СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "ЭДС" 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "ЭДС" 10 класс»

Разработка технологической карты урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Фокина Елена Анатольевна

Место работы

МОУ «Гимназия №1» города Железногорска

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема урока

Электродвижущая сила

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Метапредметные: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; выявлять причинно следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности.


Предметные: описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; приописании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): постоянный электрический ток, электрическое поле, электрический заряд, сторонние силы, работа электростатического поля, электродвижущая сила, разность потенциалов, кулоновские силы.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по новой для учащихся теме, в котором раскрывается роль источника тока и его характеристики. Устанавливается связь ранее изученных величин с новыми, применяется прямой метод измерения ЭДС, раскрывается его практическое значение, устанавливается роль источника тока в полной электрической цепи. Сухой гальванический элемент, вольтметр, соединительные провода, «источники тока» из овощей и фруктов, светодиод, цинковые и медные пластинки. Видеофрагмент урока № 70 https://videouroki.net › 10-class, https://resh.edu.ru/subject/lesson4741/start/150960/- урок № 30 (10 клас), презентация.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Фронтальная эвристическая беседа. Посмотрите, пожалуйста, на мой рабочий стол. На нем находятся различные предметы: картофель, лимон, яблоко, батарейка, аккумулятор. Что объединяет все эти предметы? (Выдвижение гипотез учащимися). Как проверить, и убедиться, что они работают? ( Подключаем к светодиоду). Перед вами две одинаковые батарейки, одна из них неисправна. Что это значит и как установить? Для чего это нужно в жизни?



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Индивидуальные вопросы:

  1. Что называют электрическим током?

  2. Каковы условия существования электрического тока?

  3. Для чего служат источники тока?

  4. Как вычислить работу по перемещению заряда в проводнике?

  5. Какие действия электрического тока знаете?

  6. Назовите единицы измерения электрического заряда, силы тока, напряжения.



На слайде портрет Алессандро Вольта. Какой вклад внес данный ученый в развитие электричества? ( Сообщение учащегося о биографии ученого).




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


На уроке мы узнаем за счет чего восполняется энергия, затраченная на совершение работы тока в цепи, установим новые физические величины. Научимся измерять новую физическую величину и понимать ее практическую значимость.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Групповая исследовательская работа. Прием – «аквариум». На партах находятся батарейки, соединительные провода, вольтметры.

Задание: собрать из этих элементов электрическую цепь, записать показания вольтметра. Выдвинуть гипотезу обьяснения различия в показаниях. Обьяснение измеряемой величины и ее смысл вы установите по ходу просмотра видеофрагмента. Составить краткий конспект увиденного.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Работа в парах: взаимопроверка конспектов в парах. Используя конспект и параграф 105 учебник, ответьте на вопросы : (вопросы на слайде)

  1. Почему электрическое (кулоновское ) поле не способно поддерживать постоянный электрический ток в цепи?

  2. Какие силы называются сторонними?

  3. Что называют электродвижущей силой? В каких единицах измеряется?

  4. Почему работа сторонних сил не может быть выражена через разность потенциалов?

  5. Посмотрите на данные рисунки, подумайте и попытайтесь ответить Что объединяет эти устройства?



Какую физическую величину мы сегодня измеряли? ( Электродвижующую силу-ЭДС). Такой метод называется прямым. Сделайте вывод по результатам ваших исследований. Каково практическое применение новых знаний?


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Фронтальная работа (если в классе один ПК) или индивидуальная работа (на ПК). Выполнение тренировочных заданий урока №30 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson4741/start/150960/-




Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Задания группам: (каждая группа выбирает себе один из предложенных вопросов для обсуждения)

  1. Настенные часы остановились? Что надо сделать?

  2. В доме старая батарейка? Что надо сделать?

  3. Как правильно утилизировать непригодную батарейку?

  4. С какими источниками тока вам приходится чаще всего сталкиваться в повседневной жизни? Используете ли их вы и ваша семья?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Индивидуальная работа по карточкам с последующей взаимопроверкой.

Вариант №1

  1. ЭДС источника тока 9 В , работа сторонних сил по перемещению заряда равна 9 мДж. Чему равен электрический заряд?

  2. При питании лампочки от элемента с ЭДС 1,5 В сила тока в цепи равна 0,2 А. Найти работу сторонних сил в элементе за 1 мин.

  3. Определите напряжение на лампочке (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения равна цене деления вольтметра.

Ответ: ( ____±____ ) В.



Вариант №2

  1. Найти работу сторонних сил источника тока ЭДС 10 В по перемещению заряда в 1мкКл.

  2. Определите работу, совершенную сторонними силами источника тока с ЭДС 5В при перемещении по электрической цепи N=1*10¹² электронов.

  3. Определите напряжение (см. рисунок), если погрешность прямого измерения напряжения равна половине цены деления вольтметра.


Ответ: ( ____±____ ) В.



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Практическая работа: Группы получают по 5 штук : шариков (1группа), горошин (2 группа), бусин (3 группа),пулек от детского пистолета (4 группа)и сплошной желоб. Поставьте под уклон желоб, чтобы тела скатывались по нему и собирались в емкости внизу. Быстроиз емкости набирайте тела и наполняйте вершину желоба, чтобы движение тел не прерывалось. Это устройствомоделирует замкнутую электрическую цепь. Желоб – проводник, вы – источник тока, который обеспечивает возврат тел от основания желоба к его вершине, скатывающиеся по наклонному желобу тела(электроны)-электрический ток, высота верхнего края желоба показывает величину ЭДС. Изменить угол наклона желоба и повторить опыт. Какие изменения произошли?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

  1. Единицы измерения ЭДС, напряжения, потенциала одинаковы. Как это можно обьяснить?

  2. Назовите формулуы для расчета напряжения и ЭДС. В чем сходство и различие?

  3. Какие источники тока вам знакомы?

  4. Какие превращения энергии происходят в источниках? На примере 2 или 3 источников тока.




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Индивидуальная работа на ПК (оценка автоматической системой РЭШ), взаимопроверка конспектов после просмотра видеофрагмента, заданий в форме ЕГЭ в парах.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

-Что было на уроке важным?

- Что было новым?

- Что было интересным?

У вас на столах лежат кружочки. Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока. Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд. Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд. Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовить сообщения о природе стороних сил в различных источниках тока.

Выучить пар. 105.

Домашний проект «Сделай батарейку» ( Инструкцию выдать каждому ученику)

I. Из лимона, красной свеклы, огурца, картошки и т.д. Сделать вывод какая из «батареек « лучше.

II.1.Возьмите 5 желтых монет по 10 рублей и 5 белых монет по 5 рублей.

2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.

3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар



5