СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Фразеологизмы" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Фразеологизмы" 6 класс»

Тема урока: Фразеологизмы.

Подготовил: учитель русского языка и литературы Маранцова Виктория Викторовна

Цель: Развитие аналитических способностей учащихся в работе над фразеологическими оборотами речи.

Задачи урока.

  • Обучающая:

  • сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

  • Развивающая:

  • способствовать  развитию навыков  правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

  • формированию  навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения  отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

  • содействовать развитию  творческих способностей и образного мышления школьников;

  • обогащать словарный запас школьников;

  • Воспитывающая:

  • способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.

Ожидаемые результаты: 

Предметные результаты:

  • Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их  синонимами и антонимами;

  • Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

  • Адекватное понимание информации  сообщения;

  • Определять тему и цель урока;

  • Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;

  • Умение оценивать достигнутых результатов.

Личностные результаты:

  • Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.


«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

  1. Актуализация

Давайте вспомним основные изученные понятия в разделе «Лексика». (слайд 3)

  1. Формирование новых понятий и способов действия.

- Запись в тетради (слайд 4)

Слово учителя: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

- Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)


В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Такие словосочетания называются несвободными. - Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний. (слайд 5) именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы. (слайд 5)

- Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».

Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы. (слайд 6)

- Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. (слайд 7) Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).

4. Физкультминутка 

Наш урок интересный, но я вижу, что некоторые уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем, как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

- Побъем друг другу челом.

- Разведем руками.

- А теперь - руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

5. Закрепление пройденного материала.

1) Откроем учебники упр.179 стр.88

2) - Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках) (слайд 8)

  • Кататься как куры не клюют

  • Как кот зимуют

  • Денег назубок

  • После дождичка наплакал

  • Где раки сыр в масле

  • Знать в четверг


- Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле» - замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»- неимоверно много даже с избытком

«Как кот наплакал» - очень мало

«После дождичка в четверг» - неизвестно когда исполнится.

«Знать назубок» - превосходно выучить что-либо

«Где раки зимуют» - проучить, жестоко наказать кого-либо


- Откуда можно узнать о происхождении фразиологизмов? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический. (слайд 9)

4) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) (слайд 10)

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) душа в душу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 4) грош цена

5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой

6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове

7) засучив рукава 7) на всех парах


5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? (слайд 11) Проверим (слайд 12)

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и посетим с вами фразеологический зверинец

(слайд 13)

- Голоден, как …(волк)

- Труслив, как ...(заяц)

- Здоров, как …(бык)

- На ухо наступил… (медведь)

- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

- Грязный, как … (свинья)

- Колючий, как … (еж)

-Хитёр как лиса

-Изворотлив как уж

- Надут как индюк

- Упрям как осёл

-Болтлив как сорока

6. Рефлексия. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам (слайд 14, 15):

- О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)

- Что такое фразеологизм?

- Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

- Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

- Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

- В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)

  • Сегодня я узнал(а)….

  • Было интересно…

  • Я выполнял(а)…

  • Я понял(а), что…

  • Теперь я могу…

  • Я могу…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

7. Домашнее задание. (слайд 16)

Написать мини-сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.


- Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.

- Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов. (слайд 17)


  • Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

  • Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

  • Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)































Приложение №1

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17