тюльпане, и о раздавленном червяке, и об убитом сайгаке. Учит нас беречь и ценить окружающий мир.
Ведущий: Степная жемчужина – и о чем пойдет речь? Конечно же об Элисте – столице нашей республики. И в продолжение темы, мы послушаем сейчас песню в исполнении наших учеников 8 класса «Моя маленькая Элиста».
(исполняется песня «Моя маленькая Элиста»)
Как точно сказал поэт в одном из стихотворений «Пусть в себя поверит человек!»
Ученик 9 класса читает стихотворение «Дайте, дайте первую удачу!»
Ведущий: Поэзия Кугультинова – поэзия, которая черпала силы в народных сказаниях, пословицах, песнях, танцах, наверное, поэтому она так близка и понятна детям.
(исполняется калмыцкий танец)
Подведение итогов «Круглого стола». Ведущий напоминает о целях, которые были поставлены в начале мероприятия, кратко показывает итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения, формулирует общее мнение, озвучивает аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии, дает задание на самоподготовку. Оценивание и слова благодарности участникам мероприятия.
(Включается видео с Д.Н.Кугультиновым, с обращением к юному поколению)
.