Урок формирования знаний (по учебнику линии И.Н. Пономаревой)
Тема: «Внешнее строение листьев»
Цель: Способствовать формированию у обучащихся знаний о листе, как боковом органе растения.
Задачи:
1) Сформировать у учащихся знание о листе как важной части побега; познакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования;
2) продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
3) воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе.
I. Организационный момент.
II. Проверка д/з, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Можно ли назвать почку системой зачаточных органов?
Как связано внешнее строение почки с выполняемой функцией?
Какие разновидности почек вам известны?
В чём отличие генеративной почки от вегетативной?
Как называется ростовая часть побега на верхушке зачаточного стебля? Какова её функция?
Какова главная функция почек?
III. Сообщение темы, цели урока, задач и мотивация учебной деятельности учащихся.
Какова главная функция листа?
Учитель: чтобы понять, как происходит в листьях растений фотосинтез, т.е. образование органических веществ из неорганических, идущий с поглощением CO², и выделением O², необходимого для дыхания всех живых существ, необходимо знать внешнее и внутреннее строение листа (объявление темы урока).
IV.Актуализация знаний.
Что называют жизненной формой растений?
Какие жизненные формы растений вы знаете?
Какие деревья, кустарники, кустарнички и травы растут в нашей местности?
V. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Сравнивая листья названных и листья кабинетных растений, учащиеся делают вывод о различии листьев по размерам (демонстрация листа виктории – регии и листа растения очиток), форме (сравнение листьев туи, кактуса, герани), толщине (лист агавы и кислицы), окраски (колеус, диффенбахия, фиалка). Выделение общих признаков:
в основном листья имеют зелёную окраску;
большинство листьев состоит из черешка и листовой пластинки.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a9a58bb-b692-4ea6-b7c9-b1f5797905d2/%5BBIO6_03-18%5D_%5BIM_02%5D.swf
В процессе беседы учащиеся узнают о черешковых и сидячих листьях, о сетчатом (перистом), параллельном и дуговом жилковании, дополняют свои рисунки, затем записывают в тетрадях закономерность, которая существует в природе: двудольные растения имеют сетчатое жилкование, однодольные – параллельное и дуговое (за редким исключением).
Демонстрация таблицы «Типы жилкования листьев»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c1fd097-04f4-42b8-9bd4-e27306137ebf/%5BBOI6_metod%5D_%5BTM_01%5D.htm#MV
Учитель выдвигает проблему: почему лист папоротника нельзя назвать простым? (Обычно ребята легко справляются с этой проблемой.)
Учащиеся зарисовывают сложный лист:
Лист сложный: 1 – черешок, 2 – листовые пластинки
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ff83ee8-37e6-47a9-bb65-65d1af2e6a5e/%5BBIO6_03-18%5D_%5BPT_04%5D.html
Учитель: мы сегодня много говорим о листьях. Они вызывают у нас разные чувства: летом мы удивляемся и восторгаемся их красотой и многообразием, осенью восхищаемся их необычной окраской (вспомните пушкинские строки: в багрец и золото одетые леса…).
Весной мы скучаем по листьям и ждём с нетерпением их появления. Ну а зимой – тоскуем по ним, глядя на безлистные деревья.
И наш кабинет биологии является уголком зимнего сада, в котором, мне это очень приятно отметить, вы бережно ухаживаете за нашими растениями: поливаете, рыхлите почву, наблюдаете за их ростом и цветением.
VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Далее предлагается выполнить тест
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/50f38db0-11a8-4cd1-9ab3-d47424b4c79a/view/?_fromRegGuid=d75413c1-5e4c-aa49-5
Задание №9. По рисунку назвать обозначенные цифрами части побега.
Задание №10. Можно ли по жилкованию листьев определить тип корневой системы, строение семени? Приведите примеры.
Учащимся раздаются таблицы.
Название растения | Название листа | Жилкование | Класс растений |
По числу пластинок | По способу прикрепления к листу |
Предлагается заполнить её, вписав в неё растения из гербария, растения кабинета, растения, изображённые на рисунках учебника. Первое растение учащиеся описывают у доски, затем ребята работают самостоятельно.
VII. Анализ и оценка итогов работы.
VIII. Разъяснение д/з (§ 18. Подобрать стихи о листьях).