Тема урока: Фразеологизмы.
Подготовил: учитель русского языка и литературы Маранцова Виктория Викторовна
Цель: Развитие аналитических способностей учащихся в работе над фразеологическими оборотами речи.
Задачи урока.
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников;
обогащать словарный запас школьников;
способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами;
Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
Метапредметные результаты:
Адекватное понимание информации сообщения;
Определять тему и цель урока;
Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
Умение оценивать достигнутых результатов.
Личностные результаты:
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя: Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Актуализация
Давайте вспомним основные изученные понятия в разделе «Лексика». (слайд 3)
Формирование новых понятий и способов действия.
- Запись в тетради (слайд 4)
Слово учителя: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Такие словосочетания называются несвободными. - Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний. (слайд 5) именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы. (слайд 5)
- Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».
Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы. (слайд 6)
- Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. (слайд 7) Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).
4. Физкультминутка
Наш урок интересный, но я вижу, что некоторые уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
- Побъем друг другу челом.
- Разведем руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
5. Закрепление пройденного материала.
1) Откроем учебники упр.179 стр.88
2) - Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках) (слайд 8)
- Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)
«Кататься как сыр в масле» - замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь
«Денег куры не клюют»- неимоверно много даже с избытком
«Как кот наплакал» - очень мало
«После дождичка в четверг» - неизвестно когда исполнится.
«Знать назубок» - превосходно выучить что-либо
«Где раки зимуют» - проучить, жестоко наказать кого-либо
- Откуда можно узнать о происхождении фразиологизмов? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический. (слайд 9)
4) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) (слайд 10)
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) душа в душу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) грош цена
5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой
6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове
7) засучив рукава 7) на всех парах
5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? (слайд 11) Проверим (слайд 12)
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и посетим с вами фразеологический зверинец
(слайд 13)
- Голоден, как …(волк)
- Труслив, как ...(заяц)
- Здоров, как …(бык)
- На ухо наступил… (медведь)
- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
- Грязный, как … (свинья)
- Колючий, как … (еж)
-Хитёр как лиса
-Изворотлив как уж
- Надут как индюк
- Упрям как осёл
-Болтлив как сорока
6. Рефлексия. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам (слайд 14, 15):
- О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)
- Что такое фразеологизм?
- Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)
- Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)
- Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)
- В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
7. Домашнее задание. (слайд 16)
Написать мини-сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.
- Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.
- Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов. (слайд 17)
Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)
Приложение №1
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17