СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 2 класса В гостях у новогодней ёлке. "О чём и как рассказывает музыка".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с творчеством русского композитора П.И. Чайковского через музыку балета "Щелкунчик".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 2 класса В гостях у новогодней ёлке. "О чём и как рассказывает музыка".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Открытый урок музыки во 2 классе


Тема: В гостях у Новогодней ёлки. «О чём и как рассказывает музыка»


Подготовил и провёл:

учитель музыки

Сервуля Л.Л.,

квалификационная категория:

учитель высшей категории













с. Яркое Поле

Художественное название: «Образы снежинок в музыке»

Предметные результаты:

1.Личностные: воспитывать эстетический вкус учащихся. научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

-формирование учебно-познавательного интереса к предмету, способности к самооценке.


2. Предметные: ознакомить обучающихся с возможностями музыки рассказывать, изображать, передавать движения. Познакомить с творчеством русского композитора П.И.Чайковского через музыку балета «Щелкунчик»; - научить обучающихся чувствовать настроение через восприятие музыки, пение и движение, определять настроение музыкального произведения при помощи выразительных характеристик.

3. Метапредметные:

Регулятивные: Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера. Развивать воображение, речевую выразительность. Развивать музыкальные и творческие способности обучающихся, ассоциативно-образное мышление, память, вокально-хоровые навыки, интонационно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку, воображение, творческие способности учащихся, навыки хорового пения.

Коммуникативные: формировать умение слышать, слушать и понимать друг друга;  умение выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения произведения (пение), пластического интонирования.

Познавательные: сформировать представление о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле. Уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы,

.

Оборудование: доска, фортепиано, компьютер, телевизор, портрет русского композитора П.И. Чайковского, снежинки настроений, музыкальный, нотный и иллюстрационный материал.

Музыкальный материал: Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка», «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», видеофрагмент «Вальса снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», песня Г.Гладкова «Снежинки».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Форма проведения: Урок-путешествие.

Эпиграф к уроку: Послушай музыку вокруг,

Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук…

М.Ивенсен




Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности:

-Стихотворение А. Бочарова «Нам расскажет музыка обо всём на свете».

Учитель: Музыка сопровождает человека в радости и в горе, в работе и когда человек отдыхает. Музыка – везде.

-Ребята, а разве умеет музыка «разговаривать», тем более «рассказывать» без слов? (ответы детей)

Учитель: Правильно, ребята! Музыка – это искусство звуков, и рассказывает она музыкальными звуками. Музыка может без слов выражать настроения, чувства, характер человека. Музыка может изображать разнообразные звуки, шум, явления природы.

О чём именно нам будет рассказывать музыка сегодня на уроке, вы узнаете, просмотрев и прослушав видеоролик песни.

( Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка»).

II. Формирование темы и цели урока обучающимися.

Учитель: - Ребята о чём нам рассказала музыка? (ответы детей)


Нанесённые сугробы, Занесённые дома, Это значит, наступила Настоящая зима.



III. Объявление темы, цели и эпиграфа к уроку:

IV. Знакомство с новой темой урока:

1.Вступительная беседа с учащимися.

- Ребята, а какие изменения в природе происходят зимой?

(Учитель обращает внимание детей на доску, к иллюстрациям ответы детей)

Давайте вспомним, как лютует и сердится зима.

2. Игра-импровизация «Зимой»:

- Дует ветер (дети качают руками, наклонившись в стороны и в перёд). -

-Поднялась метель (круговые вращения руками).

- Хаотично летит снег (Растопырив пальцы, приседают на разной высоте).

- Деревья гнуться от ветра (наклоны, вращение туловища).

- Щипает мороз за щёчки (пальцами щипают себя за щёчки).

-Мёрзнут звери и птицы (имитируют холод).

Учитель: Пришла зима. Выпал снег и покрыл всё вокруг: посыпал землю, припушил деревья. Мороз разукрасил окна домов красивыми узорами. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки.

-Ребята, а вы хотите поиграть в снежки?

3. Пальчиковая гимнастика «Играем в снежки».

Учитель: - А вы знаете, что снег состоит из множества снежинок?

4. Создание игровой ситуации, загадка о снежинках:

Сыплет беленький снежок

На полянку, на лужок. Всё вокруг белым-бело,

Столько снегу намело!

Эти белые пушинки

Называются….(снежинки)



Учитель: Ребята, посмотрите, к нам прилетели разноцветные снежинки: весёлые, добрые, сердитые, праздничные. Они принесли нам музыку о зиме.

(На доске прикреплены снежинки настроений)

- Сегодня , мы познакомимся с музыкой композитора, который вам уже знаком, его фамилия начинается с названия горячего напитка?

П.И. Чайковский – великий русский композитор, он очень любил детей. Он написал балет-сказку «Щелкунчик» о праздновании детьми новогоднего праздника и о приключениях волшебного Щелкунчика. Музыка в балете-сказке изображает Щелкунчика, детей, злого мышиного короля, сказочную фею конфет – Фею Драже, вальс снежных хлопьев и вальс цветов.

А сейчас внимательно прослушайте один из музыкальных фрагментов балета «Щелкунчик» и скажите, кого изобразил композитор? Какие картины увидели вы в своём воображении?

5.Слушание музыки: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

-Беседа с детьми по прослушиванию музыки:

-Так кого же нам изобразила музыка?

- О чём рассказала нам музыка?

- Как бы вы назвали это музыкальное произведение, если бы вы были композиторами? (ответы детей)

Учитель: Музыка нам рассказала о снежинках. Называется это музыкальное произведение «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», а ещё его называют «Танец снежинок».

Ребята, вспомните, что такое балет? (ответы детей)

6.Знакомство с понятием «балет».

Балет – это музыкальное произведение, написанное для театра, это музыкальный спектакль, в котором действующие лица выражают свои мысли и чувства при помощи танцевальных движений.

Мы сейчас посмотри видеофрагмент из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев». Просмотрите внимательно, прослушайте и скажите, кто исполняет музыку? Какой характер и настроение музыки? Какие чувства передаёт нам музыка снежинок?

7. Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

- Беседа с детьми по просмотру:

Учитель: - Какой оркестр помог композитору рассказать о снежных хлопьях, музыке снежинок (духовой, симфонический, или оркестр народных инструментов)?

- Какую снежинку настроения мы выберем? (ответы детей)

- Вам известно, ребята, что не существует одинаковых снежинок. Они как звуки музыки движутся то вверх, то вниз, то кружатся, то замирают. Давайте представим себя снежинками, передайте характер музыки в движении.

8. Метод пластического интонирования.

- Снежинок, ребята очень много, наверное столько, сколько музыки и песен. Прослушайте песню Г.Гладкова на слова Ю.Энтина «Снежинки». Какая из снежинок принесла музыку этой песни?

9. Знакомство с песней, ответы детей.

Попевка «Снег-снежок».

10. Хоровое исполнение:

-исполнение песни учителем;

-разучивание 1 куплета;

-исполнение песни детьми.

V. Итог урока: - В какое время года мы свами путешествовали сегодня на уроке?

Мы побывали в царстве снежинок, слушали музыку, пели песню, попробовали себя в образе снежинок.

-Какой композитор рассказал нам музыкой о снежинках?

- Как называется фрагмент музыки из балета «Щелкунчик», с которой мы знакомились?

- Какой вид оркестра помог композитору рассказать о снежных хлопьях?

-Что изображает музыка?

VI. Рефлексия. В завершении прошу вас выразить своё отношение к уроку – если вам урок понравился – прикрепите на доску весёлого снеговика, а если не понравился – грустного.

Вербальное оценивание обучающихся. Дети под музыку выходят из класса.



Стихотворение «Нам расскажет музыка обо всём на свете»

Нам расскажет музыка

Обо всём на свете:

О белоснежных облаках, О солнышке и лете.


О том, как бурная река

В скалистый берег бьётся.

Как смотрят горы свысока, Дорога лентой вьётся.


Клин журавлиный улетает,

А на руке снежинка тает.

О том, как лист жёлтый кружит,

И свет всю ночь в окне горит.


Как утром гаснут фонари,

Уходят в море корабли,

А у костра друзья поют,

А на лугах цветы цветут,

Как шелестят страницы книг,

Как дорог в жизни каждый миг.


А.С.Бочарова













Используемая литература


  1. Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.

  2. «Там, где музыка живет». Аркадий Кленов, Изд-во “Педагогика-Пресс”, Москва, 1994 г.

  3.  Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д.Б. кабалевский.-М: Просвещение, 1981г.

  4. Г.С. Ригина. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах /Под ред. Л.В.Занкова.-М.:просвещение, 1979.-160 с..ил.

  5. Учебник «Музыка» - 1кл,-Г.П. Сергеева, Е.Д.Крицкая.- М.: Просвещение, 2014г. 

Используемый материал и Интернет-источники:


1.Зимняя сказка. Виктор Янов. - http://galina-59.livejournal.com/349248.html

2. nsportal.ru/nachainoya-shkola/

3.https://doc 4 web/ru/muzika

4. Комплекс уроков по музыке 1 класс по программе Крицкой Е.Д.