1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тема урока | Электродвижущая сила |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. |
Метапредметные: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; выявлять причинно следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности. |
Предметные: описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; приописании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): постоянный электрический ток, электрическое поле, электрический заряд, сторонние силы, работа электростатического поля, электродвижущая сила, разность потенциалов, кулоновские силы. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по новой для учащихся теме, в котором раскрывается роль источника тока и его характеристики. Устанавливается связь ранее изученных величин с новыми, применяется прямой метод измерения ЭДС, раскрывается его практическое значение, устанавливается роль источника тока в полной электрической цепи. Сухой гальванический элемент, вольтметр, соединительные провода, «источники тока» из овощей и фруктов, светодиод, цинковые и медные пластинки. Видеофрагмент урока № 70 https://videouroki.net › 10-class, https://resh.edu.ru/subject/lesson4741/start/150960/- урок № 30 (10 клас), презентация. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Фронтальная эвристическая беседа. Посмотрите, пожалуйста, на мой рабочий стол. На нем находятся различные предметы: картофель, лимон, яблоко, батарейка, аккумулятор. Что объединяет все эти предметы? (Выдвижение гипотез учащимися). Как проверить, и убедиться, что они работают? ( Подключаем к светодиоду). Перед вами две одинаковые батарейки, одна из них неисправна. Что это значит и как установить? Для чего это нужно в жизни? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Индивидуальные вопросы: Что называют электрическим током? Каковы условия существования электрического тока? Для чего служат источники тока? Как вычислить работу по перемещению заряда в проводнике? Какие действия электрического тока знаете? Назовите единицы измерения электрического заряда, силы тока, напряжения. На слайде портрет Алессандро Вольта. Какой вклад внес данный ученый в развитие электричества? ( Сообщение учащегося о биографии ученого). |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
На уроке мы узнаем за счет чего восполняется энергия, затраченная на совершение работы тока в цепи, установим новые физические величины. Научимся измерять новую физическую величину и понимать ее практическую значимость. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Групповая исследовательская работа. Прием – «аквариум». На партах находятся батарейки, соединительные провода, вольтметры. Задание: собрать из этих элементов электрическую цепь, записать показания вольтметра. Выдвинуть гипотезу обьяснения различия в показаниях. Обьяснение измеряемой величины и ее смысл вы установите по ходу просмотра видеофрагмента. Составить краткий конспект увиденного. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Работа в парах: взаимопроверка конспектов в парах. Используя конспект и параграф 105 учебник, ответьте на вопросы : (вопросы на слайде) Почему электрическое (кулоновское ) поле не способно поддерживать постоянный электрический ток в цепи? Какие силы называются сторонними? Что называют электродвижущей силой? В каких единицах измеряется? Почему работа сторонних сил не может быть выражена через разность потенциалов? Посмотрите на данные рисунки, подумайте и попытайтесь ответить Что объединяет эти устройства? Какую физическую величину мы сегодня измеряли? ( Электродвижующую силу-ЭДС). Такой метод называется прямым. Сделайте вывод по результатам ваших исследований. Каково практическое применение новых знаний? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Фронтальная работа (если в классе один ПК) или индивидуальная работа (на ПК). Выполнение тренировочных заданий урока №30 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson4741/start/150960/- |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задания группам: (каждая группа выбирает себе один из предложенных вопросов для обсуждения) Настенные часы остановились? Что надо сделать? В доме старая батарейка? Что надо сделать? Как правильно утилизировать непригодную батарейку? С какими источниками тока вам приходится чаще всего сталкиваться в повседневной жизни? Используете ли их вы и ваша семья? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Индивидуальная работа по карточкам с последующей взаимопроверкой. Вариант №1 ЭДС источника тока 9 В , работа сторонних сил по перемещению заряда равна 9 мДж. Чему равен электрический заряд? При питании лампочки от элемента с ЭДС 1,5 В сила тока в цепи равна 0,2 А. Найти работу сторонних сил в элементе за 1 мин. Определите напряжение на лампочке (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения равна цене деления вольтметра. Ответ: ( ____±____ ) В. Вариант №2 Найти работу сторонних сил источника тока ЭДС 10 В по перемещению заряда в 1мкКл. Определите работу, совершенную сторонними силами источника тока с ЭДС 5В при перемещении по электрической цепи N=1*10¹² электронов. Определите напряжение (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения равна половине цены деления вольтметра. Ответ: ( ____±____ ) В. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Практическая работа: Группы получают по 5 штук : шариков (1группа), горошин (2 группа), бусин (3 группа),пулек от детского пистолета (4 группа)и сплошной желоб. Поставьте под уклон желоб, чтобы тела скатывались по нему и собирались в емкости внизу. Быстроиз емкости набирайте тела и наполняйте вершину желоба, чтобы движение тел не прерывалось. Это устройствомоделирует замкнутую электрическую цепь. Желоб – проводник, вы – источник тока, который обеспечивает возврат тел от основания желоба к его вершине, скатывающиеся по наклонному желобу тела(электроны)-электрический ток, высота верхнего края желоба показывает величину ЭДС. Изменить угол наклона желоба и повторить опыт. Какие изменения произошли? |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Единицы измерения ЭДС, напряжения, потенциала одинаковы. Как это можно обьяснить? Назовите формулуы для расчета напряжения и ЭДС. В чем сходство и различие? Какие источники тока вам знакомы? Какие превращения энергии происходят в источниках? На примере 2 или 3 источников тока. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Индивидуальная работа на ПК (оценка автоматической системой РЭШ), взаимопроверка конспектов после просмотра видеофрагмента, заданий в форме ЕГЭ в парах. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
-Что было на уроке важным? - Что было новым? - Что было интересным? У вас на столах лежат кружочки. Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока. Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд. Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд. Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Подготовить сообщения о природе стороних сил в различных источниках тока. Выучить пар. 105. Домашний проект «Сделай батарейку» ( Инструкцию выдать каждому ученику) I. Из лимона, красной свеклы, огурца, картошки и т.д. Сделать вывод какая из «батареек « лучше. II.1.Возьмите 5 желтых монет по 10 рублей и 5 белых монет по 5 рублей. 2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли. 3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар |