МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Открытый урок музыки во 2 классе
Тема: В гостях у Новогодней ёлки. «О чём и как рассказывает музыка»
Подготовил и провёл:
учитель музыки
Сервуля Л.Л.,
квалификационная категория:
учитель высшей категории
с. Яркое Поле
Художественное название: «Образы снежинок в музыке»
Предметные результаты:
1.Личностные: воспитывать эстетический вкус учащихся. научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
-формирование учебно-познавательного интереса к предмету, способности к самооценке.
2. Предметные: ознакомить обучающихся с возможностями музыки рассказывать, изображать, передавать движения. Познакомить с творчеством русского композитора П.И.Чайковского через музыку балета «Щелкунчик»; - научить обучающихся чувствовать настроение через восприятие музыки, пение и движение, определять настроение музыкального произведения при помощи выразительных характеристик.
3. Метапредметные:
Регулятивные: Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера. Развивать воображение, речевую выразительность. Развивать музыкальные и творческие способности обучающихся, ассоциативно-образное мышление, память, вокально-хоровые навыки, интонационно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку, воображение, творческие способности учащихся, навыки хорового пения.
Коммуникативные: формировать умение слышать, слушать и понимать друг друга; умение выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения произведения (пение), пластического интонирования.
Познавательные: сформировать представление о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле. Уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы,
.
Оборудование: доска, фортепиано, компьютер, телевизор, портрет русского композитора П.И. Чайковского, снежинки настроений, музыкальный, нотный и иллюстрационный материал.
Музыкальный материал: Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка», «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», видеофрагмент «Вальса снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», песня Г.Гладкова «Снежинки».
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Форма проведения: Урок-путешествие.
Эпиграф к уроку: Послушай музыку вокруг,
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук…
М.Ивенсен
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности:
-Стихотворение А. Бочарова «Нам расскажет музыка обо всём на свете».
Учитель: Музыка сопровождает человека в радости и в горе, в работе и когда человек отдыхает. Музыка – везде.
-Ребята, а разве умеет музыка «разговаривать», тем более «рассказывать» без слов? (ответы детей)
Учитель: Правильно, ребята! Музыка – это искусство звуков, и рассказывает она музыкальными звуками. Музыка может без слов выражать настроения, чувства, характер человека. Музыка может изображать разнообразные звуки, шум, явления природы.
О чём именно нам будет рассказывать музыка сегодня на уроке, вы узнаете, просмотрев и прослушав видеоролик песни.
( Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка»).
II. Формирование темы и цели урока обучающимися.
Учитель: - Ребята о чём нам рассказала музыка? (ответы детей)
Нанесённые сугробы, Занесённые дома, Это значит, наступила Настоящая зима.
III. Объявление темы, цели и эпиграфа к уроку:
IV. Знакомство с новой темой урока:
1.Вступительная беседа с учащимися.
- Ребята, а какие изменения в природе происходят зимой?
(Учитель обращает внимание детей на доску, к иллюстрациям ответы детей)
Давайте вспомним, как лютует и сердится зима.
2. Игра-импровизация «Зимой»:
- Дует ветер (дети качают руками, наклонившись в стороны и в перёд). -
-Поднялась метель (круговые вращения руками).
- Хаотично летит снег (Растопырив пальцы, приседают на разной высоте).
- Деревья гнуться от ветра (наклоны, вращение туловища).
- Щипает мороз за щёчки (пальцами щипают себя за щёчки).
-Мёрзнут звери и птицы (имитируют холод).
Учитель: Пришла зима. Выпал снег и покрыл всё вокруг: посыпал землю, припушил деревья. Мороз разукрасил окна домов красивыми узорами. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки.
-Ребята, а вы хотите поиграть в снежки?
3. Пальчиковая гимнастика «Играем в снежки».
Учитель: - А вы знаете, что снег состоит из множества снежинок?
4. Создание игровой ситуации, загадка о снежинках:
Сыплет беленький снежок
На полянку, на лужок. Всё вокруг белым-бело,
Столько снегу намело!
Эти белые пушинки
Называются….(снежинки)
Учитель: Ребята, посмотрите, к нам прилетели разноцветные снежинки: весёлые, добрые, сердитые, праздничные. Они принесли нам музыку о зиме.
(На доске прикреплены снежинки настроений)
- Сегодня , мы познакомимся с музыкой композитора, который вам уже знаком, его фамилия начинается с названия горячего напитка?
П.И. Чайковский – великий русский композитор, он очень любил детей. Он написал балет-сказку «Щелкунчик» о праздновании детьми новогоднего праздника и о приключениях волшебного Щелкунчика. Музыка в балете-сказке изображает Щелкунчика, детей, злого мышиного короля, сказочную фею конфет – Фею Драже, вальс снежных хлопьев и вальс цветов.
А сейчас внимательно прослушайте один из музыкальных фрагментов балета «Щелкунчик» и скажите, кого изобразил композитор? Какие картины увидели вы в своём воображении?
5.Слушание музыки: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
-Беседа с детьми по прослушиванию музыки:
-Так кого же нам изобразила музыка?
- О чём рассказала нам музыка?
- Как бы вы назвали это музыкальное произведение, если бы вы были композиторами? (ответы детей)
Учитель: Музыка нам рассказала о снежинках. Называется это музыкальное произведение «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», а ещё его называют «Танец снежинок».
Ребята, вспомните, что такое балет? (ответы детей)
6.Знакомство с понятием «балет».
Балет – это музыкальное произведение, написанное для театра, это музыкальный спектакль, в котором действующие лица выражают свои мысли и чувства при помощи танцевальных движений.
Мы сейчас посмотри видеофрагмент из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев». Просмотрите внимательно, прослушайте и скажите, кто исполняет музыку? Какой характер и настроение музыки? Какие чувства передаёт нам музыка снежинок?
7. Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
- Беседа с детьми по просмотру:
Учитель: - Какой оркестр помог композитору рассказать о снежных хлопьях, музыке снежинок (духовой, симфонический, или оркестр народных инструментов)?
- Какую снежинку настроения мы выберем? (ответы детей)
- Вам известно, ребята, что не существует одинаковых снежинок. Они как звуки музыки движутся то вверх, то вниз, то кружатся, то замирают. Давайте представим себя снежинками, передайте характер музыки в движении.
8. Метод пластического интонирования.
- Снежинок, ребята очень много, наверное столько, сколько музыки и песен. Прослушайте песню Г.Гладкова на слова Ю.Энтина «Снежинки». Какая из снежинок принесла музыку этой песни?
9. Знакомство с песней, ответы детей.
Попевка «Снег-снежок».
10. Хоровое исполнение:
-исполнение песни учителем;
-разучивание 1 куплета;
-исполнение песни детьми.
V. Итог урока: - В какое время года мы свами путешествовали сегодня на уроке?
Мы побывали в царстве снежинок, слушали музыку, пели песню, попробовали себя в образе снежинок.
-Какой композитор рассказал нам музыкой о снежинках?
- Как называется фрагмент музыки из балета «Щелкунчик», с которой мы знакомились?
- Какой вид оркестра помог композитору рассказать о снежных хлопьях?
-Что изображает музыка?
VI. Рефлексия. В завершении прошу вас выразить своё отношение к уроку – если вам урок понравился – прикрепите на доску весёлого снеговика, а если не понравился – грустного.
Вербальное оценивание обучающихся. Дети под музыку выходят из класса.
Стихотворение «Нам расскажет музыка обо всём на свете»
Нам расскажет музыка
Обо всём на свете:
О белоснежных облаках, О солнышке и лете.
О том, как бурная река
В скалистый берег бьётся.
Как смотрят горы свысока, Дорога лентой вьётся.
Клин журавлиный улетает,
А на руке снежинка тает.
О том, как лист жёлтый кружит,
И свет всю ночь в окне горит.
Как утром гаснут фонари,
Уходят в море корабли,
А у костра друзья поют,
А на лугах цветы цветут,
Как шелестят страницы книг,
Как дорог в жизни каждый миг.
А.С.Бочарова
Используемая литература
Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.
«Там, где музыка живет». Аркадий Кленов, Изд-во “Педагогика-Пресс”, Москва, 1994 г.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д.Б. кабалевский.-М: Просвещение, 1981г.
Г.С. Ригина. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах /Под ред. Л.В.Занкова.-М.:просвещение, 1979.-160 с..ил.
Учебник «Музыка» - 1кл,-Г.П. Сергеева, Е.Д.Крицкая.- М.: Просвещение, 2014г.
Используемый материал и Интернет-источники:
1.Зимняя сказка. Виктор Янов. - http://galina-59.livejournal.com/349248.html
2. nsportal.ru/nachainoya-shkola/
3.https://doc 4 web/ru/muzika
4. Комплекс уроков по музыке 1 класс по программе Крицкой Е.Д.